Журналистика в Центральной Азии – страх, кровь и смерть
Поддержать

Журналистика в Центральной Азии – страх, кровь и смерть

На этой неделе в медиапространстве Центральной Азии произошли два заметных события. В Ташкенте прошла впервые за 15 лет конференция ОБСЕ по свободе прессы, а в Казахстане создан новый медиальянс, который объединит так называемых блогеров и журналистов.

 

 

Спустя 25 лет независимости демократические процессы в нашем регионе идут вспять, а пространство свободы слова все больше сужается.

Эти события совпали с трагической датой, на этой неделе коллеги вспоминали убитого 10 лет назад в Оше одного из самых ярких журналистов региона Алишера Саипова, который за свою короткую жизнь стал символом мужества и самоотверженности. Саипов в числе десятков журналистов региона ценой собственной жизни отстоял свое право и право общества на свободу слова. Запугивание, посадки в тюрьмы, закрытие газет и телеканалов и как крайняя мера физическое устранение – это реальность, с которой сталкиваются и сегодня работники медиа в Центральной Азии.

 

Алишер Саипов

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир, выступая в Ташкенте, призвал власти всех центральноазиатских стран освободить заключенных журналистов, среди которых он назвал Дилмурода Сайида, Юсуфа Рузимуродова, Бобомурада Абдуллаева, безусловно, в этом списке могли бы оказаться и Ярослав Голышкин, Асет и Сейтказы Матаевы и многие другие работники прессы из Центральной Азии.

«Открытые обсуждения и свобода требовать от правительств отчетности могут только улучшить качество управления, определяя недостатки, потребности и новые вопросы. Я убежден, что свобода выражения мнений и свобода средств массовой информации укрепляют устойчивость общества к решению проблем безопасности», — сказал Арлем Дезир.

Эксперты констатировали самое плачевное положение дел в регионе со свободой прессы в Туркменистане, где десятки журналистов находятся в застенках, не редко их родственникам впоследствии выдают их трупы.

Редактор Альтернативных новостей Туркменистана Руслан Мятиев замечает, что с середины 90-х СМИ Туркменистана превратились в рупор власти, в инструмент строительства культа личности президента. Со страниц газет исчезла всякая критика, а если она и появлялась, то исключительно из уст главы государства.

В январе 2013 года в Туркменистане приняли Закон о СМИ, который провозглашает свободу на сбор и распространение информации, запрещает цензуру. Но на деле репортеры и фрилансеры, пишущие для независимых зарубежных туркменских изданий, подвергаются гонениям. Против них фабрикуются уголовные дела и их надолго отправляют в места лишения свободы. Яркий пример – Сапармамед Непескулиев.  В июле 2015 года спецслужбы подкинули запрещенный в стране наркосодержащий препарат Трамадол и осудили на три года. Международные правозащитные организации призвали власти Туркменистана освободить его из заключения, Рабочая группа ООН  признала его арест произвольным, связав лишение его свободы с его гражданской активностью.

Непескулиев продолжает оставаться в заключении и по сей день. Недавно его имя было внесено в список исчезнувших в туркменских тюрьмах людей

Случай Непескулиева не единичный. В прошлом году на три года был осужден Гаспар Маталаев, который сообщал об использовании в стране принудительного труда во время сбора урожая хлопка.  

Во время следствия его пытали электротоком, заставили взять на себя мошенничество и дачу взятки 

Пытали и Худайберды Алашова,  — внештатного корреспондента Радио Свободы, а в итоге дали условный срок за хранение запрещенного насвая. Это было в прошлом году. После этого о нем никто ничего не слышал.

Все эти люди работали не открыто и анонимно: собирали и отправляли информацию как самостоятельно, так и по заданию редакции. Никаких проблем с законом до этого за свои 34-37 лет, соответственно, они не имели.

Еще совсем недавно примерно такая же плачевная ситуация была и в Узбекистане, где режим Ислама Каримова не терпел никакой критики и журналистов отправляли за решетку на десятилетия, несколько работников печати и телевидения были убиты, большинство выдавлено из страны. Новые власти частично улучшили положение журналистов, за последнее время из тюрем были выпущены несколько известных правозащитников и журналистов, в их числе Салиджон Абдурахманов, которого международные организации признали узником совести. Сейчас в стране разрабатывается относительно более мягкий закон «О СМИ», а цензура в медиа стала менее суровой. Вместе с тем, говорить о свободе слова в Узбекистане пока не приходится, власти все еще активно контролируют телевидение и ведущие газеты, соизмеряя масштабы дозволенной критики.

Ситуация в Таджикистане резко ухудшается. Если еще недавно таджикские СМИ признавались частично свободными, в последнее время они отнесены к категории несвободных и положение журналистов остается тяжелым. Всего за год в международном рейтинге свободы СМИ Таджикистан рухнул сразу на 34 позиции. Во время гражданской войны 1992–1997 годов в Таджикистане было убито  73 журналиста

Вместе с тем, в регионе есть страна, где медиа признаются частично свободными – это Кыргызстан. Но и здесь за последние год произошел резкий разворот, на фоне президентской кампании президент Алмазбек Атамбаев подмял под себя практически все медиа, те, кто отказался петь, в общем строю были либо закрыты, как телеканал «Сентябрь»,  либо получили огромные штрафы и запуганы.

Ситуация в Казахстане хотя и не такая плачевная, как например, в Туркменистане, но крайне далека от благостной.  

Республика занимает 160 место в международном рейтинге по свободе СМИ из 180 возможных. Здесь примечательно, что, например, Намибия в этом рейтинге занимает 17 место, а Афганистан 120

Сможет ли изменить ситуацию созданный медиальянс?

«К сожалению, так часто получается, что нам некогда заниматься защитой своих прав. Нам некогда объединиться и выработать свою стратегию. И это понятно, мы живем в постоянном информационном потоке. Сейчас мы поняли, что такая профессиональная организация нужна. «Медиа Альянс» будет защищать права всех, кто работает в медиа.  Сейчас идет активное обсуждение  поправок в закон о СМИ. Закон вызывает большую реакцию в обществе. Мы тоже хотим принять активное участие в изменении поправок, которые будут приниматься в ближайшее время. Мы активно сотрудничаем с Министерством информации и коммуникаций. Я думаю, что министерству тоже очень важна качественная экспертиза закона и качественный, конструктивный оппонент. Это профессиональная организация не только журналистов. Мы включаем сюда и блогеров. Мы видим, что сейчас появилось много новых форматов медиа. Мы видим, что каждый из вас сегодня может превратиться в медиаструктуру», — сказал один из организаторов альянса Арманжан Байтасов.

Получится ли сделать что-то практическое и альянс превратится в формальную структуру, типа альянса так называемых блогеров станет понятно уже совсем скоро.

Но общий тренд в центральноазиатской журналистике не радует. Примечательно, что и по опросам общества в этих странах свобода слова находится чуть ли не на последнем месте среди приоритетов людей.

Как оказалось,  мы хотим свободы и правды гораздо меньше, чем жители Африки и Афганистана




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.