Как российские журналисты не смогли доказать ущемление прав русскоязычных
Поддержать

Как российские журналисты не смогли доказать ущемление прав русскоязычных

К казахстанскому журналисту Глебу Пономареву обратилась журналистка одного московского издания и попросила рассказать о жизни этнических русских в Казахстане. Это должен был быть материал о том, как их притесняют в нашей стране. История получила неожиданное продолжение.

Материалы по теме

«Мне прислали вопросы. Начинались они вполне безобидно: как ваши предки попали в Казахстан? Кем вы работаете и т.д., – рассказывает в instagram наш соотечественник. – А вот дальше началась жара: Притесняли ли вас или ваших родственников? Есть ли дискриминация?

Вопрос о притеснении (под разной формулировкой) повторялся несколько раз. Появилось чувство, что из меня пытаются вытянуть определённый ответ, нужный редакции.

Как я отношусь к казахскому языку и культуре, моя аудитория прекрасно знает. Моя методичка по изучению языка давно разошлась по соцсетям. Равно как и записи где я играю на домбре.

Сейчас я опубликую свои ответы московскому изданию, а потом расскажу, что случилось дальше. Потому что история получила неожиданное продолжение.

– Расскажите, как давно вы живете в Казахстане? Как сюда попали ваши предки?

– Я родился и живу в Алматы. Предки со стороны мамы жили в Верном с конца XIX века. Родители отца перебрались сюда вскоре после войны. В итоге один дед стал знаменитым в республике фотографом-натуралистом, а второй написал несколько книг: о Великой Отечественной Войне и о предшествующих ей репрессиях.

– В Казахстане два официальных языка – казахский и русский. Какой из них используется чаще? От чего это зависит?

– Давайте тут уточним: казахский язык в Казахстане является государственным, а русский – официальным языком межнационального общения. Ведь в нашей стране проживает несколько десятков этносов: корейцы, уйгуры, узбеки, дунгане, чеченцы и многие другие. Не только казахи и русские. И каждый казахстанец волен пользоваться тем языком, на котором ему удобнее говорить.

По долгу службы я исколесил почти всю страну, и могу с уверенностью сказать, что использование того или иного языка зависит от региона. Мегаполисы Астана и Алматы двуязычны, русский язык здесь знают все. Юг и запад страны – в основном казахоязычны, но если ты начинаешь диалог на русском, тебе естественно ответят на нем же. Если же человек не знает русского языка (что я встречал довольно редко), то он постарается объяснить все в медленном темпе. Школьной программы казахского языка будет достаточно, чтобы понять друг друга.

Север нашей страны в основном русскоязычен. Но нужно отметить, что увеличение доли казахского языка постепенно происходит во всех регионах страны. Это естественный демографический и культурный процесс.

– Обязательно ли этническим русским знать казахский язык?

– Тут опять же многое зависит от региона. И от сферы деятельности. Например, сфера обслуживания, делопроизводство, медицина – постепенно казахофицируются. Недавно моему другу делали операцию и хирург, взрослый русский дядька, сносно говорил с медсестрой на казахском языке.

Говоря о себе лично, проживая в Алматы или Астане, я могу обходиться русским языком. Однако я серьезно взялся за изучение казахского. Во-первых, я убеждён, что человек должен знать государственный язык своей страны. Во-вторых, я понимаю, что со временем необходимость в языке будет возникать все чаще. Ну и в-третьих, ещё один язык в копилку знаний никогда не помешает!

– Сталкивались вы когда-нибудь с ситуациями, когда окружающие были против использования русского языка и просили перейти на казахский?

– Лично я за 34 года жизни в Казахстане – ни разу. Но я понимаю к чему этот вопрос. Про так называемые «языковые патрули» я впервые услышал из новостей. Причем не из казахстанских, а из российских. Парадокс в том, что о youtube канале парня, который устраивает эти самые «патрули», никто и не знал. Возможно, у него была какая-то небольшая аудитория. Но, например я, ежедневно вращаясь в блогосфере и информационном поле, никогда о нем не слышал. И вдруг российские СМИ одно за другим начинают о нем писать.

Удивительно, что зарубежные журналисты знают о жизни казахстанцев лучше, чем сами казахстанцы, не правда ли? Затем появляется рояль в кустах и к полемике подключаются политики. Естественно, тут любая тема станет вирусной. С таким же успехом можно было лихо раскрутить youtube канал друида, который, скажем, исцеляет коронавирус калотерапией.

Сложно сказать, кто дёргает за эти верёвочки, потому что в самой РФ сейчас происходит масса интересных событий: от предстоящих выборов в Государственную Думу до выдворения из страны стендапера за неугодную шутку. Но лично я бы предпочёл, чтобы оценку внутренним делам Казахстана давали сами казахстанцы. Большое спасибо за переживания, но с этим мы, как говорится, как-нибудь сами. Насколько я знаю, тому парню с патрулями предъявили обвинение в разжигании межнациональной розни.

– По вашим наблюдениям, как в целом русские в Казахстане относятся к изучению казахского языка? Есть ли какое-то внутреннее сопротивление?

– Ваш вопрос звучит почти как по Мимино: такое внутреннее сопротивление испытывает, что кушать не может!

Язык всегда тесно сплетен с культурой. Например, многие из нас учили английский по музыке и фильмам, проникаясь к американскому образу жизни. То же самое и с казахским языком. Сегодня благодаря поп-культуре и качественному контенту растет его популярность. И это не сухие госпрограммы, это реальный результат конкуренции в шоу-бизнесе. Мы видим талантливых ребят из Казахстана, которые задают ритм и становятся кумирами. Скриптонит, Ирина Кайратовна, Нурлан Сабуров, Иманбек. Кто-то из зарубежных комиков пошутил: неужели все, за что берутся казахи, получается крутым? И это только часть ребят. Есть масса современных именно казахоязычных исполнителей, актеров, режиссеров, которые просто сносят крышу своими проектами. Вы можете ради интереса поискать в тиктоке казахстанских русских блогеров, которые ведут контент на казахском языке. Такого становится все больше, и это радует.

– Вы или ваши родственники когда-нибудь сталкивались с дискриминацией или каким-либо ущемлением прав из-за вашей этнической принадлежности?

– Пару недель назад мне написал родственник из России. Он прислал ссылку на новость про «языковые патрули», и задал вопрос: у вас в Казахстане все в порядке? Я ответил: у нас да, а у вас? И прислал ему в ответ пару ссылок на последние новости из России.

На своей странице в инстаграме я озвучиваю социальные проблемы нашей страны. К сожалению, их немало. Это и коррупция, и права женщин, и домашнее насилие. Но дискриминации по этническому признаку я не вижу.

Когда русский попадает в компанию, где пять казахов, все автоматически переходят на русский язык. А он, в свою очередь, старается вплести в разговор казахские слова. Это человеческое отношение и уважение. Это вам не единичный персонаж, хайпующий на языковой теме на youtube.

Думаю, вы знаете, что казахский народ исторически состоит из трех жузов. Так вот, русских часто сами казахи называют четвертым жузом. То есть, частью себя. Потому что за последние века мы вместе пережили столько всего, что превратились в единый казахстанский народ. Ни для кого не секрет, что ментальность российских русских и казахских русских заметно отличается.

Заниматься бизнесом, вести общественную деятельность – я не назову прецедентов, когда человеку мешало его происхождение. Я конечно осознаю, что вряд ли у меня есть шанс стать, к примеру, президентом Казахстана. Но давайте к этому разговору мы с вами вернёмся, когда главой России станет татарин или башкир)).

————

PS: Несколько дней назад журналистка, приславшая эти вопросы, была в Алматы. Я решил встретиться и переговорить лично. Скажу честно, на встречу шёл с боевым настроем, ожидая давление и недопонимание. Но девушка сразу обезоружила: я в Казахстане уже несколько дней, здесь чудесные люди! Вижу, что наши СМИ скорее всего преследуют определённую цель. Кажется, это действительно чья-то большая игра…

Мы очень мило побеседовали, и на прощание она сказала: есть ощущение, что в редакции будут недовольны ответами казахстанцев. Почему-то именно эта тема сейчас на личном контроле редактора. Если меня попросят добавить негатива, я уволюсь.

Девушке мое уважение как настоящему журналисту! По ее просьбе не указываю название СМИ. Публикую здесь свои ответы на случай, если они не выйдут в Москве, или выйдут искаженно».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.