Что на самом деле хотел сказать Нурсултан Назарбаев?
Поддержать

Что на самом деле хотел сказать Нурсултан Назарбаев?

После затянувшейся паузы бывший президент Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам страны через видеозапись на официальном YouTube-канале. Выступление вызвало не меньший резонанс, чем исчезновение Елбасы из публичного пространства с декабря 2021 года.

Материалы по теме

В своей речи на казахском и русском языках, которая длилась чуть более 4 минут, экс-президент сообщил, что находится на заслуженном отдыхе в Нур-Султане и не покидал столицу. По его словам, что в казахстанской элите нет никакого конфликта или противостояния, и слухи об этом беспочвенны. Кроме того, он анонсировал, что Касым-Жомарт Токаев, обладая всей полнотой власти, в скором времени будет избран председателем правящей партии «Нур Отан». Также он призвал народ Казахстана поддержать инициированную Токаевым программу реформ.

Рассуждать о степени доверия в обществе к этим словам сейчас не имеет смысла – уж слишком разняться отзывы и комментарии. Сомнения вызвал и внешний вид Нурсултана Назарбаева. Безусловно, события первой половины января стали тяжелым испытанием и для него самого. Система, которая тщательно и скрупулезно выстраивалась без малого тридцать лет, да и вера в то, что граждане страны в большинстве своем его любят, не выдержала испытания временем.  

Однако сейчас всех волнует вопрос – что будет дальше? Выдвигаются всевозможные версии, в том числе о том, что верхи уже договорились об условиях перехода полномочий и активов из одних рук в другие. Соответственно, кроме некоторых назначенных виновников, ситуация будет разруливаться по нашим традициям «под ковром». Однако, как при таком сценарии изменится Казахстан после очередной перетасовки властной колоды? Станет ли более демократичным, социально ориентированным? Или авторитарная система останется той же, а поменяются лишь декорации?

Пока с точки зрения обеспечения единоначалия и целостности государственного управления уход Нурсултана Назарбаева на покой может считаться хорошей новостью. С возращением «Библиотеки» к своим изначальным функциям метания во властных коридорах обещают сойти на нет. После лишения членов прежней «первой семьи» влиятельных постов и бизнес-активов есть шанс на то, что наиболее одиозные факторы в экономике прекратят существование. 

Во внешнем окружении былая неопределенность также заканчивается. Предыдущие два с половиной года даже ближайшие партнеры путались в том, с кем иметь дело, кто в реальности управляет страной? Такая двоякость сохранялась до последнего времени. Ярким ее примером стал саммит СНГ под занавес 2021 года в Санкт-Петербурге, где Казахстан одновременно представляли первый и второй президенты – случай сам по себе беспрецедентный.

В этой связи задействование сил ОДКБ явилось наглядным проявлением власти, приобретенной Касым-Жомартом Токаевым. Незамедлительно удовлетворив запрос, союзники тем самым подтвердили легитимность главы государства. Более того, вывод миротворцев и Казахстана укрепил позиции президента в качестве самостоятельного, а не ведомого политика.

Да, приведенные резоны вряд ли устроят и успокоят общественные настроения. Особенно на фоне пережитого кошмара и справедливых требований о наказании виновников. Среди часто обсуждаемых мер, в частности, есть призывы к люстрации и судебным преследованиям. Идея, быть может, верная. Но сразу возникает ряд вопросов: а судьи кто? Где гарантия, что правосудие не превратиться в сведение счетов? Такое в нашей истории уже случалось, но едва ли способствовало восстановлению справедливости, а иногда и наоборот.

Отдельный вопрос – какие нелицеприятные тайны мадридского двора в результате процесса могут стать достоянием общественности? Не накроют ли скелеты, выпавшие из шкафа, в том числе тех, кто еще сохраняет властные полномочия? Сможет ли страна переварить такую порцию разоблачений? Как говорилось в популярном сериале 1990-х «Бандитский Петербург», правду надо говорить постепенно, понемногу, а то информацией можно отравиться, как едой.   

Между тем российские обозреватели провели параллели между вчерашним выступлением Назарбаева и новогодним обращением Бориса Ельцина 2000 года, когда он произнес знаменитые слова: «Я устал, я ухожу». Действительно, последние слова многолетнего руководителя Казахстана уже точно можно трактовать как прощание с народом и уход из мира большой политики.

И все же говорить о состоявшемся транзите власти еще преждевременно. Ведь речь идет не просто о замене одного правителе другим, но и демонтаже и перестройке всей старой системы. Транзит власти в странах с неустоявшимися традициями преемственности, при многих скрытых внутренних и внешних факторах влияния, не происходит быстро. На опыте некогда СССР, а ныне той же России или Узбекистана, такой процесс в среднем занимал 2-3 года. С учетом же того, что реальный транзит в Казахстане начался не 19 марта 2019 года, а 18 января 2022 года, многое еще только предстоит пережить. И лучшее для общества – не оставаться просто статистами.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.