Нурлан Тореханов о пути интеграции национальных культур в мировое сообщество в период глобализации
Поддержать

Нурлан Тореханов о пути интеграции национальных культур в мировое сообщество в период глобализации

Ключевое слово импресс — впечатление от соприкосновения с чудом. Сделай библиотеку, как тропический дождь. Придумай дверь, как память о вкусе твоего первого мороженного. Придумай стол, чтобы его хотелось лизнуть. Найди форму кресла, чтобы на него хотелось смотреть, не отрываясь, как в глаза любимой.

 

 

Моя страна находится в центре огромного материка, зажатая с одной стороны европейской цивилизацией, с ее передовым дизайном, с другой стороны — великой и вечной цивилизацией Азии. У казахов есть пословица: когда верблюды спорят, между ними напрасно умирают мухи. Возможно, мы пока мухи, но мы тоже хотим жить!

Моя цивилизация – кочевники, а они не очень любили вещи, которые не могли поместиться на телеге. Архитектура на телегу не помещалась. Таким образом, мы пришли в ХХ век на телеге, на которой нет архитектуры, если не считать кучи глиняных кирпичей.

Я должен что-то делать с этим, сказал я себе, и лег на диван думать. Так делали все кочевники, когда им не хотелось работать. Думал я десять лет.

Не было смысла пытаться догнать Европу, Это слишком далеко. И, к тому же, если мы будем догонять, то в лучшем случае, всегда будем вторыми.

Нет смысла догонять Азию, с ее тысячелетней историей. Даже если я буду жить тысячу лет, Азия в это время не будет заморожена в камере с жидким азотом, и тоже будет идти вперед. Нам нужна машина времени, решил я. Только машина времени может нам помочь, и еще, машина для телепортации.

Машина времени и машина для телепортации, стали моими словами, с которыми я засыпал ночью, и просыпался утром. Итак, время и телепортация стали моим проклятием, решения которому я искал десять лет. Я искал свою дорогу, свою личность, свой код, и вообще, я хотел зарабатывать на своей работе деньги и стать богатым!

Не скажу, что я все десять лет только думал. У меня трое детей, и им не нравилось, что я думаю о судьбе казахского дизайна, вместо, того чтобы играть с ними.

Но, если что-то очень хотеть, то судьба даст ключ к реализации этого. Однажды я и мой хороший друг поехали в путешествие в далекую страну. Нам было очень весело в баре, но когда мы вернулись утром в отель, то обнаружили, что потеряли ключи. И она и я, оба. Мы пришли из бара, мы все еще пьяны, мы хотим спать, и мы хотим сломать замок.

Но тут происходит чудо. Уборщица из номера напротив, которая не хотела, чтобы мы ломали двери, открыла и ее комнату и мою комнату одной карточкой. Одной карточкой две двери — это был шок. Я спросил ее: как? Она ответила мне, что ее карточка открывает все двери в отеле. Все 100 дверей на всех десяти этажах. И тут я понял, что в природе есть ключи, которые подходят ко всем дверям — это было открытие!

Обычно, когда мы заканчиваем университет, нам дают один ключ и запускают в отель со ста дверями, и говорят: иди и ищи свою комнату. Многим не хватает жизни, что бы найти свою комнату, и они спят в коридорах, ломают дверь в чужие комнаты, их ловят, и сажают в тюрьму. Многие просятся и живут в чужих комнатах, а потом там и умирают. Но теперь я знал, что есть волшебница горничная, и у нее есть ключ от всех дверей.

И так, у меня целая страна Казахстан, которая потеряла, или никогда не имела ключей от комнаты дизайна. Я мог бы был стать для своей страны горничной, и открыть им все двери в дизайн отеле одним ключом. Это значило, что после того, как я им открою дверь, мне придется убирать мусор в их комнатах. И я согласился, надеясь на хорошие чаевые

Итак, я понял, что есть короткий путь, телепортация в свою комнату и счастливую жизнь. Мне оставалось решить вопрос с машиной времени. Что такое время? Почему время? Зачем время? Я много думал…

Вернулся к тем верблюдам, которые спорят, и как муха летал над ними, заглядывая во все щели. Я спрашивал у них: что такое время? Почему? Как разгадать загадку?

Мы думаем, что у времени нет ни начала, ни конца, оно вечно. А расстояние? Оно тоже вечно, но мы так не думаем. Нам кажется, что расстояние начинается с отметки 0 на ученической линейке. Куда мы приложим, там и начинается.

Тогда, я вам скажу, что время начинается тогда, когда я включу секундомер. Как вам это? Не верите? Правильно, что не верите. Расстояние тоже вечно, оно не начинается с точки 0 на вашей линейке.

Кажется, что сравнил теплое с соленым? Этому есть причина, просто хотел немного взбодрить читателей. Взбодрились? Тогда продолжим.

Мне пришлось проанализировать все о Европе и об Азии. Все: архитектуру, литературу, музыку, кухню, одежду, песни, климат, цвет кожи и волос, разрез глаз и даже особенности дактилоскопии.

Всю философию Европы и Азии, ну, не всю, конечно, вершки. Это было долго, но это было интересно. А, главное, это дало результат, — я нашел то, что искал. Я нашел то место между верблюдами, где муха могла бы жить. Бинго!

Итак, это место — отношение ко времени. Две большие цивилизации относятся ко времени различно. Европа торопится жить, бежит, Азия не спешит, Азия философствует. Европа говорит: торопись жить, бери от жизни все, потому что живем один раз! Азия говорит: не суетись. Садись на берег реки, и жди, когда труп твоего врага проплывет мимо тебя.

Но то, что подходит двум верблюдам, не подходит мухе. Муха не может лететь быстрее, чем бежит верблюд. И не может долго сидеть на берегу, и ждать, когда проплывет труп ее врага, потому что когда муха долго сидит на одном месте, ее убивают. Муха должна всегда махать крыльями, что бы жить. Это условие ее выживания.

Здесь и сейчас. Всегда во времени. И тогда появилось понятие: дизайн времени. Время в дизайне. Дизайн во времени. Это, возможно, наш путь жизни, сказал я себе. Осталось только проверить.

Я уже написал про своих троих детей? Тогда была только одна. Теперь, появились еще двое, и мой дизайн времени проходил около коляски и их игрушек еще несколько лет. Но дети всегда вырастают, и потом говорят: папа, ты свободен, иди, что ты там хотел сделать? покажи всем!

Я вышел из дома и пошел прямо в университет, потому что знал, что мне никто просто так не поверит, мне нужны свои, личные ученики, которые мне будут смотреть в рот, словно голодные птенцы. В деканате факультета мне дали группу из 25 студентов, и сказали: делай с ними все что хочешь.

Они сразу поверили мне. Думаете, у меня на спине росли крылья? Нет. Просто наш декан красивая женщина, а раньше она была красивой девушкой, тогда, когда я был молодым красивым парнем. Она мне с тех пор еще верит.

 

 

Прошло шесть лет, я выпустил около 250 студентов. Их дизайн как будто живой, как будто двигается. Не могу сказать, что мы единственные в мире, кто так работает, но философия дизайна, так называется урок, который  преподаю в университете, наша личная, а когда есть философия, тогда есть истина, не правда ли?

В первую очередь, когда ко мне приходят студенты, я должен вскрыть им череп, вытащить аккуратно мозг, и тщательно прополоскать в тазу с чистой водой. Они должны забыть все, что знали и думали раньше о дизайне.

Для этого я им даю список литературы из тридцати книг: Маркес, Барикко, Достоевский, Айн Рэнд, Толстой, Басе, Конфуций, Аристотель, Гете, и так далее.

Список из ста фильмов: Феллини, Тарковский, Бениньи, Альмадовар, Куросава, Ким Ки Дук, Вуди Аллен и так далее. Около тысячи музыкальных композиций. Десять лучших сайтов о дизайне в интернете. Все остальное смотреть, слушать и читать запрещается, пока они все это не просмотрят, не прослушают, не прочитают.

Второе. Объясняю им, что дизайнер это такая же творческая профессия как художник, режиссер или поэт. Что нельзя повторять, ты должен родить новый взгляд на мир.

Третье. Я объясняю, что если мы хотим стать лучшими в мире (а я им так сказал), у нас в крови есть ген кочевника, который все время кочевал, двигался, философствовал, и надо правильно применить наши особенности, отличия, а в чем-то и преимущества. Время двигается, кочевник двигается, дизайн «двигается».

Моя личная позиция, что таланта нет, его придумали люди, чтобы оправдать свои неудачи. Есть главный двигатель жизни — и это желание, страсть. Мы учимся наблюдать за природой, потому что кочевник — дитя природы, его жизнь сильно зависит от капризов и подарков природы. Природа есть лучший дизайнер. Лучше, чем дизайнеры Италии, Франции и Японии

Мы повторяем по учебнику все законы физики, математики, геометрии, и даже интересуемся квантовой физикой, мы глубоко изучаем психологию человека, насколько это возможно на факультете дизайна.

Мы слушаем музыку Иоганна Себастьян Баха, от которой дрожь по спине, и тут же пробуем, придумываем стул для дома. Мы читаем стихи великого Пушкина, и пытаемся увидеть лампу для ресторана

Мы ищем состояние остановки сердца, и анализируем свои чувства в этот момент. Мы запоминаем это чувство соприкосновения с чудом, и пытаемся сделать так, чтобы от нашего дизайна замирало сердце у людей.

Я прошу их вспомнить ощущения, когда они встретили свою любовь, когда первый поцелуй, когда первый секс, и говорю им, что ваш дизайн должен приближаться к этим чувствам. А в идеале, дизайн должен быть лучше секса, во всяком случае, лучше их первого раза.

Ключевое слово импресс — впечатление от соприкосновения с чудом. Сделай библиотеку, как тропический дождь. Придумай дверь, как память о вкусе твоего первого мороженного. Придумай стол, чтобы его хотелось лизнуть. Найди форму кресла, чтобы на него хотелось смотреть, не отрываясь, как в глаза любимой.

Есть хорошая новость — ты родился, а значит бог за тебя! Ты в его команде, и если ты решил стать дизайнером, то только лучшим в мире, не меньше, не меньше!

Мы берем уроки актерского мастерства, йоги, фотографии, экономики, рекламы и маркетинга, основы композиции в музыке, мы сочиняем стихи, снимаем кино, интересуемся политикой и конечно философией.

За время обучения мы меняем весь свой гардероб, прическу, макияж. За время обучения мы меняем людей, которые были друзья еще вчера. Это происходит автоматически. Они еще вчера летали по кустам в стае с такими же студентами-попугаями, но у них вырастают большие крылья, и они становятся соколами, и их крыльям уже тесно среди веток. Они теперь хотят летать высоко.

В процессе обучения студенты получают двадцать способов придумывать новое. Это мои личные способы, которые работают уже много лет. Обычно студентам после университета говорят: иди на берег реки, и сиди, жди, рыбы иногда выпрыгивает прямо в руки, так можно, но можно и умереть от голода. Я им даю двадцать разных инструментов для ловли рыбы и приманку. Теперь они ловят мешок рыбы каждый день, если им столько нужно.

Мы ищем свой путь. Мы не можем сразу стать большим верблюдом, но мы можем стать умной и красивой бабочкой в этом прекрасном мире.

Но, раз уж вы дочитали, то мне кажется, что этот доклад мог бы послужить отличным объявлением о новом наборе в школу 
«Философия дизайна от mechanicalpiano»: не меньше шести, не больше десяти студентов. Два раза в неделю: в среду с 18:00 до 21:00
в субботу с 9:00 до 15:00.
Занятия начнутся сразу, как наберется группа из шести человек, (или не начнутся никогда, если это окажется никому не нужным) и будут длиться пять месяцев, включая возможные перерывы. Всего 32-35 занятий. 
Прием в группу только по результатам собеседования. Оставляю за собой право отказать в зачислении без объяснения причин.
Спрашивают, зачем собеседование? Студенты, в свою очередь, должны вдохновлять меня, иначе волшебства не получится. Мне нужен свет в глазах. Без него никак. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.