Джихад в Кыргызстане
Поддержать

Джихад в Кыргызстане

Кадыр Маликов

Идеология «исламского глобального призыва» к борьбе за справедливость, которая в своих основных идеях стремится дать мусульманам адекватные ответы на проблемы современности, является фундаментом для проектирования исламского «идеального общества». Поэтому данный проект может носить как чисто идеалистический, так и реалистический характер.

Рассматривая сугубо джихадистскую идеологию салафитских групп (джамаатов), необходимо все же классифицировать различные джамааты на «умеренных», пассивных «такфиритов» и «джихадистов-такфиритов», или «хаваридж», выступающих уже с оружием в руках. Однако эти противоречия ввиду преобладания умеренных салафитских джамаатов пока не выходят за рамки теологического спора внутри верующих, тем более в их идеологии отсутствуют притязания на власть или изменение формы правления и светских устоев государства.

В данном случае мы не рассматриваем умеренные группы салафитов, в то время как особенности радикального проявления этого идейного движения имеют свою специфику в условиях Центральной Азии. Вместе с тем за последние годы джамааты салафитов создали ряд учебных центров — по сути, в домашних условиях, — в которые в качестве наставников привлекаются выпускники университетов из Саудовской Аравии, Египта, Кувейта, Иордании и т. д. Как правило, официальные салафитские организации зарегистрированы как благотворительные, а неформальные объединения — джамааты — группируются вокруг отдельных мечетей. Мониторинг центров и «салафитских» мечетей показывает, что у данных умеренных групп имеется стремление сохранить идеологию салафизма путем отделения от других верующих и переноса крайнего понятия «джихад» на мирную исламизацию по салафитскому образцу через призыв к таувхиду (единобожию).

В то же время салафиты в целом подвержены формализму и стремлению к детальной унификации образа жизни всех мусульман. При этом в методах идеологической борьбы салафитских джамаатов с другими группами мусульман, в частности с суфиями, нет принципиального характера. Ввиду того, что пропагандистская работа салафитов направлена прежде всего против конкретных групп или личностей, теологический спор касается лишь вопроса трактовки единобожия, вопросов «бидьа» — нововведений, который наиболее популярен среди молодых салафитов в возрасте 20–30 лет. Это объясняется тем, что идеология салафитов пока носит умеренный характер и ограничена борьбой за влияние в мусульманской общине.

Структура салафитских организаций состоит из четырех категорий сторонников, напоминая пирамидальную иерархию. В первую категорию входят руководители официальных организаций: благотворительных фондов, учебных центров и т. д. Они стараются заручиться поддержкой чиновников, интеллигенции, часто представителей правоохранительных органов, прокуратуры или других мусульманских организаций, используя свой официальный статус для создания благоприятной почвы с целью распространения и укоренения идей салафизма в Кыргызстане.

Работа в центрах по распространению единобожия в таких странах, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и т. п., проводится путем вербовки молодежи через 1–2-месячные курсы по единобожию по книге Абду Ваххаба. Основная цель — создание джамаата (численностью 5–10 человек во главе с назначаемым амиром) в стране их проживания путем материальной поддержки и открытия силами джамаата центра, фонда и т. д. в Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде. Центрами в сети являются мини-джамааты на съемной квартире. В лекциях, наставлениях дается разрешение скрытия идеологии ваххабизма (таухида) путем внешнего придерживания традиционных форм ислама — ханафизма (распространенного в Центральной Азии).

По нашим данным, активизация джихадистского подполья (участие в актах смертников салафитов) начиналась именно с деятельности умеренных ваххабистских сетей мини-джамаатов, которые впоследствии отрывались от основного центра финансирования и подпадали (чаще через интернет-сайты, компакт-диски, встречи и контакты) под влияние более радикальных идеологий салафито-джихадистского толка.

Вторую категорию образуют имамы-мухтасибы, которые на местах, в районах, обеспечивают направление деятельности салафитов.

Третья группа формируется из активистов, которые непосредственно работают с населением, прихожанами мечетей, опираясь в большей степени на молодежь. Собственно эта группа активно выступает с критикой традиционного ислама, называя отдельные части религиозной практики и обряды местного населения «нововведением», не соответствующим «чистому» исламу.

И, наконец, четвертую группу салафитов образует мусульманская молодежь, которая восприняла идеи проповедников и образовала самостоятельные ячейки — джамааты во главе с амирами, зачастую неподконтрольные руководителям официальных салафитских организаций и имеющие свое собственное видение идей салафизма. Данные малочисленные автономные джамааты подпадают под влияние через лекции на компакт-дисках джихадистов такфиритов, действующих на Северном Кавказе, в арабских странах.

Данные группы (джамааты) имеют основную цель — проведение атак против правоохранительных органов, а также проведение террористического акта как такового среди мирного населения, своих единоверцев с целью посеять хаос, страх, показать неспособность власти предотвратить теракт.

Также данное явление имеет идеологический базис в виде целенаправленной методики вербовки и зомбирования исполнителей с использованием современных методов обработки, основанных на глубоких теологических разработках салафитских джихадистских ученых. Согласно трудам по джихаду (о проведении террористических актов с участием смертников), такие ученые джихада, как Мухаммад аль-Макдиси, Абу Мусаба ас-Сури и др., дают теологическое обоснование и разрешение использовать методы массового террора среди мирного населения и единоверцев. Представители силовых органов объявляются прислужниками Тагута (Лжебога), то есть в конкретном случае — светской власти, и их убийство считается борьбой с Тагутом.

Разработанный в боевых условиях на территории Афганистана, Ирака, Северного Кавказа, институт джихада также включает в себя и новые разработки применения инструментов истишхада (актов с использованием смертников).

Основные характеристики. Методы вербовки очень ускоренные. Подготовка смертника (особенно имеющего опыт членства в «Хизб ут-Тахрире» или сепаратистских организациях) занимает 2–4 месяца. Ставка делается не на организационную деятельность, не на создание какой-либо структуры, а на работу с психикой верующего. Обработка верующего может даже ограничиваться вербовкой через интернет-сайты и, особенно, через DVD-диски. Обычно существуют установки на объединение в небольшие джамааты от 4 до 10 человек во главе с амиром.

Известный идеолог радикального подхода, автор проекта «грязной бомбы для грязной нации (США)», Абу Мусаб ас-Сури в январе 2005 года опубликовал доктрину под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в которой приводит собственное стратегическое видение борьбы. Все группы, все ячейки действуют совершенно автономно. Создается полностью децентрализованная система, рассчитанная на трудность ее обнаружения. Психологически готовят к худшему, и на этой основе строятся ячейки: если одно звено гибнет, другие звенья сохраняют жизнеспособность. Успех зависит только от тщательной всесторонней программы самообразования в домашних условиях. То есть система призывает к децентрализации (упразднению организационного аспекта), но с единством идеологии джихада, согласно принципу «система, но не организация».

Программа вербовки включает в себя психологическую подготовку к смерти с использованием аятов из Корана и Сунны (например: боль, которую шахид испытывает перед смертью, равна укусу муравья) и т. д.

Сегодня очень быстро, на основе протестных настроений среди молодежи, получает подпольное распространение джихадистская идеология Саида Бурятского, а также несалафитских джамаатов — Союза исламского джихада (СИД) и Исламского движения Узбекистана (ИДУ) — через компакт-диски, видеозаписи на сотовых телефонах, литературу. Также исследования показывают не столько сращивание, сколько возможную поддержку и возможную координацию действий различных групп и организаций, от СИД, ИДУ до автономно действующих подпольных салафитов-джихадистов.

В Интернете есть многочисленные «тайники», куда размещается аудио- и видео-продукция ИДУ, СИД, различных салафитских, джихадистских джамаатов, действующих на Северном Кавказе, которая передается через смс-сообщения, «фатв»-порталы, с видеороликами для узкого круга лиц. Данные материалы в целом содержат политические обращения к верующим с последующими «фатвами», уроки по идеологии, освещение событий и их трактовку в Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане (особенно после ошских событий 2010-го), видеозаписи собраний (иджтима) ИДУ, СИД, видеообращений полевых командиров с территории Чечни, видеообращений к верующим с призывом к джихаду со стороны Айману Завахири («Аль-Каида»), «Талибана» и т. п.

Идеологи данных джамаатов занимаются теологическим обоснованием ведения джихада, особенно в легализации истишхада. В выработке идеологии джихада в настоящий момент большое значение уделяется политической оценке текущей ситуации в Кыргызстане (ошские события), Казахстане (северо-запад), Таджикистане и Узбекистане, а также ситуации в арабском мире после «арабской весны». В данных организациях (СИД и ИДУ) на текущий день имеются хорошие специалисты по языкам, по религиозным наукам. По степени систематизированности и обоснованности они уже приближаются к своим коллегам из арабских стран, Афганистана и Пакистана.

На мой взгляд, власти Казахстана будет вынуждены применять жесткие меры в отношении нетрадиционных джамаатов, что, возможно, приведет к усилению противостояния между правоохранительными органами и джамаатами в Казахстане и, как результат, приведет к объявлению вынужденной «хиджры» семей и родственников на территорию Турции, Кыргызстана, Саудовской Аравии, ОАЭ. Однако боеспособная часть молодежи будет уходить на территорию афгано-пакистанской границы. Есть вероятность создания отдельного движения по примеру ИДУ, которое прошло такой же путь (объявление хиджры) до объявления джихада властям Узбекистана.

Для Кыргызстана сегодня помимо южного направления, постоянной угрозы проникновения террористических групп извне появилась угроза на севере страны, а именно возможное проникновение идей ультрарадикальных групп со стороны салафитских джамаатов в Казахстане. При этом возможное проникновение на территорию Кыргызстана носителей такфиритской (объявляющие в неверии тех, кто с ними не согласен) идеологии может в среднесрочной перспективе радикализовать умеренные салафитские джамааты в Кыргызстане.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.