- Exclusive
Поддержать

В декабре прошлого года отечественные СМИ буквально пестрели сенсационными заголовками на тему создания Казахстаном и Узбекистаном своего союзного государства. Именно так пишущей братией был воспринят факт подписания президентами двух стран Декларации о союзничестве и ряда других сопутствующих соглашений.

Материалы по теме

И хотя с тех пор прошло почти полгода, более тесного сближения стран-соседей почему-то так и не произошло. В причинах отсутствия активности на этом направлении нам поможет разобраться политолог Бурихан Нурмухамедов.

Вынужденная пауза

По заверениям эксперта, наши страны сейчас выдерживают паузу, которая возникла естественным путем, а вовсе не потому, что мы передумали выстраивать более тесные взаимоотношения:

– На процесс сближения Казахстана и Узбекистана повлияли события на Украине, а в еще большей степени – те беспрецедентные санкции, которые были введены Западом в отношении России. Мы видим, как на глазах проседает экономика РФ, как ежедневно растет количество украинских беженцев, и до сих пор не можем оценить реальные масштабы санкционного воздействия – как на нашу страну в частности, так и на весь регион в целом. Нам необходимо понять, насколько сильно и как быстро изменятся существующие векторы развития.

Сейчас вопросы дальнейшей интеграции перестали занимать ключевое место в повестке, поскольку мы с головой погрузились в проблематику снижения возможных негативных последствий санкций на нашу экономику и благосостояние населения. К тому же пока не до конца понятно, насколько успешно справляются с аналогичными вызовами наши южные соседи, экономики которых подвержены влиянию высокого уровня трудовой миграции – по разным оценкам, порядка 10 миллионов граждан Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана ежегодно выезжают на заработки в Россию и на Украину. Есть ли для них смысл находиться в стране, где идет война, или в стране, где заморожено движение валюты?

Плюс на этом фоне важным представляется недавний визит в Узбекистан президента Турции Эрдогана. Сам по себе этот факт заставляет задуматься о перспективности для нас этого направления. Тем не менее, пока мы не получим ответы на все имеющиеся вопросы, вряд ли стоит торопиться с выводами.

С другой стороны, очевидно, что тренд на сближение с южными соседями для Казахстана важен в том числе и потому, что через Узбекистан наша страна может выходить на важные рынки – Афганистан и Пакистан. Мы должны иметь свою долю интереса на этом направлении. Однозначно, что этот вектор нужно развивать и создавать условия для реальной интеграции.

Обходные маневры

Особую актуальность для нашей страны сейчас имеет Транскаспийский трубопровод, который станет реальной альтернативой КТК для поставки наших энергоресурсов на мировые рынки в обход России. Другая задача – найти альтернативные пути для поставок на китайский рынок, а также на юг. Понятно, что на этом направлении уже работают Иран и Туркменистан, но и мы при благоприятных условиях можем иметь свою долю на рынке. С этой точки зрения важность выстраивания братских отношений с соседями по региону, особенно с Узбекистаном, нельзя недооценивать.

При этом нужно понимать, что нам необходимо научиться эффективно защищать свой собственный рынок при любом сближении с любой из стран.

Так, например, когда в геополитике происходят тектонические изменения, своеобразной угрозой для нашей страны могут стать мигранты, точнее – возможность смещения привычного для них вектора, направленного ранее на Россию и Украину, в сторону Казахстана. Это очень серьезно может ударить по нашим трудовым ресурсам, а значит, и по доходам населения. Поэтому при любой интеграции нам нужно сохранять баланс, позволяющий соблюдать национальные интересы.

Что же до звучавших несколько месяцев назад мнений о возможности создания Казахстаном и Узбекистаном союза по примеру того, который существует между Россией и Беларусью, то пока такая перспектива не просматривается. Отчасти это происходит из-за позиции Узбекистана, который нацелен на построение равных отношений со всеми соседями, не делая ни для кого исключений.

Скорее, с большей долей вероятности можно говорить о появлении в отдаленном будущем союза пяти центральноазиатских государств – Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Впрочем, нужно понимать, что любой сделанный сейчас прогноз будет зависеть от исхода ситуации на Севере. И вопрос отнюдь не в том, кто победит – Россия или Украина, а в том, каковы будут последствия военных действий.

О перспективах интеграции на территории Центральной Азии можно прочитать тут.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.