Мозговой Штурм: Дышите глубже – пролетаем Алматы (видео)
Поддержать

Мозговой Штурм: Дышите глубже – пролетаем Алматы (видео)

Как спасти город Алматы от экологического удушья и кризиса?

В проекте «Мозговой штурм» эксперты предлагают свои решения.

Экспертная площадка журнала Exclusive – проект «Мозговой штурм» открыт для всех эффективных и креативных решений по экологической реабилитации южной столицы, нашей с вами страны.

На этот раз, на суд гражданского общество свое видение публично представляют на экспертной площадке журнала Exclusive:

Эмина Кожамуратова – лидер группы «Защитим Алматы»
Серик Буркитбаев – научный руководитель института Казгипроводхоз, автор проекта «Алмазный водопад»
Азамат Джолдасбеков – профессиональный независимый директор
Асет Наурызбаев – предприниматель
Бейбут Дуйсеков – руководитель отдела Департамента по экологии г.Алматы
Ермек Жумагалиев – руководитель отдела Департамента по экологии г. Алматы
Карлыгаш Еженова – главный редактор журнала Exclusive

Смотрите часть 1 этой передачи:

Карлыгаш Еженова:

— Здравствуйте у нас сегодня замечательная тема для дискуссии: «атмосфера Алматы». Атмосфера, в ее классическом смысле, и атмосфера в ее глобальном смысле. Для участия в этойдискуссии мы сегодня пригласили Серика Минаваровича Буркитбаева, научного руководителя института Казгипроводхоз и автора ряда креативных проектов. Бейбут Дюсеков —  руководитель отдела департамента по экологии Алматы. Сегодня у нас он представляет,  скорее,  надзорный орган, и я думаю, что это даже к лучшему, нам будет очень важна ваша профессиональная точка зрения на то, что сегодня происходит с нашим городом.  Далее —  Асет Наурызбаев, он попросил представить его как предпринимателя, но все вы помните, что это человек с блестящим опытом работы в финансовой  и энергетической сферах.

 Жумагалиев Ермек Нурланович, он также представляет департамент по экологии Алматы. И Азамат Джолдасбеков, честно говоря,  это человек, который вдохновил меня на эту дискуссию.  Если вы являетесь его подписчиком в соцсетях, то знаете, что он все время фонтанирует нестандартными  предложениями  в области решения проблемы  атмосферы Алматы,  и я думаю, всем  тоже будет интересно послушать,  что он нам скажет. И,  наконец, Эмина Кожамуратова, она очень известный блогер, она будет представлять в нашей дискуссии гражданское общество,  как лидер группы «ЗащитимАлматы».

К.Е.:

— Эмина я знаю, что вы постоянный участник дискуссии в акимате и за его пределами скажите, пожалуйста, что сегодня люди думают об атмосфере Алматы?

Эмина Кожамуратова:

— Поскольку речь идет сегодня об атмосферы Алматы, то тут как бы два понятия атмосферы. Первое. Атмосфера у нас, конечно,  в ужасающем состоянии. И мы совсем недавно участвовали в одном мероприятии, где профессор медицины делала доклад о влиянии состояния воздуха Алматы на детей. Так вот за последние два года уровень заболеваемости верхних дыхательных путей, онкологических заболеваний среди детей поднялся на 38%. Это ужас просто! Более того, есть медицинские коэффициенты, по которым высчитывается состояние окружающей среды,  от критического до катастрофического. Так вот,  мы сейчас находимся по коэффициенту 0,66 — это состояние выше критического, но еще не достигшее катастрофического уровня, который составляет  0, 72. И это надо признать акимату. И тогда, если это будет признано официально, мы сможем, принимать активные публичные меры, привлекать зарубежные структуры, фонды международные… Надо спасать Алматы…

И второй аспект понятия атмосферы — это атмосфера среди горожан, эмоциональная атмосфера.  И она тревожная,  и это тоже беспокоит.

К.Е.:

— Что вы имеете в виду, говоря  «тревожная атмосфера»?

Эмина Кожамуратова:

— Есть явный рост социальной напряженности, хотя это очень трудно проверить.

К.Е.:

— То есть вы считаете, что уровень загрязнения сегодня влияет на рост социальной напряженности?

Эмина Кожамуратова:

— В том числе.

Скажите, пожалуйста, поскольку вы представляете сегодня в том числе госорганы: так ли все плохо с Алматы?  И считаете ли вы,  что есть какие-то предпосылки изменения  ситуации к лучшему?

Бейбут Дуйсеков:

—  Уровень загрязнения воздушного бассейна Алматы действительно высокий. Но я хотел бы отметить, что уровень загрязнения, контроль за уровнем загрязнения воздушного бассейна ведется общегосударственной системой наблюдения Казгидромета, который осуществляет контроль на 16 постах, из них 5 — стационарных, остальные высотные посты. Это автоматическая работа. Так вот за последние два года Индекс Загрязнения Атмосферы (ИЗА), начал постепенно снижаться от 10.0 в 2014 году составлял до 9.7 в 2015-ом…

Действительно,  загрязнение воздушного бассейна автотранспортом составляет более 80%.  Более 300 тыс. тонн загрязняющих веществ  выбрасывается автотранспортом. Его  количество выросло до 750 тыс. единиц с учетом маятникового периода. Высокий уровень загрязнения  обусловлен выбросами и стационарных источников — 43-45 тыс. тонн. В основном это выбросы ТЭЦ-2, которая работает на экибастузском угле высокой зольности  — до 42%.  Выбросы от частного сектора также создают уровень загрязнения. Не весь частный сектор газифицирован в силу высокой стоимости подключения газа. Но акимат сейчас решает эту проблему…

К.Е.:

— Каким образом?

Бейбут Дюсеков:

— Разработана программа «Алматы-2020», в которой обращено внимание именно на экологическую составляющую. В Алматы за последние год общественный транспорт переводится на природный газ и эта тенденция будет продолжаться. Цель — довести количество такого транспорта до 1400, то есть практически весь парк общественного транспорта. Кроме того, стимулируются мероприятия по переводу  автомобилей на газ. Развивается сеть автозаправочных газонаполнительных компрессорных станций. ТЭЦ, существующая с  1934 года в центре города, теперь практически полностью работает на газе.  По ТЭЦ-2 — она тоже дает свой сброс  в загрязнение воздушного бассейна по стационарному источникам. Хотя там установлены  новейшие эмульгаторы с очисткой 99.2%, но выброс порядка 30-32 тыс. тонн идет…

К.Е.:

— Скажите, а есть деньги на то, чтобы эту программу в полном объеме реализовать?

Бейбут Дюсеков:

— Ну,  за бюджет я не могу отвечать… Но я знаю, что этот вопрос прорабатывается. Для того, чтобы перевести на газ  ТЭЦ-2,  требуется 1, 5 млрд кубов газа. И еще  я бы хотел обратить внимание на качество автомобильного топлива…  

К.Е.:

— Мы видим, что проблемы Алматы, так или иначе, связанны с проблемами, как минимум, региона. И этот целый комплекс программ. Скажите Асет, есть ли у вас какой-то нестандартное, креативное видение по поводу того, где найти деньги на то, чтобы решить эти проблемы? Бюджет не в состоянии сейчас реализовать все эти программы самостоятельно. Есть ли какие-то способы привлекать деньги со стороны, какие-то, может быть инвестиционные фонды, или может быть, акимат мог бы выпускать для этого  свои ценные бумаги…?

Асет Наурызбаев:

— Здесь есть два подхода. Во-первых, программа по газификации города практически завершена. Вопрос в предоставлении отсрочек на покупку газовых котлов. Население,  даже имея трубу под окном, не может купить котлы.

Что касается  перевода на газ, то это дорогостоящее удовольствие. И не в том, смысле что оборудование стоит дорого. Оборудование построить можно, выпустив облигации,  и в течение длительного срока окупив их. Но газ, как топливо — гораздо дороже, чем уголь. И  поэтому мы должны четко понимать: если мы хотим ТЭЦ-2 перевести на газ, то электроэнергия в городе подорожает,  и довольно существенно. При этом надо сказать, что ТЭЦ-2 построена в правильном месте,  в том месте,  где «роза ветров»направлена в сторону от города,  и высотные трубы ТЭЦ-2 в принципе выносят золу, шлак и дым из котлов ТЭЦ-2 в другую сторону, на которой они рассеиваются над большой территорией.  Вклад ТЭЦ-2 в загрязнение атмосферы города минимальный. Нужно постоянно усовершенствовать системы очистки, которые позволяют на выходе получать, в принципе,  очень чистый воздух. Но, еще раз говорю —  с точки зрения финансирования, конечно,  это прямая дорога к инфраструктурным облигациям. Вот сейчас как раз правительство мечется в поисках размещения пенсионных денег. Так вот: размещайте пенсионные деньги в эти облигации,  и будете получать гарантированный возврат денег,  за счет наших же платежей  по электроэнергии, часть из которых будут идти на оплату этих облигаций.

Эмина Кожамуратова:

— Можно реплику с места относительно ТЭЦ-2?  На том же заседании  выступала профессор по архитектуре,  которая занимается движениями воздушных потоков  над Алматы.  И она считает, что из-за повышенной высотной застройки  выше Аль-Фараби  сильно нарушена  «роза ветров». И это движение воздуха, которое влияло на тот поток воздуха, который выдувал газы  высотных труб ТЭЦ-2 за пределы города, тоже нарушился! Как европейский Гольфстрим нарушился, и практически тоже умер… И здесь та же история и получается:  в результате застройки большая часть выбросов ТЭЦ-2 оседает на нижнюю часть города.

Бейбут Дуйсеков :
— Как раз ТЭЦ-2 стоит вне пределов  алматинской котловины, она стоит на продуваемых пространствах, поэтому …

Эмина Кожамуратова :
— Я в курсе. Но ее исследование очень доходчиво показывает, каким образом происходит  нарушение воздушных потоков…   

Асет Наурызбаев:

— Давайте я проще скажу.  Довести дым из трубы угольной станции до очень чистого  состояния  стоит примерно столько же,  сколько перевести станцию на газ, но при этом вы будете продолжать сжигать дешевый уголь,  и не будете сжигать дорогой газ.

Серик Буркитбаев:

—  Я абсолютно согласен с тем,  что 80% загрязнения, то есть пыль, газы,  то, что мы видим даже и чем дышим — это автотранспорт. Все выхлопы происходят на уровне выхлопной трубы автомобиля, то есть на высоте 20 см от поверхности земли. Поэтому, давайте смотреть  на эти 80% . Кто виноват? Виноват каждый из жителей и гостей, кто заправляет в бак машины бензин. Кардинальное решение проблем, это долгий срок. Но первое, что можно сделать — навести порядок с бензином. Это не требует затрат… Надо просто навести порядок. И второе: нужно навести порядок с автомобилями. Если мы видим, что едет автомобиль, который дымит — его надо немедленно исключать из потока. Я думаю,  двумя этими методами мы минимум в два раза сократим выхлопы в атмосферу. Пусть наша доблестная ГАИ просто не пускает эти машины в эксплуатацию…

К.Е.:

К.Е.:

—  Серик Минаварович сейчас очень важную тему поднял. Мы привыкли кивать на  акимат,  государство…. А тут получается, что  80% ответственности за то, что происходит в городе, лежит на нас с вами. Скажите, пожалуйста, возможно ли массовое осознание этого факта?  Эмина Кожамуратова:

— Я в последнее время довольно часто бываю на совещаниях в акимате. Они выпускают  замечательные программы. Я думаю, что задача горожан —  подключиться к реализации ее элементов.  Есть целый ряд пунктов, где говориться: «начни с себя»: чтобы горожане уменьшили передвижение на собственном автотранспорте, пересели на общественный,   либо кооперировались и перевозили друг друга для того, чтобы количество машин на дорогах уменьшить. То есть, помимо тех методов,  о которых говорил Серик Минаварович —  улучшение качества топлива и усиление штрафных санкций в адрес нарушающих —  предпринимать такие общественные методы. Тогда ситуация будет улучшаться и улучшаться, и  так в геометрической прогрессии…  Но для этого, наверное, надо применять еще и какие-то такие пиаровские методы. Допустим,  я живу в центре города. Через наш старый двор все время проходят стайки студентов медучилища, они щелкают  семечки, плюются, паркуется куча автотранспорта, выхлопы идут на уровне 30 см. Что получается?  Все проходят мимо и молчат. Я пару раз подходила к ребятам: «Ребята, мы здесь живем, а вы тут плюете,и вы тут стоите и дымите, а нам тут жить, и мы этим дышим». Может, нам надо просто начать друг-другу что-то говорить, объяснять?

К.Е.:

 — Ермек  Ерланович, как вы думаете, какие критерии оценки  акимата  должны быть для того, чтобы оценивать качество его работы? В том числе, с точки зрения экологии.

Ермек Жумагалиев:  

 — Ну, наверное, это,  в первую очередь, все-таки реакция  населения. И в первую очередь, наверное, через диалог. Есть предприятия,  которые проводят оценку воздействия на окружающую среду согласно Экологическому кодексу, они проводят общественные слушания, инициируемые самими природопользователями. И вот такое поэтапное движение  ведет к решению более глобальных проблем…

К.Е.:

— Возможно,  это моя субъективная точка зрения, но,  мне кажется, что акимат стал более открытым для общества, он стал более охотно идти на диалог.  Азамат, какие еще KPI вы бы предложили для того, чтобы оценить работу акимата?

Азамат Джолдасбеков:

— Любые KPI должны иметь максимально объективный характер. Это должны быть показатели,  имеющие цифровые значения, нормативные лимиты, и соответственно,  чтобы их можно было сравнивать с этими нормативами. Мы можем говорить об уровне загрязнения воздуха. Причем,  датчиков должно быть не 16, а максимальное количество в разных районах города, потому что город неоднородный. Нам нужны датчики на разных уровнях земли, потому что одно дело —  чем дышат наши дети и внуки, другое дело —  чем дышат люди. Возможно, то же самое печное топливо — а то оно дает наиболее заметную часть алматинского смога —  занимает не очень большую часть в общей массе загрязнения воздуха, но самое видимое. И этот смог уже заходит на уровне Кок-Жайляу и даже и выше! Поэтому первое,  что мы хотели от акимата видеть — это максимальное количество датчиков по городу,  и совершено определенные нормативы.

 Второй KPI –  это количество автомобилей, зарегистрированных в городе. Поскольку  автомобили —  это основной источник загрязнения,  нам просто-напросто надо это количество сокращать. Как это сделать? Способы есть совершенно конкретные,  они в мире во многих странах использованы. Надо выдавливать автомобили с улиц в целом.  Если в городе зарегистрировано 500 тыс. машин, надо поставить цель  —  не более 100тыс.  машин в городе. Маятниковой миграция автомобилей не должно быть вообще. Нужно, чтобы существовал развитый транспорт – электрички,  например. То есть  люди,  едущие на работу из пригорода, не должны пользоваться личным транспортом. Можно ввести такие KPI как соблюдение транспортом графика движения. Почему мы все  видим массовые нарушения правил общественным транспортом, когда они устраивают гонки на дорогах, на остановках устраивают очереди,  устраивают аварийные ситуации? Потому что автомобильные парки, к сожалению,  построены на выполнение плана по деньгам… Поэтому это косвенно стимулирует водителей нарушать и правила,  и графики, а во всем мире на самом деле используется простой показатель, когда городские власти с помощью математики разрабатывают оптимальный график движения по городу. При этом, автомобильные компании, что частные, что муниципальные получают деньги  именно за соблюдение графика. Можно много придумать цифровых KPI,  в том числе — среднее движение по центру города в час пик сколько должно занимать… Важны не развязки, важна не ширина дорог, а важно количество машин.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.