Как оценить учителя?
Поддержать

Как оценить учителя?

Exclusive.kz спросил об этом учителя, ученика и методиста. Как выяснилось, все очень не просто.

 

Карлыгаш Еженова: У нас сегодня очень сложная тема «Как оценить учителя?» Сегодня мы пригласили в нашу студию, на мой взгляд, совершенно уникальный состав: это — преподаватель истории гимназии №12 Искаков Алмас, представитель алматинского методического кабинета Татьяна Ежова, и это —  собственно клиент, ученик 11 класса школы №133 Арнур Копиратов. И так, является ли количество публикаций,  методических разработок определяющим критерием для оценки учителя?

Татьяна Ежова: Все очень индивидуально. Есть педагоги, которые с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Однако, они хорошие профессионалы. Есть педагоги, которые не занимаются такой деятельностью, то есть не составляют никаких программ, методичек. Вместе с тем, они являются тоже профессионалами, хорошо выполняют свою работу. 

Карлыгаш Еженова: То есть, вы считаете, что это может быть одним из критериев. Но, никак не определяющим критерием для оценки учителя?

Татьяна Ежова: Конечно.

Карлыгаш Еженова: Как вы думаете, почему так долго и, самое главное безуспешно, общество критикует качество учебников? В конце концов, речь идет о наших детях, о нашем будущем. Почему этот вопрос не решается? Согласны ли вы с теми, кто считает наши учебники не очень качественными?

Арнур Копиратов: Сам я удовлетворён теми учебниками, по которыми я учусь. Я считаю самой главной проблемой то, что родители считают, что учебники не соответствует стандарту. Родители иногда сами не понимают, что написано в этих учебниках. Чтобы решить эту проблему нужно выпустить такие учебники, которые были понятны и родителям, и ученикам. У меня у самого есть сестренка. Она иногда не понимает, что написано в книгах, и приходится ей объяснять.  Думаю, что учебники надо адаптировать к простым людям.

Карлыгаш Еженова: Арнур, вы же отличник? Вы же учитесь по этим учебникам?

Арнур Копиратов: Да, я учусь по этим учебникам. Но я получаю больше информации в просторах интернета.  

Карлыгаш Еженова: На самом деле вы сказали очень важную вещь – учебника не достаточно. Вам приходится обращаться к интернету? Таким образом, вы косвенно подтверждаете, что учебники, к сожалению, несмотря на то, что их каждый год переписывают, не являются лучшим образцом.

Арнур Копиратов: Там написаны самые основные вещи. Но я люблю углубляться.

Татьяна Ежова: В любом учебнике дается основной материал. Любознательный ученик, конечно, обратиться к дополнительному материалу. Хороший, компетентный педагог обязательно подскажет, к каким источникам направить своего ученика. 

Карлыгаш Еженова: То есть, вы считаете, неважно какой учебник, важно какой ученик?

Алмас Искаков: Государственная программа по истории Казахстана в наших школах была сформирована по образцу Назарбаевских интеллектуальных школ. Но книги по этому предмету были написаны нашими историками еще в начале 2000 годов. Поэтому книги отстают от введенных программ. Еще один парадокс заключается в том, что по «Истории Казахстана» сейчас в обороте есть 4 учебника. Здесь возникает вопрос «Почему?» Я не знаю ответа, я лучше скажу вам, как избавиться от этого. Нужно апробировать и протестировать эти учебники, и выбрать самый  эффективный. Остальные дополнительные материалы ученики сам должны искать. Что касается, использования интернета учениками с целью изучения темы, как сказало руководство министерства образования, учебники это дополнительный инструмент в постижении знаний. Для достижения результата ученик должен обратиться к интернету. Преимущество в использовании и учебника, и интернета состоит в том, что ученик начинает самостоятельно искать, читать и мыслить. То есть сегодняшние учебники мотивируют детей на постоянные поиски.      

Карлыгаш Еженова: По каким критериям нужно оценивать вашу работу?

Алмас Искаков: Учителя оценивает — время. Я считаю, неправильно оценивать качество деятельности учителя только по проведенным открытым урокам, или по заполненным документам. Качество преподавания учителя смогут определить его ученики. Неважно, какую методику использовал учитель. Главное — осуществить главную цель преподавания — учить детей понимать и мыслить. Только такой учитель может считаться лучшим. Но, если, мы будем оценивать учителя по тому, какой методики он придерживался в преподавании, хоть американский, хоть Кембриджский, то тогда грош ему цена, если он не может объяснить тему. То есть, мы должны оценивать по тому, насколько ученик освоил материал, насколько ему понятна эта тема, насколько ученику удобен этот метод.  

Карлыгаш Еженова: Арнур, Вы согласны с тем, что ученики должны определять эффективность того или иного учителя?   

Арнур Копиратов: Я полностью согласен. Мы есть отражение их работы.  Мне самому легче оценить учителей, которые у меня пропадают лично. Я бы оценивал качество учителя по его стилю преподавания.

Карлыгаш Еженова: Татьяна Владимировна, есть некий ежегодный мониторинг деятельности учителей. Скажите, пожалуйста, по каким критериям он формируется?

Татьяна Ежова: Ежегодно мы готовим материал по итогам развития организаций образования города Алматы.  Динамика прослеживается за период последних трех лет.  Это качество знаний учащихся, ЕНТ, участие в Олимпиадных движениях, исследовательская деятельность учащихся.

Отслеживается такой момент как квалификация педагога, то есть курсовая подготовка. Это тоже важно для рейтинга школы. Какое количество педагогов прошли курсовую подготовку, какое количество педагогов имеют высшую, первую и вторую квалификационную категорию.

Карлыгаш Еженова: Сейчас очень популярно говорить о E-learning, о высоких технологиях в образовании.  Как вы думаете, Арнур, является ли внедрение каких-то новых технологий в образовательный процесс гарантией того что, качество образования улучшится?

Арнур Копиратов: Вопрос в том, как они будут использованы. Например, у нас есть Kundelik.kz, где ставятся оценки, и наши родители могут мониторить, как мы учимся, и какие оценки мы получаем в школе не выходя из дома. Но минус в том, что многие родители не приспособлены к новым технологиям. Им приходится приспосабливаться, сами ученики учат своих родителей как ими пользоваться. Я думаю, что это очень хороший опыт для старшего поколения и для самих учеников. Внедрение технологий для повышения образования очень правильный поступок. Так и должно быть. Как и ведущие страны мира, мы должны развиваться в сторону инженерии и технологий.

Карлыгаш Еженова: Татьяна Владимировна, как вы думаете, это улучшает качество образования?

Татьяна Ежова: Конечно. Чтобы идти в ногу со временем, для повышения качества знаний необходимо использовать интерактивные форматы.

Алмас Искаков: Качество полученных знаний от проведенных уроков в интерактивном режиме зависит от предмета. Например, на уроках по истории Казахстана или литературы используя наглядные видеоматериалы можно достичь хороших результатов. То есть, если ученик не понял тему по этому предмету, то он может дома посмотреть и понять самостоятельно. Но, без объяснения учителя ученик не может понять тему, посмотрев видео-урок в таких предметах как математика и физика.          

Карлыгаш Еженова: Проблема  ЕНТ навязла в зубах. Так или иначе, его оставили как один из критериев, в том числе и оценки учителя. Как вы считаете, это правильно или нет?

Татьяна Ежова: Формат ЕНТ изменился, экзамены проводятся в школах. Я думаю, что педагогическая общественность довольна и родителей всё устраивает.

Карлыгаш Еженова: Но большинство критиков считают что ЕНТ — это не оценка знаний, это оценка ученика по способности удержать какое-то количество знаний и вовремя их применить и оцифровать, что это никак не повышает качество знаний как таковое.

Татьяна Ежова: Сейчас в школах сдают государственный экзамен, в формате эссе. В чём вопрос. Формат ЕНТ остался для поступления в ВУЗ.

Алмас Искаков: По существу, каждое изменение требует адаптации людей. Прежде чем внедрить какую-то реформу, нужно подготовить учеников и родителей. Например, наши прошлогодние выпускники с пятого по десятый класс учились по старому стандарту. Они считали, что будут сдавать ЕНТ по старому формату.  Они до последнего не понимали, как будут сдавать ЕНТ. В результате, некоторые пройденные материалы даже не были использованы на ЕНТ. Как в случае с казахским языком. Ученики должны были написать сочинения. В конце, оказалось, что многие из них не готовы к контрольному тесту.  

Арнур Копиратов: Я бы сказал, что для учеников ЕНТ — это новая ступень в жизни. Я не знаю почему, но у многих учеников сформировалось ошибочное мнение, что если я не сдам ЕНТ, то жизнь окончена. Это ошибка. ЕНТ — это  тест, который должен оценить твои знания, то что как ты понимаешь темы, то что как ты знаешь свой предмет. У многих учеников сейчас стресс, они не понимают, как за такое короткое время можно подготовиться. Они думают, что за год они могут научиться. Нужно учить всё сначала. Всему свое время.  Но есть такой минус. Я с пятого по десятый класс учил правила, учил «одағай», «зат есім», «сын есім».  Перешел в десятый класс, а тут новый формат ЕНТ, нужно написать сочинение. Все, что я учил за такой большой период времени, в один миг оказалось ненужным.

Карлыгаш Еженова: Как вы думаете, как нужно оценить учителя: по количеству одаренных учеников, которых он воспитал или по среднему баллу за успеваемость?

Татьяна Ежова: Как любого другого человека, педагога можно оценить только комплексно. Ведь педагог не только учит, но и воспитывает. Он учит любить, любить страну,  соседа рядом за партой. Тут должно включаться всё, включая качество знаний и количество олимпиадников. Только таким образом можно оценить работу педагога объективно.

Карлыгаш Еженова: Но как это измерить?

Татьяна Ежова: Про замеры очень сложно рассуждать. Я думаю, основную оценку дают ученик и его родители.

Арнур Копиратов: Я бы оценил следующим образом как ученик решает те проблемы, с которыми он сталкивается. Нужно оценивать по тому, как эти ученики пользуются полученными знаниями. Он не только должен знать, но и  уметь применить эти знания в практике.

Например, мой учитель математики учит меня: квадрат гипотенузы равен сложению квадратов катетов. Если я не понимаю, он приводит пример: расстояние от крыши высокого здания до тебя это и есть гипотенуза. Если ты хочешь измерить высоту здания, то ты должен отнять квадрат того расстояния от квадрата гипотенузы.  Тут нельзя рассуждать логически. Жизнь сама штука не логичная. 

Карлыгаш Еженова: Ещё есть одна очень больная тема это – трехъязычие. Государство выделило несколько миллиардов тенге введение трехъязычия, обучены 16.5 тысяч учителей.

Татьяна Ежова: Я думаю, что это актуально. Это идёт поэтапно, болезненно, непросто. Но педагогов готовят. Их обучают и центр педагогического мастерства, и центр повышения квалификации. Над этим работает правительство. Поэтому, я думаю, что проблема в любом случае будет решена. На сегодняшний день незнание языков просто колоссальный минус.

Алмас Искаков: Прежде, чем внедрить реформу, нужно было подумать, что нам важнее. Не все понимают, что знание языков не делает человека самым умным. Это не является гарантией того, что мы все в один миг станем учеными. Япония входит в список самых развитых стран не только в Азии, но и во всем мире. Но при этом, сами японцы до 12 лет учат своих детей только на своем родном языке. Поэтому и мы должны, прежде всего, учить наших детей на родном языке. Казахская интеллигенция начала ХХ века твердила о том, что ребенок должен учиться сперва на своем родном языке, а только потом мы он может освоить любой другой язык. На сегодняшний день, мы заставляем их учить три языка уже в 6-7 лет. Это может привести к затруднительному положению. Я считаю, что с первого по пятый класс ребенок должен учиться на своем родном языке,  и только потом должен учить русский и английский.  Как вы знаете, чтобы изучить английский хватает и двух лет. Ученик, если будет заниматься этим два раза в неделю, то за два года он может достичь от начального уровня до уровня Upper-Intermediate.

Арнур Копиратов: Я не верю, что за такой короткий период времени государство сможет переквалифицировать и обеспечить знанием английского языка 16,5 тысяч учителей. При том, если управление ставит задачу  преподавать на английском, то это очень трудный процесс. Есть термины, не понятные ученикам даже на своем родном языке. Нет никакой гарантии, что уроки будут проходить на иностранном языке. Данные изменения изложены в стратегиях до 2030, 2050 года нашего президента. До 2030 года все казахстанцы должны говорить на трех языках. Внедрение латиницы тоже обусловлено этой стратегией.

Карлыгаш Еженова: Скажите, где вы обсуждаете такие проблемы? Дома, в соцсетях, может быть в профессиональной среде? Какие издания вы читаете?  Смотрите ли вы телевизор? Опишите, пожалуйста, ваше информационное пространство. Откуда вы получаете информацию и не просто получаете, но и получаете обратную связь?

Арнур Копиратов: Заниматься этим в социальных сетях — самая бесполезная вещь. В социальные сети может зайти, любой человек и высказать свое мнение, будь оно правильным или нет. Я могу обсудить такие вопросы дома, за столом, со своими родителями или в школе, со своими одноклассниками. Мне нравится слушать мнение других людей и из этого общего сформировать свое мнение. Но в социальных сетях творится такой балаган, что невозможно обсудить важную вещь.

Татьяна Ежова: У меня, наверное, больше профессиональная среда. Плюс к этому, в силу своих профессиональных обязанностей я бываю на различных форумах, конференциях, где можно услышать чье-то мнение и свое высказать. Сейчас это вполне возможно и реально. Плюс к тому с огромным уважением отношусь к нашим каналам, с удовольствием смотрю новости. Ну и конечно читаю литературу педагогического и психологического плана. Для работы  очень важен процесс коммуникаций, как в образовании, так и в любой  другой сфере деятельности.

Алмас Искаков:  По-моему, не важно, откуда берется информация, главное, чтобы она была нужной. Если та или иная полученная информация, будь то она была получена от моих учеников, коллег или из социальных сетей, является полезной для меня, тогда эта информация более значима для меня, чем бесполезная.

Карлыгаш Еженова: Вы знаете, сегодня очень многие мифы  оказались под большим ударом. Спасибо вам большое! Мне было очень интересно. Надеюсь, что вам тоже и надеюсь, что мы продолжим эту тему.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.