Европейцы не спешат в Казахстан
Поддержать

Европейцы не спешат в Казахстан

За свою жизнь я не раз видела силу образования. Я была свидетелем того, как качественное образование для всех помогает создавать динамичную экономику и поддерживать мир, процветание и стабильность.

Я также наблюдала за тем, как образование вселяет в людей (вне зависимости от их обстоятельств) уверенность в себе, в своём месте в этом мире и в будущих перспективах.
Но я также видела, что происходит, когда молодые люди и их сообщества лишаются образования – и рождаемого им оптимизма. В моей стране – Нигерии – боевики исламистской группировки «Боко Харам» намеренно лишают молодых людей, особенно маленьких девочек, образования, чтобы создать потерянное поколение. Последствия весьма многочисленны: утрата чувства собственного достоинства, исключённость, ухудшение здоровья, бедность, стагнация экономического роста, лишение прав.

Мы знаем, что каждый дополнительный год обучения в школе повышает среднегодовые темпы роста ВВП на 0,37% и одновременно может повысить доходы человека почти на 10%.

Если бы каждая девочка в мире получала качественное, 12-летнее образование, тогда доходы женщин в течение жизни удвоились бы, достигнув $30 трлн. А если все девочки и мальчики получат законченное среднее образование, тогда, согласно оценкам, 420 миллионов человек удастся вытащить из нищеты. По данным доклада, выпущенного в 2018 году Всемирным банком, всеобщее среднее образование позволит даже ликвидировать проблему детских браков.

В современном глубоко взаимосвязанном мире польза сильных и инклюзивных систем образования простирается ещё дальше. Образование даёт людям знания, которым им необходимы для того, чтобы понимать важность защиты ограниченных ресурсов планеты, ценить многообразие, сопротивляться нетерпимости, а также действовать как информированные глобальные граждане.

Программа ООН «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ), принятая в 2000 году для направления глобального развития в последующие 15 лет, придала новый импульс усилиям по обеспечению образования для всех. В период с 2000 по 2015 год доля детей, обучающихся в начальных школах в странах развивающегося мира, увеличилась с 83% до 91%, а число детей начального школьного возраста, которые не посещали школу, сократилось со 100 млн до 57 млн. Кроме того, с 1990 по 2015 год глобальный уровень грамотности среди людей в возрасте от 15 до 24 лет вырос с 83% до 91%, при этом существенно сократился разрыв между мужчинами и женщинами.

Однако многое ещё предстоит сделать. В 2016 году в мире как минимум 263 миллиона детей не были охвачены системой школьного образования. В их число входит половина всех детей с инвалидностью в развивающихся странах. Кроме того, половина всех детей дошкольного возраста, а это наиболее критически важные годы для когнитивного развития, не посещают учреждения раннего детского образования.

Ещё хуже ситуация в конфликтных зонах, где вероятность того, что девочки не посещают школу, почти в два с половиной раза выше, чем у их сверстниц в стабильных странах. И это не говоря уже о том, что, согласно оценкам, 617 миллионов детей и подростков в возрасте учеников начальных классов и первых классов средней школы (или 58% всех детей этой возрастной группы) не получают минимальных навыков в чтении и математике.
Для того, чтобы ликвидировать эти пробелы, в пришедшей на смену ЦРТ программе ООН «Цели устойчивого развития» (ЦУР) также делается акцент на образовании. Согласно ЦУР4, мир обязуется гарантировать инклюзивное и равное качественное образование, а также создавать возможности обучения в течение всей жизни для всех, то есть, по сути, использовать силу образования для раскрытия потенциала каждого человека. Несмотря на огромные масштабы поставленной задачи и разнообразные препятствия, которые могут ограничивать и прерывать обучение, мы знаем, какой должна быть эффективная стратегия.
Во-первых, для превращения образования в подлинную силу перемен, надо сначала изменить само образование в соответствии с реалиями ускоряющейся глобализации, изменения климата и сдвигов на рынке труда. Передовые технологии, например, искусственный интеллект, облачные вычисления, блокчейн, создают новые проблемы, однако они могут также сыграть важную роль в улучшении качества обучения. Цифровые навыки должны стать частью любой школьной программы, и следует активно стремиться к сотрудничеству с технологическим сектором, который способен дать ценные советы в этой области.

Во-вторых, крайне важны инклюзивные подходы с акцентом на обучении в течение жизни и на охвате наиболее маргинальных и уязвимых слоёв населения. Как показывает 15-й доклад исследовательского центра ЮНИСЕФ Innocenti, это не означает, что надо жертвовать высокими стандартами. Более того, как указывается в этом докладе, дети с любым бэкгранудом, как правило, добиваются лучших результатов, если оказываются в социально интегрированной школьной среде. Такой инклюзивный подход потребует обмена наиболее успешным опытом и инвестиций в то, что действительно работает. Тем временем, партнёры в программах развития должны предоставлять долгосрочную поддержку, обращая особое внимание на расширение возможностей и создание институтов, а также на установление баланса между гуманитарными, экономическими и связанными с безопасностью императивами.

Но чтобы сделать образовательные системы и услуги подлинно инклюзивными, нельзя никого оставлять позади, в частности, беженцев. По оценкам последнего доклада ЮНЕСКО «Глобальный мониторинг», беженцы уже пропустили 1,5 млрд дней школьного обучения, начиная с 2016 года. Восемь из десяти стран, принявших наибольшее число беженцев, включая несколько стран с низким и средним уровнем доходов, продолжают нести на своих плечах значительные издержки, несмотря на напряжение, возникшее в их системах образования. Они стремятся гарантировать, чтобы беженцы посещали школы наряду с местными гражданами. Между тем, большинство стран либо исключают беженцев из национальных систем образования, либо отправляют их в специальные, отдельные учреждения. Тем самым, закрепляется их неблагоприятное положение и тормозится социальная интеграция. Два эпохальных глобальных договора о миграции и беженцах, одобренные странами-членами ООН в декабре прошлого года, открывают путь к решению этой проблемы.

Для достижения необходимых изменений в образовании требуется намного большее финансирование, чем предлагается сейчас.

На сегодня ежегодный дефицит в глобальном финансировании образования достигает почти $40 млрд. Для ликвидации этого дефицита понадобится не только увеличение местного финансирования, но и новые обязательства со стороны международных спонсоров.

У каждого есть право на образование. Для реализации этого права – и достижения четвёртой цели устойчивого развития – нужны хорошо продуманные стратегии, а также долгосрочные обязательства по их реализации и эффективное сотрудничество всех заинтересованных сторон. ООН и её агентства будут и дальше поддерживать такие действия, поскольку мы стремимся к тому, чтобы никто не оставался позади.

Амина Мохаммед – заместитель генерального секретаря ООН, бывший министр охраны окружающей среды Нигерии.
Copyright: Project Syndicate, 2019.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.