Впишется ли Казахстан в новый мировой беспорядок?
Поддержать

Впишется ли Казахстан в новый мировой беспорядок?

Две недели с момента избрания Дональда Трампа президентом США стали серьезным испытанием, как для Штатов, так и для мира в целом. Глобальное переформатирование устоявшегося мирового порядка происходит здесь и сейчас – прямо на наших глазах. Можно по-разному относиться к новому американскому лидеру, признавать его абсолютное невежество и недалекость в политических и экономических вопросах, неспособность управлять самой великой державой мира, но не считаться с ним не удастся. Коллективный Трамп – это новый фактор мировой политики, который человечество должно как-то переварить. Нравится нам это или нет, но Трамп это своего рода, с одной стороны, ответ на тот мировой порядок, который формировался с момента Второй мировой войны, а с другой — отрыжка прошлого, которое цепляется всеми силами за новую жизнь.

Конечно, глобальное переформатирование началось до Трампа, он стал его логическим следствием. Первым серьезным звонком стал даже не Brexit, а референдум по отделению Шотландии от Великобритании, когда стало понятно, что даже на Западе растет недовольство тем, как устроен современный мир. Brexit и рост числа левых популистов в ЕС продемонстрировали, что общее недовольство только усиливается, а уже избрание Трампа показало, что «рассерженные белые женщины и мужчины» не хотят больше молчать как в Европе, так и в Америке.

Проблема людей, которые идут на поводу у популистов, в их искренней убежденности в существовании простых решений для сложных задач.

Проблема тех людей, которые идут на поводу у популистов, в их искренней убежденности в существовании простых решений для сложных задач, таких, как терроризм, миграционный кризис, столкновение цивилизаций. Вмиг выяснилось, что никакого общества сверх толерантных американцев попросту не существует. Данные опроса агентства Рейтер/Ipsos, показали, что половина американцев поддерживают иммиграционный указ президента США, при этом 56% участников опроса считают, что беженцам-христианам не должно оказываться предпочтения по сравнению с беженцами-мусульманами. Конечно и Мадонна, и Эминем, и Скарлетт Йоханссон вправе поносить Трампа последними словами на маршах протеста, но взглянуть в зеркало иногда также полезно. А в нем — то самое большинство, которое убеждено, что все проблемы можно решить простым способом – запретить и отнять и поделить.

По знаменитой классификации культуролога, социолога Арнольда Тойнби в любом, даже самом высокоразвитом обществе лишь от 2 до 5% мыслящих людей ведут свои страны к прогрессу и развитию, все остальные остаются общей массой стандартных обывателей с очень примитивным набором желаний и взглядов. Сейчас на авансцену как раз и вышли те, кто находился долгие годы в подполье — как социальные аутсайдеры, так и вполне успешные люди, которые внутренне чувствовали, что в современном устройстве мира есть какая-то серьезная диспропорция. И с этими людьми уже нельзя не считаться, их миллионы, если не миллиарды, тех, кто готов идти на поводу у популистов. Хотя проблема не в них, и даже не в Трампе. Проблема в том, что выстраиваемая долгими годами западной цивилизацией абсолютно верная система ценностей, с замечательным набором в виде социальной справедливости, всеобщего равенства, признания разнообразия человеческих взглядов, сексуальных предпочтений и прочего и прочего не мешала элитариям иногда забывать об этих самых принципах. Это их и подвело — тот самый истеблишмент, на который с такой легкостью в своей инаугурационной речи обрушился Трамп, оказался слишком далек от народа.

1% населения планеты владеет половиной всего богатства земли. Среди миллионеров тоже сильное расслоение.

Растущее всеобщее неравенство стало слишком серьезным раздражителем для подавляющей части людей в любом уголке земного шара. Недавнее широко цитируемое исследование экономистов банка Credit Suisse показывает, что 1% населения планеты владеет половиной всего богатства земли. Богатство среднего класса растет медленнее, чем богатство самой верхней прослойки состоятельных людей, супербогачей. 3,4 млрд. человек, составляющих свыше 70% взрослого населения планеты, имеют богатство менее 10 тыс. долларов. Еще 1 млрд, или каждый пятый взрослый землянин, находится в пределе от 10 до 100 тыс. долларов.

Богатство каждого из 383 млн взрослых, составляющих 8% населения, превышает 100 тыс. долларов. Среди долларовых миллионеров больше всего американцев – почти 15,6 млн человек. Среди миллионеров тоже сильное расслоение. Около 123 тыс. из американских миллионеров имеют более 50 млн долларов и почти 45 тыс. — свыше 100 млн. При этом подавляющее число американцев имеют доходы ниже 100 тыс долларов в год. Несправедливое перераспределение богатства особенно увеличилось после 2008 года и уже вышло из под контроля.

По сути, и Трамп, и Brexit являются своего рода ответом как теряющего в доходах среднего класса, так и растущей прослойки новых бедных на то чудовищное имущественное расслоение, которое происходит в мире. Проблема лишь в том, что сам представитель вашингтонского истеблишмента Трамп эту проблему не решит, если только не усугубит, но он смог хотя бы вербально предложить этому растущему классу недовольных американцев эфемерное решение их проблем, а именно отдать власть из рук Вашингтона рассерженным американцам.

Директор исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что важнейший сигнал, посланный западными избирателями своим элитам, состоит в том, что они хотят перемен и требуют, чтобы их мнение было принято во внимание. «Неожиданные» голосования в Великобритании и США, рост влияния радикальных политических сил в Европе, все большая поляризация общественного мнения являются ответом на превращение политики в «технологический» процесс, умаляющий традиционные демократические принципы.

Со временем и казахстанцы поставят перед властью вопрос, чтобы общий пирог делился куда более равномерно, чем сейчас.

«Не менее опасный миф — это представление о том, что «общество лучше знает, что нужно человеку», чем сам конкретный человек. Зарегулированность бизнеса в Евросоюзе, новые системы социального обеспечения, тот же Affordable Care Act в США — все это примеры того, что политики навязывают гражданам стандарты, которые продиктованы их представлениями о должном, но далеко не всегда выгодны не только обществу, но и самим «одариваемым», — заметил г-н Иноземцев.

 
Как все это влияет на Казахстаном. На самом деле, напрямую. Достаточно вспомнить, с чего начинается последнее Послание президента народу, а именно со слов «накануне новой эпохи». Действительно мир вступил в новую эпоху и Казахстан, как часть этого глобального проекта, не может оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят. Запрос на социальную справедливость и простые решения будет только возрастать и также, как европейские и американские избиратели, может быть не сразу, но со временем и казахстанцы поставят перед властью вопрос о более рациональном распределении общественного блага, точнее, о том, чтобы общий пирог делился куда более равномерно, чем сейчас.

Средняя зарплата руководителей в Казахстана в 4,4 раза превышает зарплату неквалифицированных рабочих.

Согласно последнему свежему отчету Министерства национальной экономики средняя зарплата руководителей в республике два раза превышает зарплату специалистов высшего уровня квалификации и в 2,6 раза специалистов среднего уровня квалификации и в 4,4 раза неквалифицированных рабочих.

При этом речь идет об официальных данных, каков реальный разрыв можно только догадываться. В свое время заведующий центром теории социально ориентированной экономики Института экономики Минобразования и науки Аманжол Кошанов приводил цифры, согласно которым в денежной дистанции наметился 30-кратный отрыв самых обеспеченных казахстанцев от самых малоимущих. Это были еще докризисные данные, а в условиях кризиса, как показывает мировая практика, богатые наоборот продолжают богатеть, а бедные беднеть, поэтому эта пропасть, вполне возможно еще больше увеличилась.

Экономист Тимур Исаев, например, заметил, что принятые в международной практике индексы распределения материальных благ, тот же коэффициент Джинни в Казахстане ничем не хуже, чем в развитых европейских стран. Объясняется это тем, что в Европе существует большая прослойка населения со схожим уровнем благосостояния — средний класс. В Казахстане тоже есть большой слой населения с одинаковыми доходами — ниже среднего. Как и в советское время, казахстанцы все одинаково бедны. Отличие только в том, что появилась группа очень бедных и группа очень богатых. При такой структуре общества наращивание ВВП не повысит жизненный уровень. Не в коня корм. Богатые станут богаче, бедные — беднее.

Бедные и обездоленные слишком долго не были услышаны и они жаждут реванша.

В общем-то, во многом в этом была суть драматического поражения демократов на выборах в США. При Бараке Обаме экономика росла довольно динамично, более 2% в год, что для высокоразвитой страны вполне хорошие показатели, но при этом среднедушевые доходы американских домохозяйств парадоксальным образом не увеличились, а уменьшились, в то время как доходы богатых американцев выросли. Недовольные новые бедные и выпавшие из категории среднего класса американцы, по сути, и решили исход американских выборов. Но эти процессы, видимо, уже необратимы во всем мире. Бедные и обездоленные слишком долго не были услышаны и они жаждут реванша. Ощущение глобальной несправедливости в мире нарастает и казахстанцы вряд ли являются здесь исключением. Так, доля заработной платы наемных работников в развитых странах составляет порядка двух третей ВВП, а в Казахстане удельный вес фонда оплаты труда в ВВП вдвое ниже, при этом даже европейцы высказывают активное недовольство уровнем оплаты труда, чего уж говорить о казахстанцах.

Таким образом, нынешнее «мировое политическое землетрясение», можно назвать ответом на растущее ощущение социальной несправедливости, и на него придется рано или поздно отвечать во всех уголках земного шара. На Западе все-таки ситуация проще. В силу наличия инструмента альтернативных выборов, да и более благоприятного общего экономического положения населения, хотя даже там это не стало панацеей от роста популярности политиков популистов. У авторитарных и менее благополучных стран все куда сложнее, хотя и они понимают, что вступают в новую эпоху.

Единственно верной реакцией является способность власти услышать всех граждан без исключения.

Проблема еще и в том, что в нашей общей истории уже были люди, которые предлагали простое решение сложных проблем, а именно большевики. Чем все закончилось — хорошо известно. Поэтому, единственно верной реакцией на новый мировой порядок или беспорядок, кому как нравится, является способность власти в любой стране услышать всех граждан без исключения, а не только экспортеров нефти, миллиардеров из списка Forbes и топ-менеджеров крупных компаний, а главное — сократить слишком большую пропасть между доходами сверхбогатых и сверхбедных. Иначе, могут прийти свои местные Трампы с набором таких же популистских лозунгов, за которыми, как показывает практика, охотно пойдут толпы «униженных и оскорбленных». А итог этого похода может быть плачевным, это уж точно будет не выход к «земле обетованной».

Что же до Трампа, то особенность его «политического триумфа» очень хорошо объяснил публицист Виталий Портников.

«Дональд Трамп и сам еще не знает, каким президентом он будет. Но историческое значение его избрания на высший пост в США состоит именно в том, что люди должны сами убедиться в эффективности своей веры в возможность повернуть время вспять. Кстати, Дональд Трамп может оказаться первым, кто пересмотрит постулаты этой веры», — заключил он.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.