Мозговой Штурм: Убийство или возрождение Алматы? (видео)
Поддержать

Мозговой Штурм: Убийство или возрождение Алматы? (видео)

Ежегодный объём вредных выбросов в атмосферу по городу Алматы в среднем составляет свыше 237 000 тонн, 80% выбросов приходится на автотранспорт.За последние два года уровень заболеваемости верхних дыхательных путей и онкологических заболеваний среди детей поднялся на 38%. Причина, как утверждают медики, – в критическом состоянии экологии города.

Что нужно сделать для того, чтобы атмосфера города Алматы стала чище?

Эксперты проекта «Мозговой штурм» считают, что спасти Алматы от экологического кризиса можно. Более того, они предлагают городу конкретные проекты:

На этот раз, на суд гражданского общество свое видение публично представляют на экспертной площадке журнала Exclusive:

Эмина Кожамуратова – лидер группы «Защитим Алматы»
Серик Буркитбаев – научный руководитель института Казгипроводхоз, автор проекта «Алмазный водопад»
Азамат Джолдасбеков – профессиональный независимый директор
Асет Наурызбаев – предприниматель
Бейбут Дуйсеков – руководитель отдела Департамента по экологии г.Алматы
Ермек Жумагалиев – руководитель отдела Департамента по экологии г. Алматы
Карлыгаш Еженова – главный редактор журнала Exclusive

Смотрите часть 2 этой передачи:

Карлыгаш Еженова:

— Давайте сконцентрируемся на проблеме вот этих 80%. Где взять деньги, чтобы решить проблемы этих 80%?  

Серик Буркитбаев:  

— В начале независимости ввели систему,  при которой налоги от продажи спиртного поступали в распоряжение областного акима. Так они ввели на границах между областями негласный таможенный контроль: водка из соседней области не могла попасть в этот регион. У акима появился механизм получения дополнительных доходов,свой бюджет. Но у нас унитарное государство, мы не можем так поступать. Чем алматинец лучше или хуже джамбульца или атырауца? Ограничить въезд в город нельзя. Рассчитывать на сознательность каждого гражданина, наверное, неправильно. Если будет выгодно ему ездить на своей машине — он будет ездить.

К.Е.:

— У нас народ вообще креативный. Вы сейчас привели блестящий пример с продажей водки. Мне кажется,  нам нужно попытаться в ближайшее время сформулировать какие-то нестандартные креативные идеи. В Нью-Йорке,  наверное,  возможно то, что вы предлагаете, но у нас  это вызовет как раз ту социальную напряженность,  о которой говорила Эмина…

Азамат Джолдасбеков:
— Самые худшие нарушители в городе — это самые бедные. Причем когда им начинаешь говорить о том, что ты своей колымагой загрязняещь воздух, что ты своим таксованием мешаешь мне ездить, они начинают говорить: я бедный,  мне надо зарабатывать. Извините,  у вас какое –то странное оправдание!  Хотите жить в чистом городе, но при этом нарушаете законы,  при этом нарушаете  общие интересы, такого не должно быть…  Потому что должен быть однозначный подход. Ваше имущественное положение не имеет отношения к вашим обязанностям, мы все имеем одинаковые обязанности. Если вы не можете позволить содержать машину в исправном состояния, чтобы она не загрязняла воздух, то это ваши проблемы, а не проблемы города.

К.Е.:

— Вы знаете, честно говоря, я не очень соглашусь,  потому что мы сразу здесь выходим на очень тонкие вещи. Понимаете, у нас очень низкие доходы в целом даже официально…

Азамат Джолдасбеков:

— Что касается, где городу взять деньги. Конечно, пересматривать налоговую систему страны. Надо обязательно оставлять городу доходы от частного бизнеса, то есть : чем лучше акимат создает условия для частного бизнеса, чем больше люди зарабатывают, тем больше, соответственно, получает и город и акимат в виде своей заработной платы. Плохо работаешь на город — будешь меньше получать денег. Что касается контроля за загрязнением воздуха, надо просто отдать техосмотры в руки страховым компаниям.   Надо ввести очень строгие требования к техническому состоянию машин — вы заметили,  что она дымит —  водители штрафуются на дикие суммы. Водитель с этим штрафом идет в страховую компанию, компания за него должна его штраф компенсировать —  потому что это  страховой случай. Но поскольку страховая компания сама проводила техосмотр, страховые компании просто-напросто перестанут страховать машины, которые создают риски страховых выплат. Вот и все. То есть, это  достаточно простые шаги, которые требуют минимальных нормативных и организационных изменений.

К.Е.:

— Выглядит заманчиво. Правда, я извиняюсь за популизм, но вы же понимаете:   с ГАИ нам проще договориться. Ну,  остановят меня на моей колымаге 25-летней давности, дам я ему 5 тыс. тенге, и он счастлив, и я довольна и все. И так большинство буду делать.

Серик Буркитбаев: 

— Это простой экономический вопрос. У нас камер хватает. Если вы через сто метров после нашего любимого гаишника поймали эту машину в камере, а у него в электронике не зафиксирован штраф,  и машина через сто метров попала снова в камеру — это же элементарно, компьютер тут же выдает, что была остановлена машина, у которой был дым, но действий не было принято, автоматически следует вывод …  Людей можно воспитать.

Азамат Джолдасбеков: 

— Ну,  простой способ можно предложить —  стукачество. Но видите опять —  в принципе что со штрафа уплаченного виновным 20-30% должен получить тот, кто сообщил о нарушении,  либо 10% должен получить полицейский, который этот штраф наложил. Элементарно. С чего начался порядок в Европе? Они не рождались благообразными. В  средние века они мочу и фекалии выкидывали на улицу… Все дело просто основано опять-таки на простейших человеческих инстинктах, на азарте психологического поведения:  просто пообещали о том , что если ты «заложишь» своего соседа – то ты за счет соседа получишь 20% штрафа…

К.Е.:

— Но мы как раз гордимся тем, что у нас нет «культуры стукачества».

Азамат Джолдасбеков: 

— Я меньше понимаю моральные отношения между людьми, я больше понимаю в технологических. Но на самом деле есть очень простая задача перевода на газ. Уже сейчас перевод машин на газ окупается за 8-10 месяцев. Если разницу в цене между газом и бензином сделать еще больше, не в 2 раза, а в 5 раз, это делается либо повышением цены на бензин, либо снижением цены на газ.

К.Е.:

— Ну,  с первой задачей наши власти уже успешно справляются, цена на бензин растет…

Асет Наурызбаев:

— Это задача правительства, которое может отрегулировать цены акцизами: поднять акцизы на бензин и снизить на газ. Это очень простое решение, которое никаких моральных качеств от человека не требует, а требует просто умения считать деньги. Если за три месяца оборудование окупается —  гораздо выгоднее ездит на газе.

К.Е.:

— Даже не обязательно субсидировать установку?

Асет Наурызбаев:

— Не надо субсидировать…

К.Е.:

— Если бензин дорогой то, люди будут считать, что может им проще на автобусе передвигаться.. Но и тогда, соответственно,  должна быть масштабная социальная рекламная компания о том, что тебе выгоднее ездить на газе.

Асет Наурызбаев:

— В принципе, достаточно,  чтобы один раз министр выступил с этим расчетом  один раз. Вот Председатель Нацбанка выступил —  и все поняли. Один раз министр выступит с расчетом:  вот, смотрите, простой расчет —  дальше все сами будут менять машины, переводить на газ.

Но давайте я закончу со второй идеей. Вот коллеги пытаются сложно ограничить количество машин,  на самом деле у нас ситуация простая: у нас нет вылетных магистралей. Вот всех городах мира из центра можно по какой-то магистрали  выскочить на край города. У нас построили Восточку, сразу эта часть города облегчилась, потому люди из Талгара могут  очень быстро пересечь город. Но тут же забилась Аль-Фараби, потому что это единственная вылетная магистраль. Надо построить второй этаж над улицей Толе Би. И я там же писал, что как раз на втором этаже Толе би нужно построить легкорельсовый транспорт,  скоростной трамвай, тогда у нас будет вылетная магистраль, безостановочная, чтобы ты из центра города мог выскочить в Аксай за 10 минут…

Вот предлагают прогуляться по Бангкоку и по Стамбулу. В Стамбуле вообще под магистралями очень активно осваивают городское пространство. Там не только парковки, как следовало ожидать, там и детские площадки, и магазинчики…  То есть, в принципе, если правильно построен второй этаж, то он представляет собой часть городского пространства. Там, конечно, зоны эти оснащены шумозащитными экранами, то есть нет там от них шума, нет никаких выбросов. Зато в этих огромных пробках, которые на каждом светофоре, когда  жгут бензин и создают выбросы на низких оборотах —  их нет. Остается внутренние локальные перемещения, а вылетные магистрали обеспечивают вылет. Вот этой задачей никто не занимается, хотя в принципе — это классика транспортной задачи, то есть,  что должны быть дороги для локальных перемещений и должны быть вылетные магистрали.

Азамат Джолдасбеков:

— Я думаю, что ты неправ. Уже опять-таки  доказано многолетним мировым опытом: чем лучше вы создаете условия для автомобилей, тем  их больше становятся.

Эмина Кожамуратова: 

— Про это совершенно аргументировано говорил Ян Гейл, приводя в пример свой родной город. Поэтому они сменили парадигму преобладания автотранспорта над пешеходным и велосипедным.

К.Е.:

— Вся дискуссия крутиться вокруг автотранспорта. А давайте  попробуем  расширить тему. Ведь в итоге вот эти 80% — это же целый комплекс, это доходы населения, это и качество бензина, это и на какие деньги строить дороги, и себестоимость этих дорог, в конце концов —  это и налогообложение, о котором говорил Азамат, это и KPI, который должен акимат сам себе выстроить…   

Бейбут Дуйсеков: 

— По транспорту. Вы помните, что в Японии полицейские падали в обморок от  выхлопных газов автомобилей? Они стали строить скоростные магистрали, но это привело к тому, что количество машин увеличилось. Но за это время Запад улучшил качество своих машин, улучшил качество топлива, и они убрали эти все эстакады, и сейчас, к примеру,  в Швейцарии нет ничего такого. Ездят машинки, которые вообще практически не выбрасывают смог. Завтра перейдем, может быть,  на водород. Поэтому качество транспортных средств самим надо стремиться улучшать.

К.Е.:

— Мы можем сколько угодно говорить, как в Японии эту проблему решили, как в Китае, как в Америке, но мы живет здесь и сейчас, нам здесь и сейчас надо делать какие-то вещи с минимальными издержками и максимальным эффектом. Каково ваше видение:  как мы могли бы это сделать?

Серик Буркитбаев: 

 — Будьте очень осторожны насчет газа. Да, газ для котельной, для топок лучше, но мы должны понимать, что мы переводим двигатели, созданные и оптимизированные для бензина. Мы,  условно говоря, кустарным способом, их переводим на газ. Это раз. Второе —  все красивые слова об уменьшения вредного выхлопа газового топлива рассчитаны на города, которые  находятся на ровном месте. Проблема в том, что переделанный газовый газовый двигатель очень в узком диапазоне мощности хорошо себя ведет. У нас в Алматы мы едем или вверх – перегруз, или мы едем вниз – недогруз. В этих условиях газовый двигатель гораздо более вредный,  чем бензиновый. Это просто у нас как-то все пошло: «Ура! Дешево!»  Я хочу предостеречь от мнения,  что газ все решит. Мы же подняли другой тезис:  что есть организационные решения, которые не требуют денег. 80% грязи делает автомобиль — давайте наладим контроль за состоянием автомобиля. И второе —  плохое качество топлива:  акимат — это же власть, пусть он решает вопросы! Не пускайте в Алматы плохой бензин, не допускайте в Алматы плохие автомобили! И все! Я вам гарантирую,  что у нас в два раза будет чище воздух!

 Давайте введем на год особый экологический режим в Алматы, введем жесточайший контроль входного качества бензина.

К.Е.:

— Это реально?

Серик Буркитбаев: 

 — Да. Но тогда мы услышим,  кто против этой темы. Давайте введем особый экологический режим контроля города.  У нас гаишников на трассах хватает, пусть они проверяют все машины.

Бейбут Дуйсеков: 
— Кстати, в городе ГАИ, это вы знаете,  подразделение МВД, которое имеет право останавливать автотранспортные средства. В городе 13 постов на въезд, вот их  данные показывают, что три четверти  машин — с превышением норм токсичности, задымленности, которые въезжают  в город…

Вы знаете, по большому счету все,  что нужно сделать, очень просто. Вопрос в  политической воле и межведомственном взаимодействии. Вот снос здания — это воля, запрет на проезд — это воля. На самом деле, если есть воля — этого достаточно…

 Как-то просто неудобно, когда говорят:  пусть гаишник контролирует качество автомобилей и пусть контрольные органы не пускают в Алматы плохой бензин. Мы не не пускаем в Алматы джамбульца или областника, нет — это наши граждане, это гуманитарная сторона, мы не пускаем плохую машину!

К.Е.:

 — Давайте мы в следующий раз попробуем собрать представителей ГАИ, представителей Минэнерго, представителей Минэкологии и представителей городского акимата,  и представителей АЗС…

 

Серик Буркитбаев:

  — Я вам предлагают элементарный общественный тест: позовите блоггеров. Сколько у нас  заправок по Алматы? Пусть они посмотрят и посчитают: сколько автомашин заправляется, и  на какой заправке? И мы сразу скажем, где люди голосуют своими деньгами за качество. Я не заправляюсь на каких-то конкретных заправках, я знаю, что там плохой бензин.

Эмина Кожамуратова:

— На самом деле то, что вы сейчас предлагаете, уже ведется фрагментарно общественным фондом «Зеленое спасение», общественным фондом «Тау Асар» и в Фейсбуке мы выкладываем, мало того —  некоторым заправкам пытаемся объявить бойкот на соцсетях. У нас на самом деле это как-то стихийно происходит.

Серик Буркитбаев:

  — Административные меры будет делать акимат, а люди будут голосовать. Мы же не ходим в плохое кафе! Давайте голосовать против плохих заправок.

К.Е.:

— Асет, Вы озвучили очень интересный тезис по поводу инфраструктурных займов. Так или иначе,  денег в городе нет, и у страны денег нет. Мне бы хотелось спросить:   как правительство отреагировало на эту идею по инфраструктурным займам, что вам известно об этом? Потому что мы буквально несколько программ назад обсуждали, в том числе,  проблему пенсионных активов. И обсуждали вот этот сценарий:  о том, кто будет делать инфраструктурные займы, вкладывать начали в инфраструктурные проекты, и чтобы через тарифы все это возвращалось. Ваша точка зрения —  насколько это реалистично?

Асет Наурызбаев:
— Это как раз вопрос общественного давления на правительство. Мы сейчас видим, что правительство размещает пенсионные активы, исходя из текущего понимания ситуации, как-то лихорадочно. В то же время мы, наша группа предложила целую системную картинку: как должны размещаться пенсионные активы, в том числе часть из них должна размещаться в инфраструктурных облигациях, которые для этого и делаются. Мы там берем относительно недорогое финансирование и проводим серьезные изменения в инфраструктуре. А за счет полученного эффекта в течении длительного срока отдаем эти деньги обратно,  в пенсионные фонды. Как раз получается баланс,  между длинными деньгами пенсионного фонда, и длинными проектами в инфраструктуре.

Просто недостаточное внимание общественности к этому механизму тормозит все эти проекты. Может быть,  правительство находиться в таком напряженном состоянии, всегда надо что-то делать, и оно не успевает заняться всерьез… Ну и, конечно,  есть доля неорганизованности общественности, потому что при всем уважении к блоггерам,  важен не тот, который постит под фотографией красивой, а тот, кто занимается общественными нуждами и имеет несколько тысяч подписчиков… Может быть,  имело бы смысл разговаривать с акиматом и о создании общественной площадки, на которой можно было эти вопросы отрабатывать. На самом деле, механизм экономического возврата денег можно продумать, в том числе через экологические сборы. Если мы увидим, что улучшается атмосфера, мы  получим очевидный экономический эффект от того, что люди меньше болеют. 

Эмина Кожамуратова:
— На самом деле в акимат этом направлении движется, и они до конца года такую диалоговую онйлан — площадку готовы создать, куда бы собирались бы такие интересные проекты. И они на самом деле новая команда,  видно, что она хочет сделать что-то хорошее для города, им дан такой некий карт-бланш в плане экологии сверху , и соответственно,  они сейчас собирают разные идеи. И есть позитив, видно, что они открыты к диалогу …

К.Е.:

Как раз это моя креативная идея  в этом и заключалось:  я предлагаю назвать проект назвать «Атмосфера Алматы». Где как раз энергия гражданского общества, экспертного сообщества и акимата, со всеми его ресурсами,  могла бы дать колоссальный по своей эффективности результат. Я думаю, что мы в ближайшее время продолжим вот наши дискуссии. Спасибо.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.