четверг, 23 сентября 2021
,
USD/KZT: 425.75 EUR/KZT: 499.32 RUR/KZT: 5.81
Бывший вице-министр финансов Руслан Енсебаев приговорен к четырём годам лишения свободы Генеральной лицензии лишился еще один вуз Казахстана Сенат утвердил новые пособия для людей с инвалидностью В Казани смогут обучаться родному языку в метро Прибыль казахстанских ломбардов составила 19 миллиардов тенге 15 из 100 казахстанцев не могут позволить себе купить две пары обуви В Казахстане рост затрат на науку ожидается не раньше 2023 года У казахстанцев появилась возможность повысить качество предоставления государственных услуг В Латвии запретили использование георгиевских ленточек Куликовская битва: миф или реальность? МИИР собирается субсидировать 10 авиамаршрутов 5 миллионов казахстанцев прошли онлайн-перепись Токаев прибыл в Мангистаускую область 100 субъектов АПК обязаны возвратить в бюджет около 5 млрд. средств Объём казахстанского импорта составил 21,7 млрд долл. США Объём займов на душу населения в Казахстане вдвое ниже, чем в России Сколько тратят казахстанцы на коммунальные услуги? Турция не признает юридической силы прошедших выборов в Госдуму в Крыму В Казахстане одобрены очередные послабления для бизнеса Как будут защищать персональные данные в Казахстане? «Михаил Ломтадзе и Kaspi.kz получили три награды на Kazakhstan Growth Forum» Казахстан в рейтинге устойчивого развития поднялся с 65-го на 59-е место В 2026 году Казахстан намерен отказаться от использования угля Как снизить инфляцию в Казахстане до «докоровирусного» уровня? Международный союз электросвязи при ООН установил новый код +997 def для Казахстана

Мастер-класс от Дубаи

Это история о том, как мы не избавились от нефтяной зависимости и не построили диверсифицированную устойчивую экономику. Рост и устойчивость экономики Дубая можно объяснить выбранной им «моделью ABS» (attraction, branding, state) – привлекательность, бренд, развитие под руководством государства.

В течение жизни одного поколения Дубай превратился в крупный центр инвестиций, торговли и современной культуры. Мировой финансовый кризис 2008 года серьёзно ударил по этому городу-государству (из-за раздутых цен на недвижимость), но он быстро восстановился. Свидетельством этого служат его заявки на проведение различных крупных мероприятий, например, Всемирной выставки 2020 года.

Тот факт, что Дубай сумел не просто пережить кризис, но и процветать после его завершения, заслуживает внимательного анализа. Этим летом я приступил к изучению так называемой дубайской модели устойчивого роста, а также проблем, с которыми она может столкнуться в будущем. Для этого исследования я провёл более 40 подробных интервью с государственными чиновниками и представителями деловой элиты, а затем подкрепил свои предварительные выводы дополнительными статистическими данными.

В автомобилях антиблокировочная система торможения ABS помогает водителю не потерять контроль над машиной в опасной ситуации, так же и тройственная стратегия Дубая помогает ему не сворачивать с пути развития даже во время экономических кризисов.

Что касается развития под управлением государства, то здесь подход Дубая типичен для стран Персидского залива. В его обществе сохраняются племенные, патерналистские традиции, благодаря чему правящая элита во главе с королевской семьёй обладает абсолютной властью в определении направлений и форм экономического развития. Тем самым, Dubai, Inc. может быстро и беспрепятственно адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

Дубай иногда называют «Сингапуром в пустыне», потому что, как и Сингапур, он добился колоссального экономического роста под государственным контролем. Активное, дальновидное руководство страны превратило этот маленький город-государство с ограниченными запасами природных ресурсов в важный международный центр.

Помимо этого, Дубай добился хороших результатов в формировании позитивного имиджа (бренда) для привлечения иностранных инвестиций и рабочей силы, необходимых для реализации программы амбициозного роста. Так же как Нью-Йорк, Шанхай и Лас-Вегас, которые улучшали свой имидж с помощью архитектуры, Дубай демонстрирует свою инновационною ориентацию с помощью городского ландшафта с его примерно 150 небоскрёбами. Это больше, чем в любом городе мира, не считая Нью-Йорка и Гонконга.

Кроме того, в Дубае находится первое в мире офисное здание, напечатанное 3D-принтером, здесь есть потрясающие рукотворные острова, единственный в мире (самопровозглашённый) «семизвёздочный отель», торговые центры с океанариумами, горнолыжными трассами и центрами подводного плавания, а также целый ряд всемирно известных зданий и парков развлечений. Здесь проводятся самые дорогие в мире конные скачки и некоторые другие спортивные мероприятия класса люкс.

Бренд Дубая подкрепляется политической стабильностью, безопасностью, толерантностью, культурным разнообразием, высокими стандартами жизни, что привлекает высококвалифицированных иностранцев со всего мира. Кроме того, для иностранных инвесторов в эмирате существуют специальные экономические зоны, условия в которых значительно лучше, чем во многих других странах.

В радиусе четырёх часов полёта от Дубая живут два миллиарда человек, поэтому не удивительно, что город превратился в привлекательное место для туристов и инвесторов. Как отметил один из предпринимателей, с которыми я проводил интервью, «Дубай обладает всеми необходимыми ингредиентами популярного, привлекательного места для инвесторов и туристов со всего мира», «многие молодые люди в арабских странах мечтают сюда переехать, чтобы жить “дубайской мечтой”».

Конкурентные преимущества Дубая, помогающие ему привлекать высококвалифицированных работников и инвестиции, дополняются трудовой политикой, которая обеспечивает приток низкоквалифицированной рабочей силы, играющей роль топлива для мотора экономического роста. Однако, зависимость от иностранной рабочей силы со временем может привести к структурным проблемам. В трудные времена компании могут быстро уволить иностранных работников, но затем, когда ситуация улучшится, может возникнуть дефицит рабочей силы. Особенно легко потерять высокопрофессиональных работников, для привлечения которых требуется много времени и сил.

Есть и другой риск. Эмират переживает сейчас длительный период политической и экономической стабильности, однако серьёзные негативные события в регионе могут вынудить иностранных работников (причём с любой квалификацией) покинуть страну, несмотря на высокие зарплаты и привлекательный стиль жизни. Зависимость Дубая от иностранной рабочей силы угрожает его долгосрочному экономическому потенциалу устойчивости к будущим шокам.

Понимая эти потенциальные риски, руководство Дубая недавно одобрило комплексный план перестройки образования с целью формирования местного человеческого капитала. Как отметил правитель Дубая шейх Мохаммед бин-Рашид, «мы стремимся создать новое поколение студентов, которые будут хорошо подготовлены к использованию инструментов будущего».

Потребуется жизнь одного поколения или даже больше, чтобы реформы образования принесли свои плоды. Сингапуру, например, со временем удалось создать базу местных высококвалифицированных, талантливых кадров благодаря крупным инвестициям в образование и превращению высшего образования в национальный приоритет. Этот город-государство сейчас показывает одни из лучших результатов в международных тестах по математике и естественным наукам.

Модель ABS объясняет экономическую устойчивость Дубая и его быстрое восстановление после мирового финансового кризиса. Но она ещё и помогает эмирату корректировать свою стратегию с учётом вновь возникающих вызовов. Автомобильная система ABS позволяет водителю затормозить или изменить курс, чтобы избежать опасных столкновений, а технология развития Дубая под государственным контролем позволяет подстраивать работу над улучшением его бренда и повышением привлекательности в зависимости от задач экономического роста и изменения условий как на Ближнем Востоке, так и за пределами региона.

С другой стороны, если правительство не сумеет решить главную структурную проблему – недостаточное развитие местного человеческого капитала, тогда оно окажется за рулём очень опасного автомобиля, в котором будет трудно или даже невозможно избежать столкновения без блокировки колёс.

Яссер аль-Салех – научный сотрудник MBRSG (бывшая Дубайская школа государственного управления). Автор нескольких книг и научных статей о Ближнем Востоке, автор книги «Перспективы инноваций в сфере устойчивой энергетики в богатых нефтью арабских странах Персидского залива», соредактор проекта «Политика экономической диверсификации в странах, богатых природными ресурсами».

Copyright: Project Syndicate/Mohammed Bin Rashid Global Initiatives, 2016.
www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Зарубежные эксперты

Страницы:1 2 3 4 5 6