Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ
Поддержать

Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ

У казахстанского вирусолога Кайсара Табына, одним из первых в мире испытавшего на себе в конце июля австралийскую вакцину COVAX-19, сформировался иммунитет от КВИ. Кроме того, 38-летний профессор Казахского аграрного университета является одним из разработчиков отечественной нановацины, которую ВОЗ на прошлой неделе также включил в список препаратов-кандидатов от SARS-CoV-2 (COVID-19).

Материалы по теме

Испытания отечественного препарата на разных моделях животных были начаты Международным Центр вакцинологии при Казахском аграрном университете 17 августа на базе лаборатории биологической безопасности 3-го уровня для животных (ABSL-3) при Национальном научном центре особо опасных инфекций имени М. Айкимбаева. К середине октября разработчики ожидают получить результаты по безопасности, иммунногенности и эффективности созданной ими вакцины.

— Представители ВОЗ вышли на нас после многочисленных интервью, которые мы давали летом этого года по поводу разрабатываемой нами отечественной вакцины, — рассказывает директор Международного центра вакцинологии при Казахском аграрном университете, профессор Кайсар Табынов.  – То, что мы проводим их на базе единственной в Казахстане и Центральной Азии лаборатории ABSL-3, вызвало, конечно, у представителей ВОЗ доверие к нашим исследованиям, но в первую очередь, их интересовала технологическая платформа вакцины, ее дизайн, режим и способ иммунизации.

Одним из отличительных компонентов отечественной вакцины является ее наноэмульсионность (тип эмульсии масло-вода). Как сообщил Кайсар Табынов, она разработана на основе субъединичного рекомбинантного спайк-белка, иначе говоря, поверхностного белка коронавируса, полученного синтетическим путем, без вовлечения самого возбудителя инфекции.

— Следовательно, технологический процесс производства вакцины является безопасным, а такой компонент, как наноэмульсионный масляный адъювант (иммуностимулятор), способствует повышению иммунногенности белка, — говорит профессор. — Самое привлекательное в этом адъюванте – то, что он является аналогом другого адъюванта — всемирно известного MF-59, разработанного Novartis International AG, второй по величине фармацевтической компании в мире.  Этот адъювант уже входит в состав вакцин, зарегистрированных более, чем в 20 странах. Следовательно, это повышает шансы для скорейшей регистрации нашего препарата в случае, если доклинические (на животных) и клинические (на людях) испытания пройдут успешно.

Разработкой и испытаниями этой исключительно казахстанской вакцины (не имеющей пока торгового названия) занимаются отечественные ученые, за плечами которых имеется большой опыт работы в области создания вакцин против других особо опасных вирусных инфекции, в том числе таких пандемических как свиной и птичий грипп. Имеется и тесное международное сотрудничество с ведущими биотехнологическими компаниями и университетами, которые в случае успешной разработки казахстанской COVID-19-вакцины помогут Казахстану провести лицензирование и наладить ее контрактное производство за рубежом.

Что касается австралийской COVAX-19, которая вызвала большой шум в прессе и социальных сетях, профессор первым в Казахстане и 41-м человеком в мире испытывал на себе в конце июля, то с тех пор прошло больше 50 дней.

— Чувствую себя великолепно, иммунитет против коронавируса сформировался, результаты представлю позже, — сообщил ученый. — Кстати, сейчас планируется заключительная фаза глобального клинического испытания COVAX-19. В нем примут участие до 100 тысяч волонтеров из 10 стран –  Канады, Великобритании. Австралии, России и Казахстана. Участие в испытаниях даст возможность нашей стране получить приоритетный доступ к ее использованию по низкой цене. Для этого стране необходимо за свой счет провести часть клинического исследования на 1-5 тыс. волонтерах.

Первый этап испытаний отечественной нановакцины SARS-CoV-2 (COVID-19) продлится до середины октября. От ее результатов будет зависеть, перейдут ли разработчики к доклиническим испытаниям на других вида животных.

—  Сейчас они проводятся на мышах, следующий этап испытаний – на более крупных животных: крысах, хомяках и, возможно, хорьках, — говорит Кайсар Табынов. —  И если они тоже будут успешными, то выйдем на обезьян. А далее, если доклинические испытания покажут, что она полностью безопасна и эффективна на лабораторных животных, рассматривается возможность испытания вакцины на людях. То, что ВОЗ включила в список вакцин-кандидатов наш препарат, говорит о том, что в Казахстане есть наука, по крайней мере, в области вакцинологии, которая постепенно становится конкурентоспособным направлением.

38-лений профессор-вирусолог дал также и свой прогноз по ожидаемой в Казахстане второй волны коронавирусной инфекции.

— Это не совсем моя компетенция, но мы бы облегчили нашим эпидемиологам задачу по ее прогнозированию, если бы имели информацию о том, сколько у нас человек реально перенесли COVID-19. Пока говорят о 20-25%. Эти цифры озвучил представитель Минздрава на онлайн-совещаний, организованном Фондом науки. Однако они, по его словам, не совсем подтвержденные, потому что скрининга среди большой группы людей никто еще не проводил. В своем университете мы сейчас хотим провести его, включив в него профессорско-преподавательский состав, управленческо-административный и технический персонал. В дальнейшем по результатам этого скрининга планируем организовывать учебный, научно-исследовательский и другие процессы.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.