Рост в период кризиса дорогого стоит
Поддержать

Рост в период кризиса дорогого стоит

Интервью председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Кайргельды Кабылдина


– В нынешнем году мы отмечаем сразу два юбилея – 150-летие мировой нефтяной промышленности и 110-летие казахстанской. Внушительные возрасты как в первом, так и во втором случае. Как Вы думаете, какую роль сыграл нефтяной фактор на глобальном уровне и в масштабах нашей страны? Как в этом году будет отмечена эта дата в Казахстане?
– Действительно, минуло уже полтора века, как была пробурена первая в истории человечества неф-тяная скважина в штате Пенсильвания, США. И всего 40 лет спустя первый фонтан нефти был получен в Западном Казахстане. То есть у нас нефть начали добывать раньше, чем, например, в Иране, Кувейте, Мексике, Норвегии или Саудовской Аравии. Это исторически факт, но, к сожалению, малоизвестный. Поэтому это событие – еще один повод для представления Казахстана на международной арене, нашим зарубежным партнерам как одной из старейших
нефтяных держав.
Вместе с тем сопричастность к нефтегазовой отрасли, участие в ее развитии – это большая гордость для всех нас, кто трудится в «нефтянке». Ведь это – локомотив отечественной экономики. Нельзя забывать и то, что за всем этим стоят люди. Только в АО «НК «КазМунайГаз» – более 65 тысяч человек.
Именно с этих позиций национальная компания «КазМунайГаз» совместно с общественными организациями, депутатами парламента выступила с инициативой проведения в этом году ряда благотворительных мероприятий, посвященных 110-летию казахстанской нефти. В отличие от практики прош-лых лет мы намеренно отказались от традиционных пышных празднеств. Наша главная задача – еще раз отметить вниманием наших ветеранов-нефтяников, показать пример молодому поколению. В рамках юбилейных мероприятий мы оказываем адресную социальную помощь заслуженным ветеранам отрасли, учредили именную стипендию имени С. Утебаева для студентов нефтегазовых специальностей, организовали передвижную фотовыставку с целью ознакомления широкой общественности с неизвестными и малоизвестными страницами из истории казахстанской нефти.
Кстати, говоря о фотовыставке, хотел бы отметить, что подготовительная работа была проведена совместно с историками, музейными и архивными работниками. Многие документы, найденные в Центральном государственном архиве кинофотодокументов, Центральном государственном архиве Казахстана, будут обнародованы впервые. Среди них есть весьма любопытные. Мне запомнился один, датированный 1916 годом. Особым распоряжением занятые на нефтяных промысловых и керосиновых заводах работники освобождались от призыва на работы в тылу армии и оставались на месторождениях. После событий 1917 года командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе телеграфировал лично Владимиру Ленину о том, что эмбинские месторождения перешли под контроль советской власти. Одним словом, уже тогда, в начале ХХ века, добыча нефти считалась стратегически важным направлением в политике государства. Остается важной и сейчас.


– Однако в период глобального финансового кризиса цены на нефть упали и остаются неустойчивыми. Нефтяная выручка Казахстана тоже снизилась. И все же какова картина в конкретных цифрах? Сколько было произведено за 2009 год нефти, каков объем прибыли? И насколько это отразилось на реализации текущих и перспективных проектов НК «КазМунайГаз»?
– Прошлый 2008 год стал годом беспрецедентных событий для мировой экономики, и в том числе для энергетических рынков. Цены на все виды торгуемых энергетических ресурсов росли скачкообразно, по некоторым из них достигнув максимальных значений. А затем наблюдалось катастрофическое падение.
В связи с колебаниями мировых цен на нефть многие ведущие нефтегазовые компании уже объявили о значительных сокращениях объемов производства либо об отсрочках проектов. Тем не менее мы считаем, что долгосрочные перспективы спроса на нефть остаются позитивными. В частности, в первом полугодии 2009 года ситуация на мировых рынках в определенной мере стабилизировалась. Есть даже прогнозы возможности тренда роста цен. Поэтому мы системно выявляем благоприятные факторы и стараемся четко их использовать.
В целом, несмотря на негативное влияние внешних факторов, «КазМунайГаз» сохраняет положительную динамику. Консолидированный объем добычи нефти и газоконденсата по группе компаний «КазМунайГаз» только за январь–июнь текущего года составил 9 млн тонн, превысив соответствующий показатель 2008 года на 1,2%. Консолидированная прибыль зафиксирована на уровне 39,2 млрд тенге, что на 22% больше планового показателя. При этом в бюджет в виде различных платежей внесено более 248 млрд тенге – ориентировочно это 15% от всех поступлений в государственную казну. То есть мы не только сохранили завоеванные позиции, но и демонстрируем рост. Согласитесь, в период кризиса это дорогого стоит.


– Сегодня одним из краеугольных вопросов, стоящих перед любой нефтедобывающей страной, являются ресурсы. Ведь они с каждым годом истощаются и не зря называются невозоб-новляемыми. Как в этом плане обстоят дела у Казахстана и какие меры предпринимаются со стороны «КазМунайГаза»?
– Действительно, расширение ресурсного потенциала является нашей приоритетной задачей. В январе этого года принята Долгосрочная стратегия развития, в которой ставится цель в течение 10 лет увеличить существующие запасы углеводородного сырья в 2,5 раза – до 2 млрд тонн нефтяного эквивалента. Важнейшей задачей для нас является поддержание высоких темпов разведочных работ с целью ускоренного ввода новых запасов в разработку.
Естественно, это будет возможно как за счет агрессивной разведки и применения современных технологий разработки месторождений, так и за счет увеличения доли в действующих и новых проектах. В настоящее время наш объем добычи нефти и газоконденсата составляет 25% от общереспубликанского. С учетом приобретения компании «Мангистаумунайгаз» этот показатель превысит 30% – это, согласитесь, довольно высокий показатель. Как Вы помните, в 2008 году доля участия «КазМунайГаза» в Кашаганском проекте увеличилась с 8,33 до 16,81%, что предполагает значительное усиление в его реализации роли государства. Заключены соглашения по месторождениям Жамбыл, Урихтау, Мертвый Култук, N.
Но помимо указанных проектов нами проводится комплекс геолого-разведочных и исследовательских работ на шельфе Каспия, включая структуры Курмангазы, Жемчужины, Тюб-Караган, Жамбай, Южный и другие. Только в текущем году мы завершили поисковый этап работ на слабоизученном объекте Куланды в Аральском море, блоках С1, С2 в Прикаспийской впадине. Продолжаем геолого-разведочные работы на других перспективных объектах. Речь идет о детальных сейсмических исследованиях 3D на месторождениях Карачаганак, Урихтау, сейсмических исследованиях 2D и поисковом бурении на блоках Р-9, Лиман, Терескен, Жаркум. Предполагается получение новых контрактов на разведку в Атырауской, Мангистауской и Актюбинской областях. Также рассматривается ряд перспективных участков на разведку совместно с компаниями ExxonMobil, British Gas, Repsol, Total.


– С точки зрения расширения ресурсной базы наверняка большое значение уделяется шельфовым проектам компании на Каспии?
– Абсолютно верно. Как я уже упомянул, Казахстан входит в число старейших нефтедобывающих держав мира. За более чем вековую историю освоения нефтяных ресурсов нашей республики открыто более 200 месторождений на суше. При этом большая часть крупнейших месторождений, составляющих основу отрасли в последние 30–40 лет (Узень, Жетыбай, Жанажол, Кумколь, Каламкас, Северные Бузачи и др.), находятся на поздней стадии разработки. Дальнейшее наращивание ресурсной базы связывается с шельфом Каспийского моря. По оценкам экспертов, общие прогнозы углеводородного сырья на шельфе Каспия составляют около 8 млрд тонн.
Одно только нефтяное месторождение Кашаган, открытое в 2000 году, позволило увеличить запасы нефти в республике на 35%. Вслед за Кашаганом последовали другие открытия на казахстанском шельфе: Каламкас-море, Актоты, Кайран и последнее, на блоке Жемчужины, – Хазар в 2007 году. О значимости шельфовых проектов казахстанского сектора Каспийского моря свидетельствует тот факт, что из 130–150 млн тонн запланированных на 2015 год объемов добычи нефти большая часть должна извлекаться именно из морских месторождений.


– Не могу не спросить об экологической стороне вопроса, особенно в контексте сохранения уникальных биоресурсов Каспийского моря…
– Динамично развивая разведку и добычу углеводородного сырья на море, мы стремимся сохранить уникальную биосистему Каспия для жизнедеятельности будущих поколений казахстанцев и других прибрежных стран. Главный приоритет – обес-печение экологической и промышленной безопасности морских нефтяных операций. Группа компаний КМГ придерживается принципа нулевого сброса, при котором все образующиеся отходы собираются в специальные емкости и транспортируются на берег для последующей утилизации. То есть отходы в море не сбрасываются.
При реализации морских нефтяных проектов внедряются новейшие информационные технологии, которые не только повышают качество сейсморазведочных работ, скорость обработки данных и безопасность производства, но и минимизируют негативное воздействие на окружающую среду. В рамках каждого проекта технические проекты согласовываются с уполномоченными государственными органами, проводятся экологические исследования, мониторинг, общественные слушания. В целом «КазМунайГазу» удалось выстроить эффективную систему управления охраной здоровья, труда и окружающей среды для морских проектов, которая обеспечила работу на уровне международных стандартов, так как мы работаем с ведущими нефтегазовыми компаниями мира.


– Были времена, когда Казахстан остро нуждался в иностранных инвестициях в нефтегазовую отрасль. Но сегодня наши компании, в частности «КазМунайГаз», сами вкладывают деньги в зарубежные активы. Расскажите об этом.
– Безусловно, наша компания проявляет значительный интерес к выходу на зарубежные рынки. Сегодня основные объемы наших инвестиций сосредоточены в России, Румынии и Грузии. Определенный интерес мы проявляем к разведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений на территории Турк-менистана. При этом мы постоянно анализируем и ранжируем наши инвестиционные проекты с целью выявления наиболее приоритетных. Так, совсем недавно «КазМунайГаз» получил полный контроль над крупнейшим румынским холдингом The Rompetrol Group NV (TRG). Сегодня, как Вы прекрасно понимаете, намного выгоднее продавать не саму нефть, а конечный продукт. Именно с этих позиций и рассматривается развитие наших румынских активов, которые, находясь в Европейском союзе, имеют солидные перерабатывающие мощности и дистрибьюторские сети. В целом мы нацелены на становление в качестве конкурентоспособной интегрированной нефтегазовой компании мирового уровня. Поэтому мы внимательно отслеживаем международный рынок активов, как для расширения географии бизнеса, так и для увеличения объемов.


– А как именно строится стратегия КМГ в отношении Rompetrol?
– Rompetrol – первый крупный зарубежный актив «КазМунайГаза». Посредством данного приобретения мы получили возможность перерабатывать нефть на собственных заводах, а затем продавать нефтепродукты в Европе через уже действующую сеть. Иначе говоря, румынский актив – это своеобразный мост между нефтяными ресурсами Казахстана и крупнейшим рынком нефтепродуктов.
Вместе с тем одним из важнейших инвестиционных проектов Rompetrol является завершение модернизации НПЗ Petromidia. Это самый большой нефтезавод в Румынии, расположенный к тому же в 20 километрах от черноморского порта Констанца. Более того, у НПЗ Petromidia имеется собственный порт Midia, соединенный трубопроводами для бензина и дизельного топлива, где могут швартоваться суда с водоизмещением до 25 000 тонн. Мощность НПЗ по переработке нефти составляет 5 млн тонн в год. Основная цель модернизации заключается во внедрении современной технологии, способной перерабатывать сернистую тяжелую нефть и получать продукцию, соответствующую стандартам Евро-5.
Знаковым событием после прихода КМГ в Румынию стала отгрузка первой партии дизельного топлива Евро-5 для французской нефтегазовой компании Total в Турцию с собственного причала в порту Midia. В последующем топливо стандарта Евро-5 будет поставляться в первую очередь на собственные автозаправочные станции в Румынии, Болгарии, а также в другие европейские страны. Дальнейшая стратегия развития Rompetrol в краткосрочном периоде будет основана на реализации антикризисных мер, в том числе на сокращении общеадминистративных расходов, реструктуризации группы, а также выводе из компании непрофильных активов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.