- Exclusive
Поддержать

Войны часто возникают и продолжаются из-за просчетов обеих сторон в оценке их возможной мощи. В случае с Украиной Россия совершила серьезную ошибку, недооценив решимость украинцев воевать и эффективность поставляемого НАТО оружия. Однако Украина и НАТО также переоценивают свои возможности победить Россию на поле боя. Результатом является война на истощение, в которой каждая сторона верит, что выиграет, но обе в итоге проиграют. Украина должна активизировать разработку условий мирного договора, подобного тому, который был на столе в конце марта, но от которого она отказалась из-за свидетельств российских зверств в Буче и, возможно, из-за изменения оценки своих военных перспектив.

Условия мира, которые обсуждались в конце марта, призывали к нейтралитету Украины, подкрепленному гарантиями безопасности и сроками решения спорных вопросов, таких как статус Крыма и Донбасса. Российские и украинские переговорщики, равно как и турецкие посредники, заявили, что в переговорах есть прогресс. Затем, после сообщений из Бучи, переговоры сорвались — представитель Украины заявил, что «украинское общество теперь гораздо более негативно относится к любой концепции переговоров с участием Российской Федерации».

Но необходимость переговоров остается неотложной и решающей. Альтернативой является не победа Украины, а разрушительная война на истощение. Чтобы прийти к соглашению, обе стороны должны пересмотреть свои ожидания.

Когда Россия напала на Украину, она явно рассчитывала на быструю и легкую победу. Россия значительно недооценила модернизацию вооруженных сил Украины после многолетней военной поддержки и обучения со стороны США, Великобритании и других стран начиная с 2014 года. Более того, Россия недооценила степень, в которой военные технологии НАТО окажутся способны противостоять превосходящей численности российских войск. А самой большой ошибкой России, без сомнения, была уверенность, что украинцы не будут воевать или, возможно, даже перейдут на ее сторону.

Однако теперь уже Украина и ее западные сторонники переоценивают шансы победить РФ на поле боя. Мысль о том, что российская армия вот-вот развалится —  это принятие желаемого за действительное. У России достаточно военного потенциала, чтобы разрушить украинскую инфраструктуру (например, железнодорожные пути, которые сейчас подвергаются атаке), а также завоевать и удерживать территории в Донбассе и на побережье Черного моря. Украинцы сражаются решительно, однако маловероятно, что им под силу добиться поражения России.

Не могут этого сделать и западные финансовые санкции — гораздо менее масштабные и эффективные, чем провозглашают правительства, которые их ввели. Как санкции США против Венесуэлы, Ирана, Северной Кореи и других стран не привели к изменению политики этих режимов, так и санкции против России не соответствуют поднятой вокруг них с самого начала шумихе. Отключение российских банков от международной платежной системы SWIFT не стало «ядерной мерой», вопреки расхожим утверждениям. По данным Международного валютного фонда, в 2022 году экономика России сократится примерно на 8,5% — плохие новости, но едва ли катастрофические.

Более того, санкции влекут серьезные экономические последствия для США, а тем более для Европы. Инфляция в США достигла 40-летнего максимума и, вероятно, сохранится из-за триллионов долларов ликвидности, созданных Федеральной резервной системой в последние годы. В то же время экономика США и Европы замедляется, а возможно и сокращается, из-за множащихся сбоев в цепочках поставок.

Внутриполитическая позиция президента США Джо Байдена неустойчива и, скорее всего, будет только слабеть по мере нарастания экономических трудностей в ближайшие месяцы. Общественная поддержка войны также, вероятно, будет снижаться по мере ухудшения состояния экономики. Республиканская партия расколота вопросом войны, причем фракция Трампа не очень заинтересована в конфронтации с Россией из-за Украины. Демократы также будут все больше возмущаться стагфляцией, которая грозит лишить партию большинства в одной или обеих палатах Конгресса на ноябрьских промежуточных выборах.

Негативные экономические последствия режима войны и санкций достигнут ужасающих масштабов в десятках развивающихся стран, зависящих от импорта продовольствия и энергии. Экономические неурядицы в этих странах приведут к настойчивым призывам во всем мире к прекращению войны и санкций.

Тем временем Украина продолжает тяжело страдать от смертей, перемещений и разрушений. В настоящее время МВФ прогнозирует сокращение экономики Украины на 35% в 2022 году вследствие жестокого разрушения жилья, заводов, железнодорожного подвижного состава, мощностей по хранению и передаче энергии и другой жизненно важной инфраструктуры.

Но опаснее всего риск ядерной эскалации, сохраняющийся, пока продолжается война. Если бы ныне воюющие армейские силы РФ действительно потерпели поражение, к чему так стремятся США, Россия вполне могла бы ответить применением тактического ядерного оружия. Американский или российский самолет может быть сбит противоположной стороной при пролете над Черным морем, что, в свою очередь, может привести к прямому военному конфликту. Сообщения СМИ о том, что у США есть тайные силы на земле, а также раскрытие разведывательным сообществом США информации о том, что они помогли Украине с убийством российских генералов и потоплением флагманского корабля России в Черном море, также подчеркивают эту опасность.

Реальность ядерной угрозы означает, что обе стороны никогда не должны отказываться от возможности переговоров. Это главный урок кубинского ракетного кризиса, который произошел в октябре 60 лет назад. Президент Джон Ф. Кеннеди тогда спас мир, договорившись о прекращении кризиса, согласившись с тем, что США никогда больше не вторгнутся на Кубу и выведут свои ракеты из Турции в обмен на вывод советских ракет с Кубы. Эти действия вовсе не означали покорность советскому ядерному шантажу — Кеннеди мудро избегал Армагеддона.

Мир в Украине по-прежнему возможно установить на основе тех параметров, которые предлагались в конце марта: нейтралитет, гарантии безопасности, рамки для урегулирования вопросов Крыма и Донбасса и вывод российских войск. Это остается единственным реальным и безопасным курсом для Украины, России и мира. Мир сплотился бы вокруг такого соглашения, и Украине следует поступить так же ради собственного выживания и благополучия.

Джеффри Д. Сакс – профессор Колумбийского университета, директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета и президент Сети ООН по поиску решений в области устойчивого развития.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.