ЭКСПО- 2017 может остаться без интернета
Поддержать

ЭКСПО- 2017 может остаться без интернета

ЧЕТЫРЕ 3-3

В апреля 2014 года года депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан г-н М.М. Бегентаев обратился к Председателю Агентства Республики Казахстан по связи и информации г-ну А.К. Жумагалиеву с очень любопытным депутатским запросом. Ответ Агентства и сам запрос размещены в соответствующем разделе интернет-ресурса www.parlam.kz.

Реакция депутата на эту переписку не замедлила появиться. Если кратко изложить его содержание, то логика следующая. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», для занятия деятельностью по предоставлению услуг сотовой связи требуется наличие государственной лицензии. При этом, в соответствии с требованиями указанной статьи, в лицензиях операторов сотовой связи в обязательном порядке должен указываться стандарт связи, в котором государство разрешило оказывать услуги этому оператору. В полном виде лицензии действующих операторов сотовой связи выложены на интернет-ресурсе Комитета по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по адресу: http://mtc.gov.kz/index.php/ru/komitet-svyazi-i-informatizatsii/operatory-svyazi/411-spisok-litsenzij-vydannykh-i-pereoformlennykh-komitetom-svyazi-i-informatsii-na-predostavlenie-uslug-v-oblasti-svyazi-za-period-s-10-02-2012-goda-po-31-05-2012-goda1 . Указанная публикация была произведена Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан после письменного обращения депутата.

В соответствии с текстом указанных лицензий, ссылка на стандарты сотовой связи, в которых операторы имеют право строить и эксплуатировать принадлежащие им сети сотовой связи, содержится только в лицензиях, выданных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Акционерному обществу «Кселл» и Товариществу с ограниченной ответственностью «Кар-Тел». В лицензиях, выданных АО «Алтел» и ТОО «Мобайл телеком сервис» упоминания о стандартах отсутствуют.

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан №04-24/ЖТ-Ш-110/8-и от 20 сентября 2012-го года, условия применения стандартов в отношении ТОО «Мобайл телеком сервис» были изменены на основании вступивших в законную силу судебных актов. Вопрос о том, почему лицензия АО «Алтел» не содержит упоминаний о стандартах сотовой связи, остался без ответа.

Судебными актами, на основании которых ТОО «Мобайл телеком сервис» получило государственную лицензию на оказание услуг сотовой связи без упоминания в ней стандартов сотовой связи, являются следующие: решение суда города Астана от 18 октября 2001-го года, Постановление Коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан № 3н-105-02 от 04 июля 2002-го года, постановление коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан № 3а-174-06 от 20 декабря 2006-го года.

В соответствии с пунктом 3) статьи 3 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах», административные процедуры должны строиться, среди прочего, на принципе равенства всех перед законом и судом.

ЧЕТЫРЕ 1-1

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах», процедуры принятия решений в области экономики должны основываться на принципе юридического равенства субъектов хозяйственной деятельности вне зависимости от формы собственности и других обстоятельств.

«К сожалению, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан не услышало моих аргументов (о которых я сказал выше) и не предприняло никаких мер к исправлению данной ситуации», — пишет депутат. «Исходя из того, что судебные акты, на основании которых уполномоченный орган выдал лицензию ТОО «Мобайл телеком сервис» с существующими условиями деятельности этой компании вступили в законную силу и возможности по их пересмотру в настоящий момент исчерпаны, полагаю, что, по крайней мере, пункт 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», предписывающий уполномоченному органу в области связи выдавать операторам сотовой связи лицензии с упоминанием стандарта, был принят без должного анализа существовавшей на момент принятия этой нормы судебной практики. Напомню, что действующий Закон Республики Казахстан «О лицензировании» был принят в 2007-м году, после вынесения и вступления в законную силу вышеуказанных судебных актов. Считаю, что подобного рода ситуация является нетерпимой для государства с нормальной рыночной конкурентоспособной экономикой, поскольку при ней два оператора из четырёх вынуждены соблюдать этот пункт, а два других – нет.»

Более того, в постановлении коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан № 3а-174-06 от 20 декабря 2006-го года сказано, что суду « очевидно, что с развитием научно-технического прогресса и появлением других стандартов сотовой связи у заявителя возникнет необходимость вносить изменения в лицензию, что не будет способствовать более эффективному предоставлению услуг сотовой связи». Если это очевидно Верховному суду, то почему это не было очевидным для Агентства Республики Казахстан по связи и информатизации, Министерства связи и информации Республики Казахстан, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и до сих пор не очевидно для Агентства Республики Казахстан по связи и информации?

Для меня также очевидно, что данное высказывание Верховного суда Республики Казахстан одинаково справедливо и по отношению к другим операторам сотовой связи, однако, вместо того, чтобы внести соответствующие изменения в их лицензии, уполномоченный орган лишь молча наблюдает, как лицензия, выданная АО «Алтел» нарушает требования пункта 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О лицензировании». Не предпринимаются указанным органом и меры по внесению соответствующих изменений в действующую редакцию пункта 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О лицензировании».

Помимо этого, считаю необходимым сообщить о том, что из указанной нормы пункта 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О лицензировании» необходимо исключить упоминание о стандартах сотовой связи, а сам порядок внедрения новых стандартов сотовой связи необходимо сделать уведомительным, что де-факто уже действует в отношении АО «Алтел» и ТОО «Мобайл телеком сервис».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 41 Методики по проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённой приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции № 149-ОД от 31 мая 2013-го года, административные ограничения, вводимые государственными органами, включая условия лицензирования отдельных видов деятельности, являются барьерами входа на рынок, в данном случае и учитывая конкретные обстоятельства текущего дня, барьерами для входа на рынок услуг мобильной связи четвёртого поколения.

Если говорить о более широких вещах, то это обстоятельство будет в дальнейшем являться существенным препятствием по внедрению в стране новых стандартов сотовой связи. Не секрет, что в других странах уже давно идут попытки внедрить различного рода модели мобильной связи следующих поколений (пятого, к примеру).

Вышеприведённую норму Закона Республики Казахстан «О лицензировании» необходимо пересмотреть с целью избежания отставания нашей страны от других государств в вопросах развития современных технологий связи, предотвращения появления на указанном рынке искусственных монополий, существующих в настоящий момент.

Еще в далеком декабре 2009 года на заседании Межведомственной Комиссии по радиочастотам Республики Казахстан принято решение о внедрении в стране стандарта связи третьего поколения 3G. Тогда услуга 3G внедрена сотовыми операторами (ТОО «GSM Казахстан ОАО Казахтелеком», ТОО «Кар-Тел», ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») в городах Астана, Алматы и во всех областных центрах. Кроме того, на сотовых операторов были возложены лицензионные обязательства по внедрению услуги практически во всех населенных пунктах с численностью населения от 10 тысяч и более, то есть практически всех.

Уже примерно через год было принято решение о внедрении мобильной связи стандарта 4G LTE (Long Term Evolution) на территории всего Казахстан АО «Казахтелеком», которой было выдано временное разрешение на использование радиочастотного спектра 1765-1785/1860-1880 МГц с шириной полосы 20 МГц (прием/передача) для организации пилотного проекта мобильной связи четвертого поколения стандарта LTE на территории Республики до 1 января 2014 года – во всех областных центрах республики, а до 1 января 2015 года – в населенных пунктах с численностью населения от 50 тысяч и более; до 1 января 2018 года – во всех районных центрах.

Напомним, что стандарт LTE (Long-Term Evolution) — это логическое развитие технологий 4G, и является перспективным направлением развития сетей. Основные достоинства сети LTE — высокоскоростная мобильная сеть с возможностью предоставления широкого спектра недорогих услуг.

Абонентские устройства с поддержкой связи четвертого поколения и соответствующих сервисов позволяют иметь постоянный доступ не только к корпоративной почте и Интернету, но и расширенные коммуникативные возможности. Например, видеоконференцсвязь с несколькими участниками или совместная работа с документами. Необходимую для таких занятий скорость как раз и должна обеспечить технология LTE. В мобильных сетях четвертого поколения скорость беспроводной передачи данных может достигать от 10 до 100 Мбит/с. Для сравнения, сети третьего поколения 3G обеспечивают скорость до 3,6 Мбит/с.

Ситуация в Казахстане на данный момент такова, что на рынке услуг 4G интернета всего одна компания — Алтел. Было бы замечательно если каждый оператор сотовой связи поставлял такую услугу — сверхбыстрый интернет был бы тогда в почти каждом смартфоне.

Но жизнь в Казахстане, вносит в это свои корректировки — дело в том, что сотовые операторы вроде бы и рады установить новое оборудование и предоставлять своим абонентам услуги на международном уровне, но, как оказалось, Министерство транспорта и коммуникаций РК пока не выдает никаким другим мобильным операторам разрешение на использование необходимого диапазона радиочастот.

Остается только ждать. Либо того, что Алтел развернет свою сеть покрытия по всей стране и предложит выгодные условия предоставления связи, либо что Минтранском РК все же выдаст разрешение крупным сотовым операторам. Но так как вопрос этот не решается, то есть серьезные опасения, что предстоящая Всемирная выставка ЭКСПО- 2017 может остаться без интернета. Это стало бы огромным скандалом международного масштаба.

ЧЕТЫРЕ 2-2

По поводу поддержки 4G в iPhone 5s следует отметить, что если гражданин, к примеру, имеет модель iPhone 5s или iPad — A1530(Гонконг или Сингапур), то, вставив сим-карту, которая стоит в модемах Алтел, он обнаружит, что интернет 4G работает. Также модели iPhone 5s А1530 поддерживают 4G-сети российских мобильных операторов.

Пока остается только гадать, какого рода оборудование установят наши крупные сотовые операторы и произойдет ли это вообще. И если это произойдет, неизвестно, какие модели айфонов будут работать с этим оборудованием. (http://www.iphonestore.kz/интернет-4g-lte-в-казахстане/)

Как отмечается на сайте 3dnews.ru, к концу 2014 года число абонентов 4G может превысить 150 миллионов. Несмотря на успешное развитие сетей стандарта WiMAX, сотовые операторы активно занимаются лицензированием стандарта LTE.

В чем заключаются отличия 3G от нынешней технологии GSM для пользователей?

Технология мобильной связи третьего поколения (3G) основана на пакетной передаче данных. В сетях 3G скорость может доходить до 14 Мбит в секунду, что открывает значительно более широкие возможности, а именно — пользоваться широкополосным высокоскоростным мобильным Интернетом через USB-модем, или используя в качестве модема сотовый телефон, либо непосредственно с сотового телефона; передавать и получать за короткое время объемные файлы (например, видеофайлы в формате DVD); – пользоваться услугами цифрового телевидения посредством мобильного терминала (сотового телефона); пользоваться услугами видеосвязи – абоненты смогут не только слышать друг друга, но и видеть; управлять домашней бытовой техникой, находясь за пределами дома; проводить видеоконференции – находясь в разных офисах в разных концах страны, люди смогут эффективно вести переговоры, обмениваться информацией, при этом видя друг друга; устанавливать беспроводные системы видеонаблюдения; – отслеживать перемещение транспортных средств; создавать сети различных электронных устройств (например, банкоматы, платежные терминалы и т.д.).

Наш журнал решил обратиться к эксперту, специалисту по продажам и развитию бизнеса в телекомунникационной сфере Владиславу Манузину. Он имеет большой опыт работы на местном рынке, а также хорошо разбирается в информационных и коммуникационных технологиях. Мы попросили его ответить на ряд вопросов, которые возникают в сфере развития новой системы мобильной связи:

1. Известно, что АО «АЛТЕЛ» — дочерняя компания «Казахтелекома», уже более 20 лет оказывающее услуги мобильной связи на территории Республики Казахстан. АО «Казахтелеком» обладает эксклюзивным правом предоставления на территории Казахстана услуг по технологии передачи данных LTE. Реализация услуг выполняется АО «АЛТЕЛ» под торговой маркой ALTEL4G. Почему, на Ваш взгляд, было отдано предпочтение именно АО «АЛТЕЛ» и отстранены от развития услуг 4G другие, зачастую – более сильные и мощные мобильные операторы?

2. Может ли такая монополизации на услуги высокоскоростной связи повлечь за собой отставание в развитии всего рынка казахстанской мобильной связи, задержать рост частных инвестиций в эту высокотехнологичную сферу?

3. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития 4G в Казахстане, с учетом сложившейся ситуации, особенно- с предстоящей через несколько лет выставкой ЭКСПО -2017?

Ответ Владислава Манузина не заставил себя долго ждать:

Могу, конечно, высказать свои мнения и предположения, поскольку не обладаю никакой инсайдерской информацией, по каким причинам принимались известные решения в правительстве и Самрук — Казахстан.

Мои личные мнения и догадки:

1. Частоты выдали Алтелу в связи с тем, что это госкомпания, ее проще контролировать и наслаждаться результатами внедрения новых технологий раньше конкурентов, поскольку таковых в принципе нет на рынке.

Проще маркетинговая часть, любая реклама. Это хорошая реклама, когда нет конкурентов. Проще и быстрее набирать новых абонентов, выполняя поставленные руководством планы.

Не нужно никуда торопиться, обгонять, вести ценовые войны с конкурентами, это может быть положительным моментом, если взамен мы, как абоненты, получаем более качественную услугу, в основе которой сеть связи, построенная без спешки, и все было продуманно, спланировано и реализовано…

Возможно также, что дело в акционерах, которые владеют 49% в Казахтелекоме, и они пролоббировали данное решение.

2. Монополизация редко приводит к чему то хорошему, особенно если это такая высококонкурентная отрасль, как связь, где присутствую сильные игроки, с уже существующими путями развития технологий которыми обладают материнские компании. Теле2 и TeliaSonera довольно давно внедрили 4G в скандинавских странах и знают, как это правильно делать с технической точки зрения, как нужно вести маркетинговую стратегию и как завоевывать потребителей.

3. В перспективе, лицензии на частоты для 4G, скорее всего, выдадут и другим операторам, время и стоимость неизвестна, будет ли это аукцион на частоты, или фиксированная стоимость, это наверное, понимают только в правительстве.

Логичным видится, что связь 4G на ЭКСПО-2017 должна предоставлять компания — спонсор или партнер. Но, скорее всего, это будет Алтел, ведь для строительства сети нужно время, ресурсы и желание, и если с деньгами и желанием и операторов всё в порядке, то со временем могут быть проблемы.

Что прибавить ко мнению нашего уважаемого эксперта, кроме тяжелого вздоха?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.