Фридом Финанс: капитализация «Казахтелекома» вырастет на 18%.
Поддержать

Фридом Финанс: капитализация «Казахтелекома» вырастет на 18%.

В Казахстане продолжается повальное увлечение технологиями криптовалют. Вот и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на днях посетил майнинговую компанию в Павлодарской области и выразил уверенность, что именно Казахстан станет передовым государством по части криптотехнологий. Так ли это, каковы шансы республики начать серьезно зарабатывать на блокчейне и криптовалютах. Об этом Exclusive поговорил с президентом Национальной Ассоциации развития блокчейн- и критптотехнологий (НАРБК РК) Аланом Дорджиевым.

— Сейчас очень много информации, что майнинг происходит в том числе и незаконными методами. У всех на слуху знаменитая история, как сотрудники Минфина РК майнили криптовалюты на своих рабочих компьютерах. Удается ли регулировать эти процессы и насколько легко вообще такие схемы вычислить?

— Это можно регулировать и нужно регулировать. Но тут очень важно понимать относится ли тот или иной случай именно к блокчейн. Понятно, что сейчас нет регуляторных инструментов, которые бы приравнивали майнинг к предпринимательской деятельности, но если говорить о конкретном, приведенном Вами случае, то мы знаем, что государственный служащий не может заниматься предпринимательской или иной другой деятельностью на рабочем месте, а это уже больше вопрос порядка и дисциплины государственных органов.
Но в то же время это яркий пример того, насколько сама индустрия и криптовалют, и майнинга интересна, и насколько важно осознавать, что эта индустрия может принести большую прибыль и выгоду Казахстану при грамотном управлении и регулировании все этих процессов.

— Насколько активно в Казахстане развиваются стартапы с использованием криптотехнологий? Есть ли из чего выбирать? Насколько разнообразно предложение на рынке?

— Если говорить о мировом опыте, то блокчейн стартапы все дальше выходят за рамки IT, финтех и Интернета, охватывая различные стороны жизни общества. Появляются сервисы, отслеживающие поставки продуктов и их свежесть, программы – реестры драгоценностей, программы для учета лекарств, которые могут использоваться как наркотики и многое другое.

К сожалению, в Казахстане не так много блокчейн стартапов, и если рассматривать этот вопрос именно в разрезе криптовалют и цифровых активов, то там большинство идей — это мошеннические схемы. Мы как страна сейчас в целом находимся на стадии изучения этого нового явления и многим не понятна эффективность и экономическая обоснованность использования технологии блокчейн в той или иной сфере. Наибольший интерес к блокчейн на сегодня проявляет государственный и квазигосударственный сектор. Я думаю, что как только сформируется определенный спрос на какие-то продукты, то стартапов станет намного больше.

Помимо этого, в деятельность Ассоциации входит большой блок по взаимодействию с университетами для наращивания академического потенциала Казахстана в сфере блокчейн. Мы планируем очень активно работать с ведущими ВУЗами страны для стимуляции изучения этой технологии и ее практического применения.

— Существует предположение, что технологии блокчейн и криптовалют – это очередной финансовый пузырь, который может в любое время рухнуть. Насколько такой подход оправдан и каковы риски блокчейна?

— Как я уже говорил ранее, необходимо отдельно выделять условно-производные от технологии блокчейн, такие как цифровые активы, в частности, криптовалюты. Тут нужно понимать, что на сегодняшний день, помимо биткоина, существует огромное количество различных криптовалют. Какие-то из них на самом деле изначально создавались как мошеннический инструмент на фоне всеобщего «хайпа» вокрут биткоина. Но нельзя сказать однозначно, что криптовалюта – это пузырь. Пузырь – это когда умышленно завышают цену, и она не соответствует реальной стоимости актива. Это могут быть деньги, которые трансформированы из запасов в перспективе, денежный поток компании, состояние экономики страны или даже арендная плата за имущество.

Но криптовалюта не высчитывает прибыли от акций или аренду от недвижимости, и не привязана к национальной экономике. Это одна из основных причин, почему трудно сказать о реальной стоимости той или иной криптовалюты. Ее пока еще не оценили, и если, к примеру, мы возьмем биткоин, то эксперты считают, что следует учитывать уровень обеспечения биткоинов на рынке, которые регулируются собственной технологией, на количество транзакций биткоина на рынке, и даже на энергию, потраченную его майнерами. Я веду к тому, что сложно назвать пузырем то, чего никогда не было и то, что до сих пор не удалось оценить.

— Какие у Казахстана есть преимущества по развитию технологии блокчейн от соседних стран? Может ли республика стать передовым государством в развитии этой технологии?

— Все зависит от позиции государства. Если учитывать рекомендации многих консультантов, таких как Boston Consulting Group (BCG) и McKinsey & Company, то технологическое развитие государства лежит в плоскости того, насколько государство лояльно относится к новым технологиям и не боится с ними экспериментировать. Как я уже упоминал, у Казахстана есть главное преимущество — профицит электроэнергии и ее стоимость. Также страна обладает достаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой, что дает возможность строить дата-центры вблизи источников электроэнергии, позволяя далее снижать себестоимость вычислений. Конечно же, немаловажным моментом является то, что для достижения этих целей не нужны бюджетные деньги. Удобная локация Казахстана позволяет не строить дороги или возить грузы самолетами, это все проходит по каналам связи, которые уже существуют.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.