КСК: малая демократия или кто рулит социальным климатом в стране
Поддержать

КСК: малая демократия или кто рулит социальным климатом в стране

Как перестать быть иждивенцем в собственном доме, что нужно исправить в законе «О жилищных отношениях», можно ли в корне изменить психологию и негативный образ казахстанского управдома? Эти и многие другие вопросы «Открытая редакция» интернет-журнала Exclusive.kz обсудила в режиме онлайн с экспертами, членами общественного совета города и председателями КСК. Предлагаем вашем вниманию наиболее горячие, интересные моменты обсуждения.  

 

 

 

 

«Мы все живем в стране как квартиранты»

– Председатель КСК сегодня – это самый главный человек. Именно он формирует социальный климат в стране. Наше недовольство правительством, акиматом начинается с того, что мы не можем решить обыкновенные бытовые проблемы. С одной стороны, мы по праву гордимся тем, что когда-то первыми либерализовали ЖКХ, создав основополагающий элемент местного самоуправления. А с другой, существующие рычаги решения социально-бытовых вопросов оказались зачастую пустыми декларациями. Так в чем основная проблема казахстанских КСК? 

В нашей стране есть одна фундаментальная проблема. В ней нет хозяина и все ведут себя как квартиранты. Первый месседж, который нужно продвигать: государство – это ваш дом!

Мне кажется, в нашей стране есть одна фундаментальная проблема. В ней нет хозяина и все ведут себя как квартиранты. Первый месседж, который нужно продвигать: государство – это ваш дом! И, если внутри своей квартиры мы что-то еще пытаемся делать, то все, что творится в подъезде уже считаем прерогативой кого-то другого. Но в стране есть образцовые КСК.

Я бы из лучших председателей КСК делала бы кандидатов в районные акимы. Если человек сумел навести порядок в 600 квартирах, то почему бы ему на баллотироваться в акимы? 

И я бы из лучших председателей КСК делала бы кандидатов в районные акимы. Если человек сумел навести порядок в 600 квартирах, то почему бы ему на баллотироваться в акимы? Нужно стимулировать таких людей. И еще одна инициатива – нужно делать курсы обучения для председателей КСК. В целом, для этого нужна хорошая программа.  

Законодательная реформа

 

 

– Действительно, председатель КСК рулит ситуацией в стране. Закон о жилищных отношениях, как мы помним, принимался в 1990-х годах. В него долгое время не вносились поправки и многие сегодня страшно им недовольны. Какие за все эти годы наиболее показательные проблемы? В первую очередь, несменяемость руководителей КСК, трудная процедура их переизбрания, претензии и подозрения в финансовой нечистоплотности председателей, непрозрачности финансовой отчетности. Плюс недовольство качеством услуг, спорные территориальные и другие вопросы, проблемы капремонта, монополизм поставщиков услуг и т.д.  

В ответ председатели КСК говорят, что многие жители не полностью или вообще не оплачивают комуслуги (на сегодня по Алматы общая задолженность порядка трех миллиардов тенге). Отсюда же вытекают и сопутствующие проблемы. Например, квартиранты, которые нередко как раз и есть злостные неплательщики. Перечислять можно долго.

Парадокс в том, что ассоциация КСК получает взносы и нанимает адвокатов, чтобы с этими же жильцами, которые платят эти взносы, судиться!

В прошлом году члены общественного совета Алматы провели сотни встреч с жителями города. Дважды – летом и осенью – проводились общественные слушания по КСК, достаточно резонансные. По итогам было выработано около трехсот предложений по изменению действующего закона, но часть этих поправок не была услышана и в Астану ушла усеченная версия наших предложений. Мы предлагали поправки, которые защищают права жильцов. Ассоциация КСК предлагала те, которые защищают председателей КСК. Парадокс в том, что ассоциация КСК получает взносы и нанимает адвокатов, чтобы с этими же жильцами, которые платят эти взносы, судиться!

Я говорил депутатам, что логичней рассмотреть все предложения жителей. Пусть закон будет большой и подробный, но зато все мы будем жить в едином правовом поле – и собственники жилья, и председатели КСК. Закон должны были принять еще в прошлом году, но отложили. В этом году опять ответственный орган, оказывается, написал письмо в парламент с просьбой перенести принятие закона на 2018 год.

Право выбора

 

 

– Меня, как жителя, возмущает, что мы не можем переизбрать председателя КСК. Жители не ходят на собрания КСК, а опросным листам я не очень доверяю.  При этом я точно знаю, что большинство жителей председатель КСК не устраивает. Если почитать чат наших жильцов,  то можно уже книгу издать. Все недовольны, но на собрания не ходят. Да, у нас низкая гражданская ответственность, мы сами виноваты, но, тем не менее, в законе должно быть ЧТО-ТО, что предусматривает реализацию моих неотъемлемых прав!

Игры в демократию

 

       

– Я предлагаю закрепить законодательно норму расходов на оплату труда сотрудников КСК в размере 30-35% от общей суммы целевых сборов. Сейчас такой нормы в законе нет. Но главное — внести изменения в законодательство по организации общего собрания. Вот здесь камень преткновения. Мы – недемократы – начинаем играть в демократию. Когда я собираю собрание, из 500 человек приходит 20-30 жильов. На вопрос «почему?» отвечают, что они «голосуют своими взносами». С одной стороны – логично, а с другой – противозаконно. Поэтому процедуру надо прописать. Нет кворума на первом и втором собрании, на третьем за всех решают те, кто пришли. А сейчас вместо этого есть унизительная норма опросных листов.     

Если моему дому нужен капремонт через десять лет, значит, я должен подарить банку 150 миллионов на пополнение оборотных средств! С какого перепугу, особенно, когда эти вклады ничем не защищены?!!

По накопительным взносам для капремонта криминал полнейший со стороны государства и банков. 47 тенге за квадрат на будущий капитальный ремонт как с жителей жителей старой хрущевки, так и нового дома – это абсурд. За год у меня выходит порядка 15 миллионов тенге. Если моему дому нужен капремонт через десять лет, значит, я должен подарить банку 150 миллионов на пополнение оборотных средств! С какого перепугу, особенно, когда эти вклады ничем не защищены?!! Они охраняются как вклад юридического лица – КСК, а ведь это деньги жителей, частные вклады, на них должен идти 14 процентов и потом на них распространяется страхование депозитов в случае банкротства. А юридическим лицам положено помогать в последнюю очередь.

Поэтому этот вопрос надо четко систематизировать. То есть, если дом эксплуатируется более сорока лет – у него одна ставка сборов. Проще говоря, надо дифференцировать сборы, потому что этих 47 тенге на ту же хрущевку никогда не хватит, а элитным новым домам это вообще не нужно.

Также надо наделить КСК дополнительными полномочиями по воздействию на злостных неплательщиков. К злостным относить тех, у кого задолженность превышает три месяца. Сначала письменно предупредить, а потом совместно с сетями отказать в подаче услуг. Может, и жестко, но это единственная возможность.   

Относительно председателей я предлагаю либо под эгидой общественного совета города, либо под эгидой жилищного управления создать аттестационную комиссию

Относительно председателей я предлагаю либо под эгидой общественного совета города, либо под эгидой жилищного управления создать аттестационную комиссию. Если председатель соответствует или наоборот профессиональным параметрам, то выдавать заключение. И тогда у сторон будет аргументированный довод в виде документа. Этим самым мы снизим огромный поток жалоб. Сегодня ими председателей КСК буквально завалили. Если люди видят, что их деньги работают правильно, то они платят, в противном случае – нет. Это естественная реакция. Что касается 29 предложений акимата Алматы (по изменению и дополнению законодательства) ни одно из них не опубликовано в печати! Это огромный недостаток!  Все эти вопросы там (в правительстве) сегодня забалтываются. Никому это не нужно! Поэтому, надо хотя бы заставить работать тот закон, который уже есть. 

Консервативная точка зрения

Шмидт Ильясов, член общественного совета при акимате Алматы

– В Алматы более 70% жилья исчерпали свой ресурс. Новые дома, как бы их плохо не строили, все равно новые и управлять ими КСК гораздо проще. В старых домах Алматы в основном живут люди пенсионного и предпенсионного возраста. Тариф целевой, в доме где живу я, 25 тенге. Его подняли в прошлом году, а было до этого двадцать тенге. У людей с пенсией 20-30 тысяч тенге нет возможности платить. Так откуда брать деньги на капремонт? Поэтому, я считаю, что отчисления на капитальный ремонт – верное решение, хотя и это не может покрыть всё.  

Все зависит от председателя КСК

 

 

У нас председатели КСК зачастую попросту некомпетентные люди. А он же должен быть и юристом, и экономистом, и психологом. Наши руководители КСК не облаждают этими качествами

– Как говорится, хороша Библия, да поп плох. Я шесть лет работаю по тому закону, который есть. И, честно говоря, мне вот этих нормативных документов хватает, чтобы работать успешно. У нас новый комплекс, семь домов и 550 квартир, десять некоммерческих помещений. Международные рекомендации ясно говорят, что КСК должен иметь в пределах 500-600 квартир. Больше не надо, а меньше не окупится. Вот золотая середина. Поэтому самый главный вопрос – толковый председатель. Есть рекомендации, по которым  председатель КСК должен иметь инженерное или экономическое образование, а также опыт организаторской работы. Так вот у нас председатели КСК зачастую попросту некомпетентные люди. А он же должен быть и юристом, и экономистом, и психологом. Наши руководители КСК не облаждают этими качествами.

Как у нас назначают руководителя КСК? «Она добрая», «он хороший», «этот честный». Это все понятно, но ты можешь организовать производство?

Когда я председателем КСК, представил свою программу. 50 тенге целевых на один квадратный метр. Казалось бы новый дом, но строили халтурщики из плохих строиматериалов. Из них 13 тенге на аварийную службу (два сантехника и два электрика). Чтобы набрать профессиональных людей я сказал: «Зарплата у них будет по сто тысяч тенге». Это неслыхано! Дворникам – 75 тысяч тенге. Мне установили – 125 тысяч, потом прибавили до 150 тысяч тенге. Сейчас получаю 160 тысяч, мой заместитель-инженер получает 135 тысяч, бухгалтер – 110 тысяч. За шесть лет уволился всего один сантехник. Я хочу сказать, что все зависит от организации дела. У меня 550 квартир и 90% регулярно платят целевые взносы. Есть там 12 человек, которые толстосумы и что-то вечно из себя строят, но на 550 семей это ерунда.

Я написал генпрокурору, аким ушел, а сейчас у нас там парк для жителей округи. В прошлом году мы там посадили 272 саженцев деревьев… Ни на текущий, ни на капитальный ремонт я деньги не собираю. Вот этих 50 тенге нам хватает с лихвой

У нас ежегодно остается два-два с половиной миллиона тенге от целевых сборов за счет экономии. Деньги эти я трачу на проекты. Два года назад мы построили футбольное поле для детей. Рядом было полтора гектара свалки и я воевал за нее с акимом десять месяцев. Он хотел там автостоянку поставить. Я написал генпрокурору, аким ушел, а сейчас у нас там парк для жителей округи. В прошлом году мы там посадили 272 саженцев деревьев… Ни на текущий, ни на капитальный ремонт я деньги не собираю. Вот этих 50 тенге нам хватает с лихвой.

Граждане, проявляйте сознательность

 

 

– Очень многое, конечно, зарыто в человеческой психологии. Собрать 80% жильцов на собрание у нас не получится. Это просто экономически самим людям невыгодно. У каждого человека свои ежедневные энергозатраты. Конечно, можно приводить примеры западных обществ, но в итоге, я вижу, что и они приходят к той модели, когда во главе стоит профессиональный, порядочный управляющий.

Нужен контроль со стороны государства. Я согласен, что за 25 лет в КСК на этой территории «малой демократии» возник полный бардак. Если бы специалисты из жилищной инспекции и управления жилья работали более эффективно, то может быть, и был бы порядок.

Моральный облик председателя. Его образ в наше время и в нашем социуме приобрел зловещие черты. Можно об этом романы писать и пьесы, где председателю будет всегда отведена негативная роль

Очень важный момент – моральный облик председателя. Его образ в наше время и в нашем социуме приобрел зловещие черты. Можно об этом романы писать и пьесы, где председателю будет всегда отведена негативная роль. Я еще не видел ни одного жителя, который бы был на все сто доволен своим председателем КСК.

Одна из основных рекомендаций – повышать свой гражданский уровень и самосознание. В конце концов, если ты платишь деньги, то должен интересоваться за что. Надо хотя бы раз в месяц поинтересоваться: «Чем вы там, ребята, занимаетесь?».

Я и сам стал ходить в КСК только когда стал членом общественного совета. Потому что надо сделать усилие и начать с себя. Нам всем хотелось бы получить очень простой и эффективный закон. Мы готовы проводить аттестацию руководителей КСК даже в рамках общественного совета. Надо начинать с головы, а потом уже подтянутся и сами собственники жилья. 

КСК – есть микромир, микрокосмос нашего общества. Именно здесь, в первую очередь, надо навести порядок. Отсюда решаются все вопросы, которые связаны с нигилизмом и апатией казахстанского общества.  

Достучаться до КСК онлайн

Давид Саргсян, менеджер портала TopKSK.kz

– Наш сервис предназначен для улучшения взаимодействия между жителями и КСК. Проблема эта очевидная и объемная. К нашему порталу TopKSK.kz подключиться просто. Нужна электронная почта и, если ваш КСК подключен к нашей системе, то можно оставить заявку и получить ежеквартальный отчет КСК и участвовать в голосовании. На данный момент у нас на портале всего 263 КСК. От общего нас подключены порядка 50 столичных кооперативов, восемь из Талдыкоргана, два из Семея и есть из города Курчатова.

Наш портал бесплатный. Мы не собираемся зарабатывать на обычных пользователях или кооперативах собственников квартир

Наш портал бесплатный. Мы не собираемся зарабатывать на обычных пользователях или кооперативах собственников квартир. У нас есть инвестор, который поверил в проект. Жилец подает заявку, это фиксируется в системе и моментально эта заявка любого характера доходит до КСК, где бы заявитель не находился в этот момент. Кроме того, можно просто скачать приложение TopKSK.kz на смартфон. Сейчас у нас есть совместная с городским управлением, структурами рабочая группа и мы прорабатываем возможность запуска пилотного проекта с отдельными КСК.

КСК – дело каждого     

Ерканат Мадиев эксперт по вопросам КСК

– Кажется, все уже сказано. Но то, что мы говорим здесь – уже положительный результат, значит, нам небезразлично. На самом деле, надо чаще собираться. Понятно, что гражданское общество у нас сырое и неактивное. Каждого не заставишь даже на субботник выйти. Надо с председателями КСК работать. Они должны быть психологами. С этого надо начинать. Чисто не там, где дворник убирает, а там, где человека не мусорит.

Поэтому такие площадки, как «Открытая редакция» нужны. При этом, никто не гарантирует и не обещает, что через год-два все председатели КСК станут идеальными руководителями, но начало есть. Каждый человек, житель, гражданин должен внести свою лепту, личный вклад в это общее дело. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.