вторник, 24 мая 2022
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
АҚШ Тайваньды Қытайдан қорғауға дайын – Байден США готовы защищать Тайвань «военным путём» - Байден На Филиппинах во время пожара на судне погибли семь человек Елбасының еңбегін ешкім жоққа шығара алмайды – Тоғжанов Ораз Жандосов будет консультировать министра Багдата Мусина Была ли слежка за казахстанцами: ответ МВД Олжас Сүлейменов партия құратынын мәлімдеді В Кызылординской области женщины требуют закрыть лото-клубы Льготное автокредитование: "Автомобили в наличии есть" «Путин – сүмелек»: Ресей агрессиясын айыптаған оқушы кешірім сұрады Дополнительных расходов для создания новых областей в Казахстане не будет- Минфин Украина ТМД елдерінің ерлігін есте сақтау туралы келісімнен шықты Иностранными банками заблокированы платежи в иностранной валюте на сумму Т9,2 млрд- глава АРРФР Число беженцев в мире превысило 100 млн Казахстанская компания прекратила поставки руды в Россию Падения деревьев и подтопления - результаты непогоды в Казахстане Почти Т232 млрд потратят на опреснительные заводы в Мангыстау Шымкенттік оқушыны әлемнің 34 университеті оқуға шақырды Установлена причина массовой гибели скота на Западе Казахстана Литва прекратила импорт российской электроэнергии Ақтауда ешкімді танымай қалған сарбаз үйіне қайтарылды В Нур-Султане арестован мужчина, домогавшийся девочки в автобусе Россияне продают казахстанский ИИН Жәнібек Әлімханұлы әлем чемпионы атанды Швейцария сняла санкции с российской компании «Еврохим»

Закат ЕАЭС: кто объединит Центральную Азию?

Растущая геополитическая нестабильность требует от Казахстана кардинального пересмотра существующих интеграционных реалий. Оказалось, что членство в «старых» союзах не ведет к повышению уровня безопасности и благосостояния страны.

Участие в глобальном противостоянии

На фоне украинского кризиса усилилась критика международных организаций, ранее созданных Казахстаном в партнерстве с Россией и Беларусью.

Как показывает практика, экономическая, политическая и военная интеграция с такими союзниками не привела к социально-экономическому развитию. Более того, надежд на «светлое будущее» остается все меньше – в разы выросла вероятность втягивания в санкционную войну, губительную для нашей экономики и общества.

В результате многолетних усилий предыдущего руководства, Казахстан стал частью целого ряда интеграционных объединений: ЕАЭС, Таможенный союз, ОДКБ. Однако вместо получения гарантий безопасности страна получила «реальную возможность» участия в глобальном противостоянии.  

Объединение с Россией в рамках ЕАЭС и ОДКБ было не столько результатом стратегических желаний Казахстана, сколько вынужденным шагом. В свое время, это казалось надежной защитой государства.

Вспомним, евразийская интеграция была форсирована в 2015 году, когда аннексия Крыма спровоцировала затяжной конфликт на территории Донецкой и Луганской областей Украины. Будапешский меморандум, подписанный в 1994 году и Казахстаном, не стал препятствием для такого развития ситуации.

Единая логистическая цепочка

В этом плане, для строительства новой системы региональной безопасности и экономического развития, наиболее очевидным направлением интеграции является Центральная Азия. Но, несмотря на изначально объединительный термин, наш регион отнюдь не представляет собой образец единства и сплоченности. К сожалению, привести пример мало-мальски удачной межстрановой организации не представляется возможным.

Вместе с тем, нужно помнить, что Центральная Азии с древнейших времен была единым пространством, открытым для свободной торговли, взаимодействия культур и языков. Не случайно регион получил наибольший расцвет в период существования Шелкового пути, сделав города региона центрами мировой торговли, культуры, науки и просвещения. Караванные пути объединяли Великую степь, Индию, Ближний Восток, Европу, Кавказ, Китай в единую логистическую цепочку.

Однако в настоящее время родственные народы с общей религией и традициями, языковыми корнями разделяют границы и таможенные посты. Хотя на протяжении всей постсоветской истории предпринимались неоднократные попытки объединения на базе общих целей экономического сотрудничества и совместного развития.

Первой пробой было Центрально-Азиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС). В 1994 году в этой организации пытались объединить все и вся.  Вторая попытка, Туркестанский союз 2000-го года. Но все ограничилось лишь дипломатическими заявлениями и осторожными инициативами. Третьей попыткой была Организация Центрально-Азиатского сотрудничества, просуществовавшая три года и «дипломатично» ликвидированная в эпоху создания ЕврАзЭС. Тогда четыре страны региона (без участия закрытого Туркменистана) опять пообещали сотрудничать во всех возможных сферах от политики и экономики до экологии и военной взаимопомощи.

Четвертая, последняя на данный момент попытка – Центральноазиатский союз, началась и закончилась подписанием «Договора о вечной дружбе» в 2007 году. Ни один из проектов не имел успеха в силу различных причин, будь то личное недоверие глав государств друг к другу, сама природа авторитарных режимов, неспособных к объединению на равных, либо разные уровни экономического развития. Возможно, самым сложным для стран, только получившим независимость, было требование обязательной передачи части суверенитета в целях общей интеграции.

Когда в товарищах согласья нет

Итогом многолетних попыток реализовать сколько-нибудь рабочий проект интеграции между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, стало лишь взаимное недоверие, регулярные обвинения и неспособность решить элементарные бытовые проблемы рядовых граждан. Никто так и не формулу 4freedoms, в которую входят свобода движения товаров, лиц, услуг и капитала.

Региональные конфликты возникают даже между партнерами по ЕАЭС – Казахстаном и Кыргызстаном. Последнее «весеннее» обострение случилось в апреле 2022 года после слов кыргызского депутата Айбека Алтынбекова, сказавшего следующее: «Раз Казахстан ставит экономическую блокаду, мы тоже должны поставить водную блокаду. Когда придет время, мы должны приостановить поток воды в Казахстан».

В результате подобных нерешенных вопросов водопользования и энергетического баланса, между странами региона случаются даже вооруженные конфликты, которые отдаляют стратегическую перспективу единения. К примеру, «маленькая война» между Кыргызстаном и Таджикистаном в 2021 году.  Необходимо волевое и ответственное вмешательство двух больших игроков региона, Узбекистана и Казахстана, могущих стать локомотивами интеграции в Центральной Азии, по аналогии с Францией и Германией в ЕС. Именно эти государства, способные определяющим образом влиять на все остальные страны ЦА, должны остановить опасные тенденции разделения.

Центральной Азии нужен новый старт для интеграции. И это не просто субъективное желание местных элит, это реальная экономическая и политическая потребность. Тем не менее новое объединение не должно начинаться с гигантомании прошлого.  Государства должны сконцентрироваться на простых и конкретных темах сотрудничества в сфере сельского хозяйства и промышленности, как это некогда случилось в Европейском союзе. Это позволит изменить динамику слабой внутрирегиональной торговли, а также снизить зависимость от торговли с Россией и КНР.

Можно подытожить, что «практическое» обсуждение перспектив ограничения «включенности» Казахстана в ЕАЭС, нужно вести параллельно с созданием нового интеграционного объединения со странами региона, в особенности с Узбекистаном и Кыргызстаном.

Возможно, пятая попытка все же будет иметь положительные результаты в условиях серьезной потребности регионального сотрудничества, внешних факторов нестабильности и рискованного членства в Евразийском экономическом союзе.

К поискам новой модели интеграции подталкивают и участившиеся информационные атаки российских пропагандистов.  Одним из последних примеров стал «спич» российского журналиста Тиграна Кеосаяна, адресованный Казахстану. Быть может, именно наличие общей угрозы станет недостающим элементом успешной интеграции в регионе.

Шарип Ишмухаммедов, A+Analytics

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33