Дюжинный министр
Поддержать

Дюжинный министр

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Александр Блок

Нынешнему министру образования нелегко. Он — двенадцатый министр образования за двадцать лет независимости. Число это магическое: в античной мифологии боги объединялись в пантеон, или двенадцать олимпийских богов; у Иисуса Христа было двенадцать апостолов; звезда Давида имеет двенадцать лучей, а храм Соломона делился на двенадцать частей; двенадцать присяжных заседателей, двенадцать месяцев; двенадцать зодиакальных созвездий. Завершающий цикл, одним словом. Представляем — Бахытжан Жумагулов, министр.
Родился в большой семье в селе Капал Талды-Курганской области. После окончания школы там же остался работать учителем, потом ушел в армию. Поступать даже не пытался: родителям было не по средствам его учить, пока старшие дети не получили образование. Уже после армии поступил в КазГУ (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html).
И работая в школе, и будучи в армии, он знал, что его главная жизненная стезя зовется математикой. Не зря любовь к точным наукам прививали отец Турсын Жабыкбаевич, его любимые учителя математики и физики Екатерина Михайловна Кузина, Эмиль Федорович Пресс, Жабыкбай Малтекбасович Малтекбасов и Антонина Андреевна Сопилкина. Своим огромным счастьем Бакытжан Жумагулов считает и совместную работу, переросшую в настоящую дружбу, с Умирбеком Жолдасбековым и Шалтаем Смагуловым.
«У меня было два великих друга и учителя, два больших профессионала», — говорит Бакытжан Жумагулов. Он считает своим долгом продолжать то, что было начато при их поддержке и вместе с ними, — развитие инженерного дела в стране, исследования в области прикладной и вычислительной математики, укрепление математической школы Казахстана (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html).
После завершения учебы с 1979-го по 1991 год работал в КазГУ им С. Кирова секретарем комитета комсомола, заместителем секретаря парткома, старшим преподавателем, доцентом кафедры прикладного анализа, проректором (http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1075364055).
В декабре 86-го мало кто понимал, что происходит. Лишь спустя десятилетие стало ясно, что это было началом конца системы. Да и осмысления, анализа событий ни от кого тогда не ждали — иного мнения, кроме партийно-официального, быть не могло. И от Бакытжана Жумагулова (на тот момент заместителя секретаря парткома КазГУ) всего-то и требовалось присоединиться к нему. Он же, к удивлению многих, поступил нелогично: отказался подписать список на отчисление почти ста студентов, вышедших на главную площадь Алма-Аты. Жумагулов руководствовался не политическими мотивами, а просто заявил на парткоме, что нельзя ломать жизнь молодым талантливым ребятам только за то, что они попытались возразить власти.
Поступок парторга, которому прочили партийную карьеру, столь ошеломил, что студентов оставили в покое, а его уволили без права преподавания. Клеймо почти антисоветчика на долгие годы, а тогда казалось — навсегда, поставило крест на его профессии и жизни. Его было взяли в один институт, но тут же уволили — так было приказано. И почти год он оставался без работы. Тогда-то профессор Шалтай Смагулов, до того заведовавший лабораторией в Сибирском отделении АН СССР, сказал: «Пусть меня посадят, но я возьму его на кафедру». Так Жумагулов в 33 года снова вернулся в КазГУ простым лаборантом на зарплату 122 рубля 50 копеек. Все пришлось начинать сначала (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html)…
«Математика всегда для меня была важной, а после 1986 года она стала и моей спасительницей, и моей жизнью», — признается ученый (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html).
В 1991 году вместе с академиком Джолдасбековым создал Инженерную академию республики, президентом которой в настоящее время и является (http://www.continent.kz/2001/04/16.html). Сейчас он первый вице-президент Международной инженерной академии (штаб-квартира в Москве), первый вице-президент Федерации инженерных академий Исламских стран (FEIIC) (штаб-квартира в Куала-Лумпуре, Малайзия), президент Национального комитета Казахстана Международной ассоциации по обмену студенческими стажировками (IAESTE). Он известный ученый в области вычислительной математики, разработки и применения информационных технологий, математического моделирования при решении задач гидродинамики, практических задач нефтегазовой отрасли (http://viplisting.biz/index.php?option=com_content&view=category&layout=defaultcatalog&id=94&Itemid=12).
Бакытжан Жумагулов — один из основателей создания и внедрения в нефтегазодобывающую промышленность новых информационных технологий. Его талант математика-прикладника ярко проявился в такой сложной проблеме, как математическое моделирование технологических процессов нефтедобычи, создание компьютерной системы автоматизированного анализа разработки нефтяных месторождений. Он заложил основу для нового научного направления, которое сегодня успешно развивается им и его последователями. Применение автоматизированной системы ИСАР на конкретных месторождениях, в частности на месторождении Жетыбай Мангистауской области, показало, что система может дать существенно более точный прогноз, чем автоматизированная система Tiegress (Англия). Система ИСАР внедрена на ЗАО «ТургайПетролеум», на месторождениях Жетыбай и Каражанбас. Под руководством Бакытжана Турсыновича решается одна из самых сложных проблем в трубопроводном транспорте высоковязких нефтей. Для обеспечения эффективности трубопроводного транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей необходимо применять специальные способы для улучшения их реологических характеристик (http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30103331).
«Изюминка научного творчества Бакытжана Жумагулова — разработка и исследование гидродинамических моделей, создание уникальных численных методов и алгоритмов для их реализации. Яркие результаты были представлены уже при защите им кандидатской диссертации, — говорит академик Надир Надиров. — Этому направлению Бакытжан Турсынович посвятил и всю последующую свою деятельность, став одним из основоположников казахстанской школы математиков-прикладников по информационным технологиям, которую он теперь возглавляет. Его работы имеют серьезное прикладное значение. Так, им и специалистами его школы разработано более 30 математических моделей нефтяного пласта. Такой банк моделей позволяет адекватно описывать и прогнозировать процессы нефтедобычи практически для любого месторождения Казахстана. Этой теме посвящена и одна из важнейших работ Бакытжана Жумагулова, написанная в соавторстве с академиком Российской академии наук Валентином Монаховым, — «Гидродинамика нефтедобычи» (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html).
Жумагулов был одним из организаторов Союза инженеров Казахстана, а затем, на IV съезде Республиканской политической партии труда в 1997 году, был избран председателем этой партии. Под его руководством партия сумела в период экономического спада сконцентрировать в своих рядах и сохранить мощный интеллектуальный потенциал, ведущие отраслевые институты и прикладную науку в целом, поднять престиж созидательного труда инженера и ученого. После объединения Республиканской политической партии труда и Республиканской политической партии «Отан» он был избран членом бюро политсовета партии (http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1075364055).
В 1994-м и 1999 годах дважды баллотировался в парламент страны. По имеющейся информации, Жумагулов сохранит за собой пост председателя Партии труда (таким образом, он будет вторым руководителем политической партии, входящим в состав правительства; лидер Партии возрождения Алтыншаш Джаганова — председатель Агентства по делам демографии и миграции). Жумагулов сменит на посту первого вице-министра Ерлана Арына, назначенного ректором Павлодарского государственного университета (http://www.continent.kz/2001/04/16.html).
Его деятельность неразрывно связана с реформами науки и высшей школы Казахстана, он принимает самое активное участие в разработке Закона РК «О науке», Концепции научной и научно-технической политики РК, нормативных актов, положений и инструкций по реформированию системы образования и науки Казахстана. Почти десять лет он возглавлял Межотраслевой научно-технический совет по проблемам развития машиностроения, энергетики, строительства, транспорта и коммуникаций при Министерстве науки. Для усиления роли общественных объединений ученых и специалистов, негосударственных научно-технических фирм и предприятий в выработке законодательных и нормативных документов, приоритетов научно-технического и промышленного развития, обеспечения участия в выполнении государственных программ в 2000 году, по инициативе Жумагулова, создана Ассоциация научных и технологических организаций (АНИТО). В состав ассоциации вошли все специализированные академии, более 100 предприятий и организаций. Бакытжан Жумагулов избран ее президентом (http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30103331).
В 2001 году ученому объявлена благодарность президента Нурсултана Назарбаева. В том же году Жумагулов назначен первым вице-министром образования и науки. Путь от опалы до высшей оценки его труда главой государства занял без малого полтора десятка лет (http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1075364055).
2001–2005 годы — работа первым вице-министром образования и науки, заведующим отделом внутренней политики администрации президента, заведующим отделом социально-культурного развития правительства, одновременно являлся председателем Республиканской политической партии труда до ее вхождения в состав РПП «Отан» (http://www.biografia.kz/famous/594).
С апреля 2005 года постановлением председателя республиканской политической партии «Отан» Н. Назарбаева назначен исполняющим обязанности председателя партии (http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1075364055).


В июне 2007 года назначен первым заместителем председателя НДП «Нур Отан», а уже в августе избран депутатом, заместителем председателя мажилиса парламента, руководителем фракции народно-демократической партии «Нур Отан» в мажилисе парламента. С 21 апреля 2008 года — ректор Казахского национального университета им. аль-Фараби.
22 сентября 2010 года указом президента Казахстана назначен министром образования и науки Республики Казахстан (http://www.biografia.kz/famous/594).
Если кто-то хочет увидеть в Казахстане политическую волю, системность, настойчивость, энергичность, изобретательность и смекалку, то должен взглянуть на систему образования страны. Ее разрушали с наличием всех перечисленных компонентов и добились оглушительных результатов. Количество министров образования периода независимости перевалило за десяток, но все они, как эстафету, бережно передавали друг другу установку, как сделать хуже. Действующий министр образования Бакытжан Жумагулов прочно находится в мейнстриме двадцатилетней деградации (http://www.spik.kz/?lan=ru&id=100&pub=2401&hil=%E1%E0%F5%FB%F2%E6%E0%ED).
«К сожалению, было потеряно целое десятилетие, когда начался отток молодых людей из академической науки. Но сейчас интерес к науке возрождается, и есть очень способные молодые ученые, — делится своими наблюдениями Бакытжан Турсынович. — У нас сохранилась сильная математическая школа. Помню, в свое время Шалтай Смагулович говорил, что у казахов есть генетическая склонность к математике. И эта склонность хорошо закрепилась благодаря поддержке самой сильной в мире математической школы — российской. Меня сегодня особенно радует то, что казахстанские математики, несмотря на трудности, сумели удержать высокую планку. И сейчас когда говорят, что уровень нашей науки падает, я отвечаю: если научная планка упала, то виновато в этом само сообщество, которое вначале тянет в свои ряды серость, а потом сокрушается по этому поводу. Наша среда математиков чистая, и серость здесь не проходит. А иначе разве могли бы мы развивать новые информационные технологии в своей стране?» (http://www.kazpravda.kz/rus/nauka/akademik_zhumagulov_vsja_zhiznj_nauka.html).
Система образования под варварскими ударами пала не сразу. Поначалу всевозможные эксперты, приезжавшие из международных организаций классифицировать Казахстан, не могли придумать для него четкой ниши. По уровню заработной платы и коррупции вроде бы типичная страна «третьего мира», но вот показатели образования и общей инфраструктуры никак не бились с параметрами задворок человечества. Тогда и появился термин «постсоветское государство». Но годы шли, и сегодня, по истечении более двадцати лет самостоятельного «развития», можно сказать: все параметры как у типичной страны «третьего мира». И по образованию тоже!
Образование периода суверенного Казахстана пережило разные волны реформ и нововведений. Однако все они ложатся в вектор выхолащивания знаний и ухудшения общего положения дел — от введения ЕНТ (в народе его называют не Единое национальное тестирование, а Единая национальная трагедия) до перехода на западные стандарты учености (это когда вместо кандидата биологических или математических наук дают доктора философии) (http://www.spik.kz/?lan=ru&id=100&pub=2401&hil=%E1%E0%F5%FB%F2%E6%E0%ED).
Вторая сторона медали — «бесплатное среднее образование» дорожает год от года. В недрах Минобра подготовлен проект, дабы иметь «родительский фонд» (это место, куда родители учеников государственных школ направляют свои деньги на регулярной и фиксированной основе) в каждой школе. Деньги будут собирать классные руководители, а 30% от этих средств пойдет на надбавку к зарплате учителей. Очень оригинальное решение. Бакытжан Жумагулов просто инновационно подошел к проблеме низкой мотивации специалистов к преподавательской деятельности из-за низкой оплаты труда. Но как все сложные проблемы имеют простые неправильные решения, так и здесь Америку никто не открыл. Если свыше половины родителей учеников в каком-нибудь райцентре «самозанятые», тогда «родительский фонд» — всего лишь очередная социальная мина, которая может детонировать в любой момент (http://www.spik.kz/?lan=ru&id=100&pub=2401&hil=%E1%E0%F5%FB%F2%E6%E0%ED).
На площади у памятника Абаю в Алматы, которая с недавних пор стала местом Несогласия, протестующие делегаты по линии Минобра уже были. С одной стороны, это недовольные идеей обязательного «родительского фонда», с другой — студенты, которым постоянно повышают плату за обучение. НПО насчитали в действующем Законе «Об образовании» 40 коррупционных статей. При этом министерство не делает ничего для того, чтобы их стало хотя бы 20. Многие молодые люди и их родители готовы платить за образование, но это должно быть ОБРАЗОВАНИЕ, а не выдача дипломов установленного государственного образца. Только за 2005–2008 годы объем доходов вузов вырос на 88%, что было достигнуто в первую очередь за счет повышения платы обучения, и данный тренд так и остался в силе. Теперь количество вузов сокращается, и что будет с недоученными детьми, пока неясно.
Одно время вузовские лицензии выдавали налево и направо, лишь бы денежкой шуршало. Потом пришли к выводу, что столько дипломированных безработных стране не нужно и пусть подрастающее поколение за норму жизни воспринимает участие в ямочном ремонте автомобильных дорог. Но сокращение вузов начали не с тех, что образованы на базе разворованной птицефермы и чьих выпускников не берут на работу уже за то, что им хватило ума учиться в таком месте. Сегодня грозная министерская проверка громит КазГУ — один из редких образовательных брендов, который так и не загнали окончательно под плинтус годы бесконечных реформ. Ходят слухи, что это делается в угоду Назарбаев Университету и Евразийскому университету, которые хоть и выросли в Астане, но ничем похвастать не могут. А чтобы не было фона, на котором четко видна провальность данных учреждений, — с образовательного поля устраняется КазГУ (КазНУ).
Большое количество безработного и «как бы» образованного населения в свое время привело к «арабской весне». Современная экономика постулат о том, что главный капитал — это люди, уже перевела в разряд аксиом, не требующих доказательств. А чтобы люди — важнейший ресурс — «получались» качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись. Ситуация в Казахстане усугубляется тем, что он уже более двадцати лет идет по этой дороге в противоположном направлении по отношению к развитым странам и обществам (http://www.spik.kz/?lan=ru&id=100&pub=2401&hil=%E1%E0%F5%FB%F2%E6%E0%ED).

Комментарий независимого редактора:
Министры образования, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли, — это, на мой взгляд, Ережеп Мамбетказиев, Жаксыбек Кулекеев и Бахытжан Жумагулов. У каждого из них свои успехи и поражения, но они выделяются на общем фоне.
Можно еще отметить Жансеита Туймебаева — это «хороший парень» в образовании, у него были неплохие идеи, но он не озаботился созданием системной структуры, которая будет их внедрять. Туймебаев адекватно относился к развитию негосударственного сектора, органов общественного контроля. Крымбек Кушербаев, Бырганым Айтимова и Шамша Беркимбаева не принесли вреда отрасли, а все остальные руководители данного ведомства сыграли отрицательную роль в развитии образования.
Ережеп Мамбетказиев инициировал создание ЕНТ (серьезнейший шаг, перерубивший повальную коррупцию при поступлении в вузы на корню), объединил государственные вузы в областях Казахстана в региональные университеты. У Жаксыбека Кулекеева была правильная концепция образования, системность и демократический стиль в работе.
Среди достижений Бахытжана Жумагулова — значительный (на порядок) рост бюджетных ассигнований (в 2011 году расходы государства на образование составили более 1 трлн тенге, или 3,8% ВВП), продвижение в развитии кадров и менеджмента системы образования, окончательный переход к системе «бакалавр/магистр/PhD» от системы «специалист/кандидат/доктор». Раньше мы фактически, не отменяя одну систему, внедряли другую. Это раздваивало ориентиры. Жумагулов провел достаточно жесткое решение, без больших массовых выступлений — значит, политически все было сделано правильно. Какое-то время реформа будет вызывать недовольство, а потом пойдет медленный, но неуклонный рост.
И слабые, и сильные стороны деятельности Бахытжана Турсыновича на посту министра проистекают из его государственнических убеждений. Он верит в главенствующую роль государства в лице министерства, в административную управляемость, приоритет государственного финансирования. Конечно, он не мешает развитию общественных советов и частных вузов, соглашаясь с их необходимостью как идеологическим тезисом, неизбежным веянием времени, но и не создает для этого благоприятную среду. Если сравнивать с другими министрами, то характер, глубина, основательность, системность — у Жумагулова есть. Он, если ему дали идею, пытается ее вплести в общую канву, и если взялся за дело, доведет его до конца. Иногда это плохо, потому что не все идеи хороши.
На мой взгляд, Бахытжан Жумагулов создал вертикальную систему контроля управляемости образования (сам он считает, что создал вертикальную систему контроля качества). Управляемость должна быть, но без участия общественности, без транспарентности качественного скачка в сфере образования добиться очень сложно. Это особенно актуально, если мы говорим о социальной модернизации общества. Можно даже согласиться с государственным контролем в образовании, но не административными мерами, или административными не в первую очередь.
В любом случае, удачных ходов у г-на Жумагулова больше, чем неудачных.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.