Что нам готовит грядущая налоговая либерализация?
Поддержать

Что нам готовит грядущая налоговая либерализация?

Ядвига Ядова


Что же конкретного пообещали президент в ежегодном Послании и правительство в Программе действий на 2006-2008 годы?
«Важно использовать гибкую налоговую и бюджетную политику в целях стимулирования диверсификации и развития новых отраслей нашей экономики, привлечения в эти сферы иностранного капитала и ноу-хау», — заявил Нурсултан Назарбаев. И пообещал:
• С 2007 года снизить ставку налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008-2009 годов — еще на 1-2%.
• С 2008 года снизить социальный налог в среднем на 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников.
• С 2007 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. С целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников исключать из их облагаемого дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя.
• С 1 января 2007 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса.
Кроме того, президент поручил правительству:
• Подумать над созданием Специального отдела налоговой службы в Налоговом комитете министерства финансов, который будет проверять «налоговые поступления от крупнейших налогоплательщиков» совместно с «международными аудиторскими фирмами, у которых отсутствует конфликт интересов».
• Составить Единый реестр государственной собственности, «определив четкие цели ее использования и критерии эффективности».
• В течение 2006 года разработать и представить на обсуждение комплекс дополнительных мер, направленных на повышение ответственности за исполнение контрактных обязательств.
• Разработать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и защите конкуренции.
Национальному банку и Агентству по надзору и регулированию за финансовыми рынками и финансовыми организациями президент поручил разработать закон «О защите прав инвесторов, акционеров и учредителей, владеющих малыми долями в уставном капитале компаний».
Все эти поручения вкупе должны, по идее, способствовать эффективной реализации налоговой политики и повышению фискальной дисциплины.
Через неделю после президентского послания правительство сообщило, что изменения и дополнения в Налоговый кодекс могут быть внесены уже в апреле т.г.
При этом, как сообщила в ходе «круглого стола» 6 марта директор департамента налоговой политики и прогнозов министерства экономики и бюджетного планирования Вера Кнюх, в результате снижения НДС потери бюджета составят около 30 млрд. тенге, а при снижении социального налога (с 2008 года в среднем на 30%) потери местных бюджетов составят 100 млрд. тенге.
Однако эти «потери будут компенсированы за счет увеличения налогового поля». Кроме того, заметила представитель минэкономики, получаемые от сырьевого сектора доходы в настоящее время «достаточны для необходимых расходов государства».
Введение с 2007 года фиксированной ставки подоходного налога для физических лиц, по словам госпожи Кнюх, не скажется на размере заработной платы работников бюджетной сферы: «Если раньше ставка составляла 6-8%, а теперь будет 10%, это все будет компенсировано увеличением заработной платы. И ни один работник бюджетной сферы не потеряет свои доходы». Как обещано в ежегодном Послании президента, с 2007 года зарплата работников бюджетной сферы будет повышена в среднем на 30%.
Снижение ставки НДС и социального налога Вера Кнюх назвала «своеобразным авансом для налогоплательщиков»: «Государство рассчитывает, что вследствие нововведений улучшится дисциплина, уменьшатся факты сокрытия доходов и теневых выплат».
При этом, по словам представителя МЭБП, уже сейчас в Казахстане «одна из самых низких на постсоветском пространстве налоговая нагрузка, которая составляет 23% к ВВП».
В министерстве экономики и бюджетного планирования журналу Exclusive прокомментировали нововведения.
Вводимая со следующего года единая ставка индивидуального подоходного налога (ИПН) на уровне 10%, по мнению специалистов МЭБП, простимулирует людей к повышению собственного финансового благополучия. «В связи с тем, что часть населения получала доходы, которые облагались по ставке меньшей вводимой, планируется применять на вычет минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя в качестве необлагаемого дохода. Это снизит размер налога и приведет его к уровню до реформы для этой части населения», — пояснили в министерстве.
Единая ставка ИПН плюс снижение с 2008 года ставки социального налога, как полагают в минэкономики, приведут к снижению суммарной налоговой нагрузки на труд в два раза, что в итоге повлияет на «легализацию фонда оплаты труда, прекращение практики выплаты заработной платы « в конвертах».
Кроме того, это снизит налоговую нагрузку на компании со значительными расходами на оплату труда. Что, как прогнозируют специалисты министерства, подстегнет развитие инновационных предприятий с большими научными и инженерно-техническими коллективами.
Говоря о снижении НДС, в министерстве экономики отмечают, что это уже не первый акт налоговой либерализации со времен обретения независимости. Правительство проводило политику снижения НДС начиная с 2001 года, когда ставка была снижена с 20 процентов до 16, а затем до действующих 15 процентов.
Как прогнозируют в МЭБП, «тенденция может быть продолжена далее, до 2010 года, когда мы снизим ставку, возможно, до 10 процентов, но до этого нужно оценить влияние уже проведенных мер». По мнению специалистов министерства, снижение НДС расширит инвестиционные возможности предприятий, высвободив из оборота средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства.
Для малого бизнеса, работающего в специальных налоговых режимах, как считают в министерстве экономики, снижение налога станет «источником появления многих новых и успешных крупных предприятий»: «Льготный режим позволит активизировать формирование многочисленного слоя малых предприятий, что увеличит результативность рыночных механизмов «естественного отбора».
Отдельно стоит вопрос о налогообложении дивидендов. По мнению значительного круга акционеров, вложенные средства в уставный капитал предприятия облагаются дважды. На первом уровне у организации, в которую вложены средства, а затем — у получателя дохода от вложенных средств. Подобная схема налогообложения, считают в минэкономики, ставит в неравные условия участие в уставном капитале и представление средств взаймы, которое облагается только у получателя дохода. Подобная практика не является казахстанским изобретением, и вопросом ее устранения занялись многие страны.
В Казахстане применялась пониженная ставка для дивидендов, что смягчало эффект от двойного налогообложения, но не снимало самого вопроса. С 2007 года предлагается освободить от налогообложения дивиденды, что оставит только один уровень обложения организации, в которую вложены средства. Как заверили Exclusive в МЭБП: «Подобная мера сделает долгосрочные инвестиции рентабельными, схемы участия в бизнесе прозрачными, активизирует казахстанский фондовый рынок и позволит казахстанским предприятиям осуществлять инвестиции в иностранные государства, в том числе для привлечения новых технологий».
Как пообещали в министерстве экономики и бюджетного планирования, «в перспективе совершенствования налоговая политика не отходит от своих задач по переносу тяжести уплаты налога с доходов корпораций на доходы физических лиц». Помимо повышения нижней шкалы обложения доходов физических лиц с 2007 года до 10% предусматривается переход на всеобщее декларирование доходов физических лиц, подготовка к которому начнется с 2008 года. Одновременно предполагается относить на уменьшение налогооблагаемого дохода физического лица расходы на платную медицину, образование, дополнительные виды страхования при их документальном подтверждении. «Частично это позволит решить и проблему занятости», — уверяют в минэкономики.
Другая важная составляющая налоговой политики – администрирование, по признанию специалистов, решается не столь просто.
В министерстве приводят данные Всемирного банка, согласно которым с 2002 по 2005 год процентная доля казахстанских предприятий, заявивших о наличии коррупционных проявлений при уплате налога, увеличилась с 15% до 19%. Наравне с этими фактами остается проблема вольного толкования налогового законодательства с целью осуществления дополнительных начислений налогов. Возможности службы налогового контроля к осуществлению давления на налогоплательщиков снижает их способность к защите своих законных прав и интересов.
6 марта в Астане прошло заседание «круглого стола» по анализу налогового законодательства Казахстана, организованное министерством экономики и бюджетного планирования с участием государственных органов, бизнес-ассоциаций и экспертов.
Как отмечали выступавшие, несмотря на предпринимаемые усилия, налоговое законодательство Казахстана «все еще содержит положения неоднозначного толкования», что «повышает риски, связанные с правильностью исполнения налоговых обязательств». Постатейное перечисление таких «неоднозначностей» заняло у авторов оглашенного на «круглом столе» аналитического доклада 80 страниц. В конечном итоге двояко толкуемые законодательные нормы снижают уровень администрирования и способствуют распространению коррупции. Эксперты разработали 58 предложений по совершенствованию налогового регулирования, в частности, в статьи о порядке предоставления налоговой отчетности, расходах по совокупному годовому доходу и в целом механизме исчисления налогов.
В министерстве экономики полагают, что частично решению проблемы налогового администрирования может помочь планируемое широкое применение информационных технологий. Эти меры позволят «исключить в пределах возможного личный контакт налоговой службы с налогоплательщиками». Информатизация налоговых отношений будет проводиться от регистрации, постановки на учет и камерального контроля до создания баз данных налогоплательщиков повышенного риска и электронного взаимодействия с другими государственными органами для выявления схем уклонения от налогообложения.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.