В Павлодаре приземлился эвакуационный рейс
Поддержать

В Павлодаре приземлился эвакуационный рейс

Известный предприниматель Медеу Серикбаев считает, что Казахстану нужно последовать примеру Беларуси и отменить карантин, одновременно внедрив жесткую дисциплину за несоблюдение санитарных норм. Иначе мы получим вспышку преступности, когда будут грабить из-за палки колбасы, как это было в 90-е. И тогда количество жертв будет гораздо больше.

Коронавирус обнажил многие десятилетиями не решаемые проблемы страны. Как бы вы сформулировали главную из них?

— Более того, что пандемия показала, что нам нужно освободится от многого второстепенного и сконцентрироваться на чем-то полезном. И вообще, есть хороший повод задуматься о том, как жить дальше. Благо, время появилось.

Главное, мы должны понять, что мы заменили простое человеческое счастье погоней за деньгами! Деньги, прибыль затмили все!

Во-вторых, 70 процентов бизнеса в стране — это сфера услуг: рестораны, ТРЦ, салоны, СТО, семинары и тому подобное. Мы не умеем производить что-то сами, только перепродавать. И коронавирус показал, что у сферы услуг очень короткий горизонт жизни. Для восстановления потока клиентов, если предприятие не работало месяц, требуется 6-12 месяцев, если не работало 2-3 месяца, потребуются годы, что идентично открытию нового бизнеса. При этом, найти схожую по квалификации работу трудно, потому что все схожие бизнесы в одинаковой ситуации. В масштабе города это означает, что масса людей, оставшись без работы, не имея резерва денег, имея кредиты, не сможет формировать платежеспособный спрос и, соответственно, многие предприятия закроются. Останутся на плаву те, кто производит продукты первой необходимости. Эта ситуация откинет нас назад в 90-е годы. Это значит, что уцелевшим придётся менять ассортимент с дорогой продукции на дешевую.

— Будет ли эффективной поддержка государства при существующей бюрократии, боязни чиновников брать на себя ответственность? Есть ли надежда, что вернётся тот образ жизни, к которому мы привыкли?

— В данной ситуации лучше рассчитывать на худшее, а лучшее само придёт! Такая обстановка была в начале 90-х. Огромная масса людей, оказавшись без работы, сменила не только сферу деятельности, но и образ жизни и мышление.  Вспомните, как начали открываться в каждом дворе производство пельменей, хлеба, макарон, шитье одежды, сборка мебели… Но теперь, с учётом того, что мы уже владеем информацией, определенными навыками, будем легче.

Сейчас у нас есть отличная возможность освободится от зависимостей разных типов (нефтяной, государственной) и начать самим заниматься производством, как это произошло в Кыргызстане и Узбекистане. В свое время, их правители дали понять, что спасение утопающих дело самих утопающих. На сегодня, посмотрите, они и шьют, и выращивают, и перерабатывают. У них есть уверенность, которая даёт им  запас прочности, позволяющий им пройти этот период без особых потерь. У нас сейчас тоже есть шанс окрепнуть несмотря ни на какой кризис! Или опять будем смотреть в чей-то рот и ждать непонятно чего!

— То есть вы предлагаете не пользоваться помощью государства? С чего начать в таком случае?

— Нет, я считаю, что государство нам сильно задолжало и пользоваться его помощью надо. Но эффективно. Например, поддержать те тысячи мелких производителей сельхозпродукции. И не столько деньгами, сколько специалистами, техникой, налоговым стимулированием. Например, подготовить и простимулировать тысячи специалистов (механиков, ветврачей, зоотехников, агрономов) выехать в села и восстановить АПК. Для этого нужны не только хорошие зарплаты, но и развитая инфраструктура, включая интернет и филиалы банков. Давайте гипотетически посчитаем: в каждом районе 14 совхозов, в каждом совхозе от 500 рабочих. В области 14 районов, в Казахстане 14 областей .Если идет речь о семье из четырех человека, то речь идет от двух до шести тысяч человек. То есть потенциал в сельской местности минимум 6 млн. человек, которых нужно обеспечить работой. Это стоит 10 млрд. Долларов из расчета 2 млн. Долларов на хозяйство. Пусть половина обанкротится, но ведь вторая половина останется. По такому же принципу, имея спрос можно организовать сборку тракторов и сельхозтехники, подготовку ветврачей, зоотехников, механиков, медиков и учителей, строителей. Уже через три года как минимум пятая часть станет рентабельной. Разве не больше денег мы похоронили за все эти годы? И каков результат?

— Но ведь для вас, как производителя продуктов питания, это временная ситуация? Ведь вы, кроме расфасовки чая, производители хлеб, макароны, муку…

— Нас, производственников, мало. Это закон рынка. Он идет туда, где есть спрос. Ирония в  том, что наш спрос до сих пор был там, без чего можно обойтись. Я не против развития сферы услуг, но он не должен составлять  70%. И карантин, оставивший людей без работы, вернул нас в 90-е годы. Тогда люди покидали села, снимали квартира в городах, нанимались на любую работу за мешок муки. На него можно было прокормить семью. И если сейчас, после окончания карантина, мы опять наступим на те же грабли, опять восстановится сфера услуг, а люди будут жить так от зарплаты до зарплаты. Такая ситуация дает людям ложные ориентиры, они по-прежнему будут думать, что, найдя новую работу, они начнут больше зарабатывать. Мы опять будем в поисках ложной стабильности.

Как производственник я вижу, что, по сравнению с другими бизнесами, в краткосрочном плане нам удастся удержаться на плаву. Несмотря на рост цен, мы будем их держать так долго, как это у нас получится. Но какова природа инфляции? За счет того, что у многих есть составляющая в долларах: упаковка из Китая, комплектующие, ароматизаторы и добавки из Германии и т.д. Спрос уже упал примерно на 20% — у людей нет денег. Следовательно, мы сейчас будем менять ассортимент в сторону удешевления и соответствия спроса только на самое необходимое. И вообще потребности будут сильно меняться в сторону удешевления. И это коснется всех. Кто-то конечно на этом заработает. А вот кто-то смог переориентироваться: например, актуализировались услуги логистики. Но самое главное, нужно быть готовым к  тому, что после карантина падение спроса продолжится.

Поэтому сейчас важна жесткая дисциплина как в отдельной компании, так и в масштабах страны. ЧП – это хороший повод оставить в команде только тех людей, которые эффективны и избавится от балласта.

 В этой связи я бы вспомнил Грузию времен Михаила Саакашвили, воплотившего опыт Ли Куан Ю, когда во главу угла была поставлена справедливость, жесткая дисциплина и сильная команда. У нас есть выбор.

— Как вы решаете проблему в карантин? Были проблемы с работниками?  Есть дефицит? Изменилось ли поведение?

— Если говорить о производстве и упаковке чая, то Индия и Цейлон перестали отгружать чай, цена зафиксирована в долларах, что вызвало рост цен и снижение продаж. Соответственно в чае будут сокращения. Те, кто возможно , работают дистанционно.Что же касается производства хлеба, макарон и печенья, мы не отправили людей в отпуска. Безработных очень много – приходят на месяц-два перебиться. И они готовы на любую работу, но Штат не увеличиваем. Людей стараемся сохранить – это самое главное. Цены стараемся не поднимать – люди не готовы. Пусть даже в убыток – нам важнее сохранить клиентов. Долго цены не сможем держать – это будет зависеть от наших запасов. Но рано или поздно поднимем из-за импортных составляющих в продукции. У нас в Казахстане многое не производится.

— Сейчас выделяются огромные деньги на экономику простых вещей. Вы собираетесь воспользоваться этой помощью.

— Нам нет сейчас резона расширяться – нет спроса.

— А пресловутые 42 тысячи тенге поддержат спрос?

— Это как капли дождя в раскаленный песок. Это не системное решение. Нужно срочно отменять карантин, пока не поздно. Если не отменим, пострадавших будет больше. Одновременно ввести очень жесткие наказания за нарушение мер безопасности. Но экономика должна работать. Иначе последствия могут быть очень тяжелыми. Через два месяца махать кулаками будет поздно. При желании все можно сделать. А все остальное это отговорки либо недостаток компетенции, тогда пусть освободит место.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.