Сельская молодежь: второй сорт не брак?
Поддержать

Сельская молодежь: второй сорт не брак?

Сельский преподаватель может вести физкультуру и историю в одном лице. Как итог, даже талантливым детям закрыт доступ в престижные отечественные университеты, обучение в которых ведется на английском языке.

Образование – это наша ахиллесова пята. Постоянные преобразования, инициируемые каждым новым министром, привели к тому, что каждое новое поколение школьников оказывалось в роли «подопытных кроликов».

На вопросы exclusive.kz отвечает Еркин Байдаров, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова, кандидат философских наук.

— Еркин Уланович, как мы все знаем, начиная с прошлого года отечественное образование поэтапно начало переход к трехязычию. Как Вы считаете, насколько своевременно и оправданно это решение?

— Конечно, переход к трехязычию, особенно увеличение роли казахского языка в образовании, это нужное дело. Но этот процесс должен быть последовательным, взвешенным, после разработки и тестирования соответствующей методики преподавания. Мы не готовы сегодня перевести на английский всю науку и литературу. Более того, даже поиск полноценной научной литературы на казахском языке составит немалого труда.

Естественно, в век глобализации английский язык играет главенствующую роль. Можно привести аналогию с китайскими, японскими студентами, которые, отлично владея английским, на том же высоком уровне владеют и родным языком. Но ведь они к этому пришли далеко не сразу. Я считаю, здесь было бы не лишним исследовать их опыт, их путь к той самой глобализации.

— Множество сомнений, в первую очередь у родителей, в том, насколько учителя качественно смогут преподавать ту же химию и физику на английском языке. Не тот ли это случай, когда, как говорят казахи говорят «Артық қыламын деп, тыртық қылып алғалы тұр»?

— Вы правы, преподаватели – ключевой вопрос. Учителей с хорошим знанием английского по физике, химии критически недостаточно. И ускоренные курсы английского языка эту проблему не решат. Каким образом преподаватель, находящийся на уровне elementary, может обьяснить научные теории по физике, или теорию литосферных плит по той же географии на английском языке?

Поэтому, переход к трехязычию – процесс длительный и основательный и начинать его надо с реформирования дошкольной системы подготовки. Во-первых , ребенок более восприимчив в этом возрасте, а во-вторых, он будет более подготовленным уже при поступлении в школу. Поскольку, повторюсь, сама по себе идея трехязычного образования очень перспективна.

— Согласны ли Вы с тем, что у молодежи, обучавшейся в казахских школах, ограничены возможности в получении качественного высшего образования?

— Согласен. Действительно, в сельской местности школы находятся в плачевном состоянии, и это касается не только уровня образования, но и самих школ в принципе. Нет соответствующей материально-технической базы, той, что есть в городских школах; элементарно нет кабинетов, оснащенных современными компьютерами. И это в век современных технологий! Но и это еще не все! В сёлах многие преподаватели могут вести несколько предметов. Порой даже уроки истории и физкультуры может совмещать один преподаватель. И это всё, естественно, не повышает уровень образования. Но это конечно же, не означает, что в сельской местности нет способных , талантливых ребят. Но именно отсутствие должных условий и способствуют тому, что у даже самых талантливых и способных выпускников из села возникают трудности при поступлении в ведущие отечественные университеты : Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ, ІТ-университет, то есть в те вузы, где основной язык преподавания – английский. Поэтому приходится признать, что уровень образования в сельской местности намного уступает городскому.

— Вы историк. Как Вы оцениваете уровень преподавания Истории Казахстана и Всемирной Истории в школах?

— История с учебниками — отдельная история. Они очень часто меняются, издаются новые, и это не может не играть своей отрицательной роли. Я считаю, что каждый учебник должен пройти определенный период адаптации. К работе над ними нужно привлекать специалистов, которые могут сбалансированно учесть все факторы, и собрать воедино тот самый качественный контент, к которому мы столько лет стремимся. Если говорить про учебники по истории Казахстана, то в них мы часто сталкиваемся с мифологизацией. Например, когда мы из Чингисхана пытаемся сделать казаха, или, когда оказывается, что почти весь мир, начиная с европейцев имел когда-то казахские корни. Это очень странная тенденция, когда авторы пытаются многие мировые значимые события провести через призму нашей истории. В итоге получается как в казахской поговорке, которую Вы чуть ранее отметили «артық қыламын деп, тыртық қылып алады». И это все то, чему мы учим наших детей…

— А в чем причины таких перегибов и различных ненужных тенденции?

— В 90-е годы после распада Советского Союза, гуманитарная наука, особенно академическая, оказалась в очень трудном положении. Но возрождение национального самосознания, рост интерес к собственной истории вызвал вакуум знаний. А вот этот вакуум был заполнен учебниками, написанными дилетантами. Кто эти дилетанты? Это любители, которые являлись специалистами в других сферах, но в то же время интересовались историей. Оковы прошлого были сняты, и у каждого из таких дилетантов появился шанс внести свою лепту в написание отечественных учебников по истории. И в итоге целое поколение выросло и обучилось этими «дилетантами».

— Существует мнение о том, что постоянные попытки МОН усовершенствовать систему сдачи экзаменов, провалились. Стоит ли вернуться к «старой доброй» советской системе экзаменов?

— Конечно, проблема ЕНТ встает из года в год и перед родителями, и перед учителями, и перед школьниками. ЕНТ превратился в психологический тест для школьников, которые его иногда просто не выдерживают. Я сам сторонник той старой системы экзаменации, когда выпускники могли всё сдать в устном виде.

Хотя, тут есть опять же свои плюсы и минусы. Изначально в процессе введения ЕНТ основным плюсом такого формата виделась перспектива минимизации случаев коррупции, так как нет прямого контакта обучающегося с принимающим экзамен. И вообще считалось, что каждый молодой человек, который хорошо отучился в школе, как бы там ни было, сможет набрать нужный ему бал для поступления в тот или иной вуз .

Однако, в итоге это провело к тому, что уровень образования от этого только проиграл. Сегодня мы видим, как детей уже с 8 класса начинают «готовить» к ЕНТ, вместо освоения материала заставляют заучивать нужные ответы. Причем, ученик зачастую даже не понимает смысла и сути того, что он зубрит. Взять тот же ЕНТ по истории: ребята заучивают даты, имена личностей, но они элементарно не имеют представления о них самих, и естественно, всё это «заученное» успешно забывается после самого теста.

Сейчас, насколько я знаю, тестирование еще и корректируют таким образом, что может быть не один, а несколько правильных ответов. В итоге, ребенок гадает, какой из ответов правильный, а тест уже выглядит не как экзамен, а какая-то телевикторина или лотерея.

— Как Вы считаете, что нужно сегодня системе образования в первую очередь?

— Во-первых, нужно, чтобы общество поднимало все эти вопросы. Если мы хотим быть гражданским обществом, мы должны научиться открыто задавать вопросы министру образования, Главе Государства.

Во-вторых, нужно начать с кардинальных реформ в школах. Уровень образования в стране падает из года в год, даже состояние вузов оставляет желать лучшего. И пока мы не реформируем наше среднее образование, пока не изменим наши школы во всех смыслах, мы не сможем преобразовывать высшую школу, это ведь все взаимосвязано. Сейчас мы видим, как абитуриенты не владеют даже элементарными знаниями по школьной программе.

Отдельная проблема, которую стоит отметить, это нашествие в школы, а порой даже в вузы вчерашних «троечников». Речь идет о тех, чьи балы не дали им возможность обучаться на престижных специальностях, и они с 60-70 баллами по ЕНТ поступили учиться на педагога. Получив диплом преподавателя, они возвращаются в школы и начинают преподавать детям. И что из этого выйдет? Получается замкнутый круг. Без кардинальных изменений в системе среднего образования не обойтись.

— Спасибо большое, Еркин Уланович!




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.