Кыргызский фактор
Поддержать

Кыргызский фактор

КИРГИЗ. 1-1

Недавно аналитики Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития опубликовали доклад на тему : «Трудовая миграция и человеческий капитал Кыргызстана: последствия вступления в Таможенный Союз и Единое Экономическое Пространство». Мнение кыргызских мигрантов: «Все мигранты ждут вступления КР в Таможенный союз». Правда, эффект от присоединения этой маленькой среднеазиатской страны может быть неоднозначным…

Доклад фокусируется на эффектах возможного вступления Кыргызстана в ТС и ЕЭП применительно к потокам трудовых ресурсов, объемам денежных переводов, конъюнктуре рынка труда и подготовке кадров в этой стране. Кроме того, в докладе представлены прогнозы среднесрочных трендов трудовых миграционных процессов в Кыргызстане и определено влияние изменившихся трудовых миграционных рамок в контексте присоединения Кыргызской Республики к ТС и ЕЭП на экономику страны.
Трудовые мигранты из Кыргызстана отправляются на работу в Россию (92%) и Казахстан (8%). Основными факторами миграции, по мнению авторов доклада, являются низкий уровень доходов и безработица в Кыргызстане в сочетании со спросом на рабочую силу в России и Казахстане. При этом предопределяющим параметром для прогнозирования миграционных тенденций является «выталкивающий» фактор» — различие в размере ВНП на душу населения. Если ВНП на душу населения снижается на 1%, трудовая миграция увеличивается на 0,7%.
В настоящее время за рубежом трудятся до 1 млн. человек из Кыргызстана, что составляет до пятой части населения страны.
В докладе приводятся наиболее характерные ответы респондентов о причинах, которые заставили их уехать на заработки в другую страну.
А.,45 лет, работает в сфере услуг в Алматы с 2006 года:
«В Казахстане лучшие условия для работы и жизни. Тех денег, что я зарабатываю, мне хватает на жилье, питание, отдых, помощь родственникам, сыну… На одну зарплату, например, я могу в любую страну съездить, а в Кыргызстане, чтобы куда-то съездить, я бы работала полгода или год».
Н., 48 лет, работала в торговых павильонах в Подмосковье и Москве:
« В Бишкеке работала преподавателем географии в средней школе. Выехала к сестрам в Подмосковье, так как надо было кормить семью, найти деньги на лечение мужа. Сейчас вернулась, купила участок, строим небольшой трехкомнатный дом, открыли продуктовый павильон, сын заканчивает университет. Работа в России однозначно улучшила материальное положение моей семьи. Работала бы дальше в школе – не хватило бы ни на что, собственного дома не было бы и через 30 лет»

По данным доклада, наиболее активным сегментом трудовой миграции из Кыргызстана являются молодые люди в возрасте до 35 лет, проживающие в Чуйской и в других трех южных областях страны. Именно выходцы из указанных областей выражают большую готовность покинуть родину в поисках работы. Это обусловлено сложной экономической ситуацией, а также сложившимися диспропорциями в развитии регионов страны. Поэтому развитие указанных регионов, а также политика занятости могут быть использованы для регулирования миграционных потоков из Кыргызстана.
Авторы отмечают значение социальных сетей. При принятии решения выехать из Кыргызстана с целью трудоустройства для 90% мигрантов, выехавших в Россию, и 78%, выехавших в Казахстан, важную роль сыграл факт присутствия там родственников, друзей, земляков. Большинство опрошенных (81% в России и 63% в Казахстане) подтвердило, что при обустройстве на новом месте и трудоустройстве помощь им исходила от земляков. При этом была отмечена низкая вовлеченность в эти процессы государственных органов как страны-отправителя, так и принимающих стран: помощь от них получили менее 3% респондентов. В связи с этим, авторы доклада рекомендуют государственным органам и неправительственным организациям тесно взаимодействовать с сообществами мигрантов.

КИРГИЗ 2-2

Для Кыргызстана, как для страны с относительно ограниченными природными ресурсами, определяющее значение имеет развитие человеческого капитала. Но на фоне того, что трудоспособное население республики постоянно убывает, необходимо разработать стимулы по удержанию, трудоустройству и возвращению мигрантов. Республика уже испытывает дефицит работников среднетехнических специальностей в связи с их выездом за рубеж, страдает аграрный сектор республики, откуда «вымываются» рабочие руки.
В случае возвращения трудовых мигрантов произошел бы обратный процесс, который может положительно повлиять на экономику страны-отправителя за счет развития человеческого капитала и прибытия людей с новыми навыками и компетенциями. Основными мотивами для возвращения мигрантов на родину являются семейные причины. Причем в большей степени для тех, кто выезжал в Россию (58%), чем в Казахстан (34%). Это снова связано с большими возможностями для регулярного перемещения в Кыргызстан из Казахстана в случае болезни родственников, семейных событий, женитьбы, что объясняется географической близостью двух стран и меньшими затратами на переезд. Второй главной причиной является желание открыть свой бизнес и применить полученные навыки в Кыргызстане, что верно больше для Казахстана (31%), чем для России (17%). Это, возможно, связано с большей легкостью налаживания контактов, нахождения партнеров, поставщиков, транспортировки товаров из Кыргызстана в Казахстан, чем в Россию.
Основными проблемами трудовой миграции, по мнению самих мигрантов, являются финансовые сложности, поиск работы, жилищно-коммунальные условия и проблемы с миграционной полицией. К другой, менее значимой, группе проблем относятся сложная система регистрации, низкая правовая грамотность, недостаточная профессиональная подготовка и слабое знание русского языка, а также дискриминация на рабочем месте вследствие недостатков в законодательстве.
О том, как это происходит на практике, откровенно говорят сами мигранты.
Ч., 48 лет, трудовой мигрант, в Казахстане с 2007 года, работает в фармацевтической фирме в Алматы:
«Каждый трудовой мигрант в Казахстане должен зарегистрироваться в Миграционном департаменте полиции в течение пяти дней по месту проживания. Для получения справки с места жительства при аренде квартиры надо прийти вместе с хозяевами квартиры и их документами на недвижимость. Срок выдачи справки от трех дней до одного месяца. Срок действия справки три месяца. После чего снова надо заехать в страну и снова оформлять документы по той же схеме. Но в действительности крайне сложно найти людей, которые согласны оформить иностранцев у себя. В моем случае, даже несмотря на то, что я проживаю у своих хороших знакомых, они не хотят регистрировать у себя кого-то. Еще дополнительное неудобство в том, что хозяева квартиры должны тебя сопровождать в миграционные органы, а кому хочется тратить время, толкаться среди мигрантов каждые три месяца?
Раньше мои работодатели не хотели оформлять меня легально. А правоохранительные органы в Казахстане хорошо работают. Из-за постоянных проверок и рейдов я, как и многие, в течение двух лет выезжала и заезжала в Казахстан каждые пять дней через таможню на Кордае. На это уходит половина суток и стоит 4 тыс. тенге туда и обратно, если ехать на такси. На микроавтобусах — 2 тыс. тенге. Я лично это делала, пока не нашла людей, которые за определенную плату меня оформляют у себя на три месяца. Есть в Алматы рынки, как Зеленый рынок, где сдают недвижимость, и там люди сразу говорят: «Мы квартиру сдаем, но без регистрации. Ищите сами». Но есть специальные агенты, их еще называют маклерами, которые за определенную плату регистрируют мигрантов на квартирах с арендой или без фактической аренды квартиры, что не очень легально, так как место жительства должно соответствовать месту регистрации.
Сейчас мои работодатели готовы меня оформить легально. Поэтому собираю документы для вида на жительство. Требуется очень много документов. Я посчитала, что на это все уходит около 30 тыс. тенге, или минимум $200–250, не считая расходов на проезд, проживание и т. д. Если хочешь ускорить, то везде надо доплатить, что удваивает или даже утраивает сумму. По закону ответ должны дать в течение трех месяцев, но опять, если без дополнительной оплаты для ускорения процесса, можно ждать и год. Это зависит также от областей. В Алматы очень сложно прописаться, стоит около $2000–2500, есть особые условия, ограничения относительно жилой площади на месте проживания. Поэтому многие регистрируются в Кордае, Таразе,
Джамбуле, Чимкенте, там от $700 до $1500. Я, допустим, подаю документы в Таразе. Как получу там вид на жительство, поменяю ее на Алматы, это около $100. Прописку менять легче, чем получать ее. Вид на жительство дается на 10 лет, если не участвуешь в программе «Оралман», которая способствует возвращению казахов на историческую родину.
Все мигранты ждут вступления Кыргызстана в Таможенный союз: все эти миграционные вопросы разрешились бы и позволили бы людям работать беспрепятственно в странах ТС. Возможность свободного передвижения рабочей силы, я думаю, изменит ситуацию, когда надо без конца выезжать из страны и въезжать снова, регистрироваться каждые три месяца. Казахстан является членом ТС, и казахи сейчас могут беспрепятственно работать в России. Это очень удобно».

В докладе отмечается, что основной положительный момент от миграции для Кыргызстана по-прежнему состоит в потоке денежных переводов. Так, за 2011 год они составили 1,7 млрд. долларов США без учета трансфертов по неофициальным каналам. Опрос показал, что более 40% трудовых мигрантов отправляют на родину до половины своего заработка, или от 200 до 500 долларов в месяц. При этом, хотя на сегодняшний день эти средства направляются в основном на цели потребления, постепенно увеличивается тенденция инвестиций в развитие малого бизнеса, главным образом в розничной торговле.
В ходе исследования было выявлено, что 44% граждан Кыргызстана имеют долгосрочные планы на работу в России и 33% — в Казахстане, но только 6% и 9%, соответственно, хотят остаться там на постоянное жительство.
По итогам исследования, семейные отношения являются первой причиной для возращения мигрантов на родину, а второй — желание открыть свой бизнес и применить на родине полученные навыки. В этой связи в докладе отмечается, что возвращение трудовых мигрантов будет иметь положительный эффект на развитие человеческого капитала за счет прибытия в Кыргызстан специалистов с новыми компетенциями, полученными в странах иммиграции.
При этом исследование показало, что, если в Казахстане мигранты из Кыргызстана заняты преимущественно в торговле (41% респондентов) и сельском хозяйстве (5%), то в России основными работодателями для них являются строительная отрасль и промышленность (30% и 5%, соответственно).
Авторы исследования считают важным обеспечить вступление Кыргызстана в ТС без ограничений в области трудовой миграции. В противном случае нерешенным останется вопрос о нелегальной миграции, являющейся основным источником проблем, связанных с правами, условиями жизни, здоровьем, доходами мигрантов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.