Казахи, мы вас не понимаем, говорите по-русски…
Поддержать

Казахи, мы вас не понимаем, говорите по-русски…

Вот уже несколько дней кремлевские медиа обвиняют во всех смертных грехах национализма кыргызов и казахов. Но если до сих пор Кремль дистанцировался от высказываний одиозных политиков, хоть и не одергивал их, то теперь прозвучали призывы призвать к ответу Бишкек и Нурсултан. В противном случае, грозят отлучить наших студентов от обучения и изгнать из страны трудовых мигрантов. Акорда, в отличие от поощрительного молчания Кремля, привычно начала оправдываться. Но почему коллективный Путин вдруг озадачился интересами русскоязычного населения?

Отделяйте язык от котлет…

Первый заместитель руководителя Администрации Президента РК Даурен Абаев, незаметно ставший главным идеологом страны, выразил неподдельное негодование, напомнив, что подавляющее большинство граждан Казахстана «осуждает такие проявления пещерного национализма». Более того, по его словам, «в нашей стране русским языком владеют почти 90% населения. Вы знаете, я думаю, что это один из самых высоких показателей в мире. Наверное, за исключением самой России, и, может быть, Беларуси. У нас более 30% школьников обучаются на русском языке. Это при том, что доля самих русских в структуре населения сейчас около 20%. Разве это не говорит о востребованности языка?..»

Он также добавил, что в Казахстане работают более 23 тыс. учителей русского языка и литературы и «это больше, чем в любой другой стране Центральной Азии»…

Вряд ли это цифры, которыми стоит гордиться. Скорее, они говорят о провале языковой в частности, и идеологической политики в целом. Одно можно признать безусловно – благодаря русскому языку казахстанцы даже сегодня, спустя 30 лет после обретения независимости, имеют доступ к международному информационному пространству.

Россия сделала для русского языка, как и для всех русскоязычных, главное – она генерирует огромное количество контента на русском языке, в сравнении с которым казахоязычный контент – это капля даже не в море, но в океане.

Громадный объем переведенной литературы, фильмов, статей, игр и тренингов сегодня уже сопоставим с англоязычной. Российские переводчики переводят с французского и итальянского, хинди и суахили все жанры и форматы. А теперь представьте, что вы владеете только казахским – в вашем распоряжении в лучшем случае плохие переводы, в основном доставшиеся от времен советской цензуры, которая разрешала переводить только специфическую литературу, не противоречащую идеям развитого социализма. За последние десятилетия попытки пополнить этот скудный перечень были весьма робкими и малопродуктивными. И это в наш информационный век, когда ежедневно объем потребляемой информации практически удваивается. Поэтому владеть сегодня только казахским – это значит сознательно отрезать от всего информационного многообразия мира. Это все, что нам нужно знать о себе. И это то, о чем с горечью должны говорить наши идеологи. Это и есть истинная причина того, почему «в нашей стране русским языком владеют почти 90% населения».

Комплексы, комплексы…

Тем не менее, едва ли этот факт вызывает сочувствие российских политиков. Если мы еще долго не изживем свою вторичность по отношению к России, то и Россия, в свою очередь, еще долго будет ощущать свою вторичность по отношению к Западу. Достаточно вспомнить, что как минимум последние столетия Россией управляли европейские династии, и при этом она платила подати Орде. История существования российской империи была одной из самых коротких и неоднозначных. Русские сами с мазохистским удовольствием все чаще любят вспомнить, что всегда были под прямым или косвенным внешним управлением. Даже Ленин, как выяснилось, провернул Октябрьскую революцию на деньги немецких олигархов.

Но это не оправдывает то, что все эти годы именно неошовинистический ракурс определяет политическую риторику. Да, какое-то время это стало консолидирующей идеей россиян, считающих себя наследниками империи. Каждый раз перед разного рода выборами российские политики собирают политические дивиденды за счет защиты «бывших соотечественников». Но понимают ли они, что таким образом пилят сук, на котором сидят – русских в России все меньше, а «чучмеков» — все больше.

Но даже если предположить, что такого же рода ксенофобские эксцессы есть и в самой России, то и казахи с кыргызами, как последние островки лояльности к России на постсоветском пространстве, должны сделать для себя простой вывод – чем больше мы боимся обидеть Россию, тем больше в ее тоне менторства. Это отражают не только высказывания политиков, это уже официальная позиция, нашедшая отражение и в последних поправках в Конституцию РФ, и в обновленной доктрине ее национальной безопасности.

Факт остается фактом – сотни тысяч граждан Казахстана имеют двойное гражданство вопреки официальному запрету или, в лучшем случае, вид на жительство. Тот же руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин пишет: «В Кыргызстане, например, русских не так много, это не сотни тысяч, а десятки тысяч. Чтобы нам не искать проявления русофобии в какой-нибудь отдельно взятой стране, может быть, нам следует задуматься о том, чтобы тех русских, которые хотели бы уехать в Россию, перевезти в нее? Думаю, что это не очень дорого».

А поскольку мы все еще плотно сидим под российским информационным колпаком, где, к несчастью, «пасется» и казахоязычная часть населения, то в ответ на такую позицию появляются «языковые патрули», «флешмобы» «Тiл майданi» и пр. Кстати, 12 августа их автору, Куату Ахметову запретили въезд в Россию на 50 лет.

Для российской пропаганды такие акции, не очень популярные внутри страны, становятся прямо подарком. Российские медиа смачно пропагандируют их как у нас, так и у себя, обрадованно демонстрируя в качестве подтверждения притеснения «наших».

«Пещерный национализм»

«В Казахстане могут позволить себе роскошь думать о том, что они самодостаточны, поскольку казахи на работу в Россию, как правило, не едут, — заявил «Новой» первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. — На самом деле никто не самодостаточен ни в отношении безопасности, ни в отношении экономики. Все республики зависят от России по-прежнему очень сильно, в том числе и Казахстан, у которого самая длинная сухопутная граница в мире с РФ. Но, как мы видим, это никоим образом ничему не учит».

Украинские эксперты все чаще предупреждают казахов: у нас все начиналось также. Но, несмотря на откровенные призывы Жириновского переезжать в Россию в связи с «возможными столкновениями» и «ускорить выдачу паспортов всем русским в Средней Азии и Казахстане», донбасский сценарий по-прежнему кажется маловероятным. Даже теперь, когда Кремль все чаще и откровеннее этим грозит.

Но любви по принуждению не бывает. А за деньги – Россия позволить себе не может. Самой не хватает. Тем временем, «неблагодарные азиаты» недавно опять вызывающе собрались на консультативной встрече центральноазиатской пятерки. И говорили они, кстати, друг с другом по-русски.

Поэтому русскоязычным нужно понимать, что они не более, чем разменная монета геополитического торга.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.