Рейтинг компаний с лучшей репутацией
Поддержать

Рейтинг компаний с лучшей репутацией

Асель Сатпаева, Зарина Пахирдинова


Журнал «Эксклюзив» представляет результаты, ставшего уже традиционным, ежегодного рейтинга репутаций компаний, работающих в Казахстане. Мы подводим итоги прошедшего года, который принес нам немало сюрпризов.


О том, что такое репутация компании, наверняка известно только одно — это крайне важная составляющая любого бизнеса. Вряд ли найдется хоть одна компания, желающая удержаться на рынке, которую не заботили бы вопросы собственной репутации. Большинство понимают, что репутация — не просто хорошее отношение к фирме со стороны партнеров и клиентов, но и ее актив. Сложность состоит не только в процессе создания благоприятного общественного мнения о качествах, достоинствах компании, но и в сохранении этого хрупкого и изменчивого капитала.
В данном исследовании мы предложили участникам опроса оценить компании по нескольким факторам/критериям, которые, по нашему мнению, влияют на оценку репутации. Данные критерии были выявлены в ходе интервью с экспертами в предыдущих исследованиях. Их (критериев) оказалось восемь. В этом году, учитывая заинтересованность постоянных читателей, которые следят за изменениями в наших рейтингах, мы решили дать более развернутую информацию о полученных нами результатах. А именно, средние баллы каждой компании по всем восьми критериям.
 В течение двух месяцев нами были опрошены 317 респондентов.  Это были представители разных отраслей бизнеса, топ-менеджеры, руководители компаний, а также менеджеры среднего звена. Им предлагалось оценить репутацию работающих в Казахстане коммерческих структур на предмет доверия, уважения и позитивного восприятия, основных составляющих репутации любой компании. При этом финансовые показатели названных компаний не принимались во внимание. Для получения объективных результатов от одной компании мы принимали не более пяти анкет.
Каждой названной компании анкетируемые  присваивали баллы по шкале от 1 до 5 баллов по критериям, о которых сказано выше.
В рамках проекта всего было названо 410 коммерческих организаций. В результате нами был создан список из 50 компаний, получивших наибольшее количество упоминаний нашими респондентами.
В предыдущие годы тройка лидеров всегда состояла из представителей финансовой среды, и лишь по итогам 2006 года топ-тройку разбила компания, представляющая пищевую промышленность. В этом году финансовые институты вернулись на свои места и в «командном зачете» занимают первое место по количеству упоминаний среди сфер деятельности, а именно 89%.
Хотелось бы отметить, что некоторые компании уже стали постоянными участниками нашего рейтинга. Они ежегодно занимают лидирующие позиции на протяжении пяти лет. Среди них Казкоммерцбанк, который неуклонно держит первое место уже четвертый год подряд (в рейтинге 2007 года — 58% всех голосов). С небольшим отставанием по количеству упоминаний   второе место занимает Банк ТуранАлем, который уже третий год подряд также входит в тройку компаний с наилучшей репутацией. Он набрал  51% голосов (в прошлом году — 40%).  Третье место занимает другой финансовый гигант и «новичок» в тройке лидеров — это Народный банк, который набрал около 45% голосов. 
В первую десятку рейтинга также входят неоднократные участники исследования – компании Astana Motors, «Казахтелеком» и «КарТел» с марками Beeline и K-mobile, который в этом году с совсем небольшим отрывом опередил главного своего конкурента — компанию GSM Казахстан (K-cell, Activ). В нашем рейтинге появились и «новички». А в первую десятку рейтинга вошли такие компании, как «Базис-А», «КазМунайГаз» и авиакомпания «Air Astana», в прошлых рейтингах они также входили в топ-50, но до десятки не доходили.
Как и в предыдущих наших исследованиях, мы просили экспертов указать, какие именно каналы послужили источниками информации о компании. Почти у всех респондентов мнение складывалось из личного опыта общения (так ответили 85% респондентов). 70% также назвали своим источником информации СМИ. 50% назвали отзывы своих клиентов и партнеров, и лишь 12,5% —  другое.
Исходя из результатов исследования, интересно отметить тот факт, что в числе компаний с наилучшей репутацией не были названы некоторые немаловажные отрасли бизнеса. В список не вошли туристические агентства, предприятия легкой промышленности, энергетики, хотя  в предыдущие годы представители этих сфер не только были упомянуты респондентами, но даже занимали почетные места в топ-50.
Ситуация, сложившаяся в строительной отрасли, конечно, не могла не повлиять на позиции крупных строительных компаний. Число упоминаний резко сократилось по сравнению с предыдущим годом. Некоторые из них не только потеряли важные позиции, но и вообще не вошли в основной список. Хотя, например, компания «Куат», несмотря на очевидные проблемы, все-таки вошла в рейтинг. При этом совсем не изменилось количество упоминаний крупнейших банковских структур, которых также затронул финансовый кризис.
Итак, имена победителей названы. Мы поздравляем наших лидеров, постоянных участников, из года в год показывающих стабильные результаты, а также «новичков», впервые попавших в число 50 компаний Казахстана, имеющих наилучшую репутацию. Насколько отношение потребителей и игроков рынков к этим компаниям поменяется в следующем году и кто станет лучшим по итогам 2008 года, мы узнаем через год. Следите за репутацией!




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.