Мухтар Тайжан: Я мечтаю о честных выборах в парламент
Поддержать

Мухтар Тайжан: Я мечтаю о честных выборах в парламент

 Exclusive.kz: казахстанские эксперты о 2017 и прогнозах на 2018 год. 

– Какие события особенно запомнились вам в 2017 году?

– Год начинался с такого стрессового события как внедрение обязательной регистрации граждан по месту жительства. Были даже несчастные случаи в ЦОНах. Этих очередей и ажиотажа можно было избежать при плавной, планомерной работе по регистрации. Мне также запомнились весенние паводки, наводнения в северных областях. Результатом стало принятие решения о строительстве водохранилищ. Но это нужно было делать давно. Надо обязательно вспомнить, что в Алматы был установлен памятник жертвам голода 1930-х годов. Наконец, спустя четверть века государство установило такой памятник. Также власти Алматы переименовали улицу Мирзояна. Этот человек участвовал в сталинских репрессиях и тысячи людей были расстреляны по его распоряжениям.

Также в новом учебном году стали внедрять трёхъязычие, но вот буквально на днях стало известно, что теперь сами школы будут решать преподавать ли им предметы на иностранном языке. Это я расцениваю как провал государственной программы по внедрению трехъязычия. На эту вздорную программу были потрачены миллиарды тенге, поэтому министр образования Сагадиев должен лично ответить за результат.

Наконец, к концу года были приняты изменения в Земельный кодекс, которые были подготовлены на основе решений земельной комиссии. Впервые в истории Казахстана законопроект рождается не из недр госаппарата, а по воле народа. Продажу земли кому бы то ни было остановили на пять лет и запретили аренду земли иностранцам. Это главное решение, которое надо расценивать как большое достижение и результат прошлогодних митингов.

Нельзя обойти вниманием и недавнюю забастовку шахтеров Караганды. Это вне всяких сомнений знаковое событие. Впервые, кажется, народ проявил солидарность с забастовщиками, поддержал их. 

Конечно, нельзя умолчать про то, что заморожены 22 миллиарда долларов Национального фонда. Несомненно, это еще окажет негативное влияние на внутриэкономическую ситуацию в стране, потому что средства Нацфонда имеют очень большое значение как для госбюджета, государственных программ, так и для тех же банков, на которые потратили более десяти миллиардов долларов. Теперь такая экономическая политика под вопросом.    

– Какие из них прямо или косвенно оказали какое-то влияние на вашу жизнь?

– Я чувствовал моральную ответственность за тот законопроект по земле, который был принят в первом чтении. И, конечно, у меня есть чувство удовлетворения, потому что удалось все решения комиссии, а их было 11, установить законодательно. Хотя бы на ближайшие четыре года требования народа остаются в силе. Дальше, я думаю, предстоит решать этот вопрос, но я убежден, что наша земля никогда не будет продаваться в частную собственность. Тот же бизнес может спокойно работать в условиях 49-летней аренды. Так что этот закон позитивно повлиял в этом году на мою жизнь и принес моральное удовлетворение.

– Как, по-вашему, будут развиваться внутриполитические, социально-экономические процессы в новом 2018 году?

– В следующем году я ожидаю, что экономическая ситуация станет сложнее. На нас обязательно отразятся те санкции, которые будут применены к России. Опять же, замороженные 22 миллиарда средств Национального фонда серьезно повлияют на саму возможность поведения прежней экономической политики без здоровых реформ. Ситуация обострится. Все это будет также давить на нашу национальную валюту. Могут усилиться инфляционные и девальвационные процессы.

– Какие реально перемены вы бы хотели увидеть в 2018 году?

– Моя мечта, чтобы в конце концов состоялись честные, свободные выборы в парламент страны по демократическому, современному закону о выборах.

Фото из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.