Путин и революция. Что привез с собой в ЦА президент России
Поддержать

Путин и революция. Что привез с собой в ЦА президент России

Турне Владимира Путина по трем центральноазиатским республикам – Казахстану, Таджикистану и Кыргызстану проходило на фоне разговоров о новой революции в Бишкеке, исламской радикализации в Душанбе и только в Алматы к российской стороне «не было никаких вопросов».

26 февраля на лентах информагенств появилась информация, что Путин и Назарбаев покатались на горнолыжном курорте «Шымбулак». Два бесстрашных лидера, которых не напугал возможный сход лавины, прогнозировавшийся сейсмологами в эти дни на Шымбулаке, имели возможность обсудить тет-а-тет то, что их более всего беспокоит в двусторонних и не только отношениях. Впоследствии из скупого заявления для прессы стало известно, что обсуждалась сирийская проблематика и посреднические усилия Казахстана путем предоставления площадки для переговоров по этой теме.

Обсуждалась динамика внутри ЕАЭС, но на ней детально останавливаться не стали, так как гордиться особо нечем, ситуация в Союзе складывается из рук вон плохо. Но вероятно о самом интересном широкой публике сообщать не стали. Были предположения, что на встрече Назарбаева и Путина будут обсуждаться пути нормализации отношений между Москвой и Минском, где посредником по опыту сглаживания противоречий между Москвой и Анкарой мог стать Нурсултан Назарбаев.

В свою очередь Россия могла посодействовать в разрядке напряженности между Бишкеком и Астаной, которая возникла после неоднозначных высказываний президента КР Алмазбека Атамбаева о «блокаде со стороны Казахстана» кыргызской территории в 2010 году. И хотя открыто эти темы не были заявлены, но, скорее всего, оба лидера не обошли их вниманием. В целом же приезд Путина в Казахстан на этот раз оказался дежурным, никаких прорывных соглашений или заявлений сделано не было, изначально пресс-служба Кремля анонсировала визит Путина в РК как скорее неформальный, так сказать для «сверки часов». Чего конечно не скажешь о приезде президента РФ в Таджикистан, где перед Путиным стояла конкретная цель – убедить Эмомали Рахмона вступить в ЕАЭС. Сделать этого пока не удалось, таджики все еще раздумывают. Правда, в ходе своего визита Путин вполне недвусмысленно дал понять, что у Москвы есть серьезный инструмент воздействия на Душанбе в лице трудовых мигрантов. По официальным данным, порядка миллиона таджиков сейчас находятся на заработках в России, в прошлом году они отослали на Родину 1,9 млрд долларов или треть от всего ВВП Таджикистана.

«Серьезной поддержкой экономики Таджикистана служат, конечно, и денежные переводы, которые отправляют домой работающие в России таджикские граждане, их, по нашим подсчетам, сегодня 876 тысяч. Только за прошлый год объемы таких перечислений превысили $1,9 миллиарда, это почти одна треть ВВП страны. Подчеркну, что в России гражданам Таджикистана предоставляются максимально возможные преференции: пребывание в течение 15 дней без постановки на учет, оформление патентов на работу сроком до трех лет», — сказал Путин.

Другой способ давления – вопросы безопасности. 201 российская военная база укрепляется в Таджикистане, более того она будет задействована в укреплении таджикско-афганской границы. Путин намекнул Рахмонову, что не Кремлю нужна база в Таджикистане, а как раз наоборот.

Москва и Душанбе подписали соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

В документе закрепляется проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации исследовательских ядерных реакторов, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также партнерство в деле рекультивации урановых хвостохранилищ и утилизации выведенных из эксплуатации производств по добыче и переработке урана, производстве радиоизотопов, применении атомных технологий в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, обучении и подготовке высококвалифицированных кадров в области атомной энергетики.

Путин пообещал амнистировать граждан Таджикистана, нарушивших миграционное законодательство России. Примерно 200 тыс. таджикистанцев, оказавшихся в черных списках ФМС, в скором времени могут получить право въезда в РФ.

Будучи в Таджикистане Путин по телефону переговорил с вновь избранным, почти со 100 процентами голосов туркменским диктатором Гурбангулы Бердымухамедовым. Ожидается, что в скором времени Путин нанесет визит и в Туркмению, которая находится в бедственном экономическом положении, а ее граждане в некоторых регионах прибывают на грани голода. Вероятно, Москва, используя ухудшающееся положение туркмен, попытается еще больше втянуть в орбиту своего влияния Ашхабад, который ранее настаивал на концепции нейтралитета.

Пожалуй, главная интрига была связана с визитом Владимира Путина в Кыргызстан, который прошел на фоне массовых акций протеста и разговоров о революции в связи с арестом оппозиционного кыргызского политика Омурбека Текебаева, поскольку следы его задержания как раз тянутся в Москву. По утверждению силовых органов, он, якобы в 2010 году получил от российского бизнесмена и бывшего депутата Госдумы от КПРФ Леонида Маевского $1 млн в обмен на обещание на выгодных условиях получить пакет акций сотового оператора MegaCom. По утверждению Маевского, Текебаев свою часть сделки не выполнил и угрожал ему физическим устранением. Что его подвигло заговорить после 7 лет молчания именно сейчас не совсем понятно, но, как он признался, основанием для этого стали сигналы из Бишкека.

Вероятно, эти сигналы связанны с предстоящими в этом году выборами в КР, где Атамбаев лоббирует интересы своего ставленника Омурбека Бабанова, который, по некоторым данным, гарантировал личную неприкосновенность Атамбаеву, в случае если он приведет его к президентству. Поэтому, перед выборами поле зачищается и Текебаев, как один из самых авторитетных политиков, не скрывающих президентских амбиций, в эту конструкцию явно не вписывается. Атамбаев в свою очередь заявил, что останется в политике и после ухода с поста президента, вероятно, получив определенные гарантии от своего преемника. Между тем, на встрече с Путиным кыргызский лидер успокоил его, что больше революций в Кыргызстане не будет, хотя первые две организовывали при его непосредственном участии, чем не преминул похвастать Атамбаев. Кыргызская оппозиция в свою очередь уверяла, что Путин приехал лично назначить следующего президента Кыргызстана, и подогревала кыргызстанцев массово выходить на улицу, «чтобы не Путин, а сами кыргызстанцы решили, кто будет следующим президентом». Кризис в КР в связи с арестом Текебаева продолжается и никто не может гарантировать, что он не закончится по сценарию 2005 и 2010 годов.

На официальном сайте президента КР о визите Путина говорится, что в рамках него были подписаны три двусторонних документа: совместное заявление президентов; протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами России и Кыргызстана об оказании технического содействия КР в рамках процесса присоединения к ЕАЭС от 31 марта 2015 года; меморандум о сотрудничестве в области борьбы с инфекционными болезнями между министерством здравоохранения КР и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации.

«Я хочу еще раз поблагодарить российскую сторону и Владимира Владимировича Путина за ту поддержку и помощь, которую Вы оказываете в этот трудный переходный период, период адаптации нашей страны. Я могу открыто сказать, что только благодаря политической воле президента России был создан Российско-Киргизский фонд развития с уставным капиталом в 500 миллионов долларов. Кроме того, тогда же российской стороной было принято решение о выделении для решений вопросов интеграции Кыргызстана в ЕАЭС 200 миллионов долларов в качестве технической помощи на поставку соответствующего оборудования и программ. И я уверен, что назло всем слухам, сплетням мы поступили абсолютно правильно. Вступление в Евразийский экономический союз — самый правильный путь. Я также уверен, что до конца года с помощью братской России мы решим оставшиеся вопросы по полноправному вхождению в ЕАЭС, и что некоторые мелкие препоны, барьеры до конца года будут сняты. Сегодняшняя встреча, если говорить образно, дает возможность сверить наши часы и определить дальнейшие шаги по развитию нашего сотрудничества», — сказал на переговорах с Путиным Атамбаев.

Хозяин Кремля в свою очередь подчеркнул, что Россия предоставила кыргызской стороне помощь на сумму 200 миллионов долларов, в том числе для модернизации объектов таможенной инфраструктуры и обустройства пограничных пунктов. Россия оказывает КР содействие в целях стабилизации бюджета. Общая сумма соответствующих грантов составила к сегодняшнему дню 225 миллионов долларов. Проводится списание государственного долга Кыргызстана, что уменьшает нагрузку на финансовую систему страны, расчищает баланс, освобождает средства на важнейшие, в том числе социальные программы развития республики.

«Значительный вклад в экономическое развитие Кыргызстана вносят денежные переводы кыргызских граждан, работающих в России. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС объемы таких трансфертов выросли на 18,5 процента. За январь-сентябрь 2016 года они составили 1,3 миллиарда долларов США, это почти 30 процентов ВВП страны. Но это только то, что мы знаем по банковским и почтовым переводам. На самом деле, конечно, больше. Киргизские граждане имеют теперь одинаковые с гражданами других государств-членов Союза права при устройстве на работу в России», — сказал Владимир Путин.

В Кыргызстане растёт число школ с преподаванием на русском языке: 200 школ с обучением на русском языке, 414 – на русском и киргизском языках. В сентябре 2016 года в Бишкеке при поддержке Российского фонда мира была открыта новая школа имени Антона Чехова.

В Узбекистан Путин не поехал, видимо, потому, что в апреле президент этой страны Шавкат Мирзиеев посетил с официальным визитом Россию. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.