Прелесть контрастов
Поддержать

Прелесть контрастов

Ярослав Разумов


Все мы, воспитанные на советском комедийном кинематографе люди, привыкли с детства к фразе «страна контрастов». И эти слова у нас зачастую «суют» куда не попадя, чуть ли не к любой стране мира. Особенно после весьма поверхностных и кратких туристических впечатлений. На самом деле, на наш взгляд, есть в мире одно государство, про которое можно говорить «страна контрастов» с полным основанием, без каких бы то ни было натяжек. Это Индия. Не зря шахматы, символ сразу и контрастности, и органичности, изобрели там.


Бомжи и миллиардеры
Говорят, что количество бездомных в ней равняется примерно 300 млн. человек. Это столько же, сколько народу живет в США.
— У вас еще не знают, что такое нищета, — говорил мой друг индус, когда я лет десять назад рассказывал ему, как обеднел у нас народ. – Это когда человек рождается, живет всю жизнь где-нибудь под мостом или на свалке, почти ничего, кроме грязных тряпок, не имея.
Всякий, кто хотя бы однажды недолго побывал в Индии, видел такие примеры. И в то же время по росту количества и уровня среднего класса Индия является одним из мировых лидеров. В ближайшее время ожидается, что рост доходов населения в стране увеличится на 10% в год, и это  «чистыми», за вычетом инфляционной составляющей. А индийские миллиардеры, в том числе и знакомые нам, казахстанцам, уверенно теснят своих западных коллег в рейтингах самых богатых людей мира.  
Наверное, это одна из немногих стран, где на рынке практически не найти китайских товаров. Во всяком случае, на рынке того, что у нас традиционно называется ширпотребом. Купить там можно, как в известной поговорке про одну средиземноморскую страну, буквально все. Оказывается, делают там даже зимнюю одежду и обувь для жителей горных штатов. Вне всякого сомнения, Индия становится одним из мировых экономических лидеров по многим критериям. То, что это пока мало ощущается в Казахстане, объясняется  двумя факторами:  маленьким объемом нашего рынка и географическим расположением наших стран, которые вроде бы не очень далеки друг от друга, но очень взаимно неудобны с транспортно-логистической  точки зрения.
Сегодня индийская экономика — это не только известные у нас с советских времен текстиль и лекарства. В стране выпускается широчайший спектр промышленной продукции, включая и высокотехнологичную. Особенно достойны уважения индийские успехи в освоении космоса. И как к этому ни относись, но и создание ядерного оружия говорит  об очень высоком уровне научного и технологического развития. Нельзя не вспомнить и индийских программистов, уже второе десятилетие чрезвычайно популярных в мире.
Все это тем более значимо, что длительное время в экономике страны существовал мощный государственный  сектор и серьезные ограничения на импорт. Либеральные реформы в экономике, в том числе и отмена протекционистских барьеров, начались в Индии относительно недавно, в 1990-х годах. То есть тогда же, когда и в Казахстане… И ведь у Индии не было такого «экономического костыля», как масштабный экспорт природных ресурсов, зато оставалась достаточно непростая структура экономики со времен британской колонизации. Это тоже к теме контрастов. И вот уже ряд лет темпы прироста экономики страны составляют в среднем 7,5% в год, а через пять лет, как ожидается, будут выражаться в двузначных цифрах.
В социальной жизни индийского общества тоже сплошная «чересполосица». Здесь и такая уникальная архаика, как деление на касты, и в то же время вполне демократические институты. Говорят, что реально работающие. Того же индийского друга я однажды спросил:  почему у вас не пытаются, как в Китае, бороться с перенаселенностью? Он ответил:  понимание, что это нужно делать, есть, но ограничение рождаемости непопулярно у населения, и политические партии не рискуют выдвигать такую идею.
В повседневной, бытовой жизни иностранцев шокирует в Индии, как бы это сказать…  Дефицит порядка и организованности. Но это вполне объяснимо – при таком многолюдье и жарком климате обеспечить организованность тяжко. И есть в Индии и прямо противоположные, позитивные примеры. Например, делийское метро работает прекрасно и, во всяком случае, в пределах центра города, является одним из самых чистых в мире.


Как в отеле не украли деньги
То же и с сервисом в отелях. Можно встретить какие угодно примеры. Например, в 4-звездном мне однажды весь вечер пришлось ждать, когда принесут чистые полотенца. А знакомый, забыв на столике крупную сумму наличными, вернулся перепуганный вечером и обнаружил и номер убранным, и деньги на месте. Хотя экспериментировать с такими вещами, конечно, не стоит.
Вообще, коль скоро речь таки зашла о туризме, надо сказать, что немного на свете стран, способных потрафить своими возможностями в этом самым разнообразным потребностям и вкусам. От тихого пляжного отдыха до самого невероятного экстрима, притом в самых разных географических зонах. В идеале можно совместить то и другое. Как писал путешественник Арсеньев в книге «Дерсу Узала», «красота жизни заключается в резких контрастах».
С этими контрастами в Индии можно столкнуться буквально повсюду. Как приятно, например, в жару выпить банку местного пива, купленного там и тогда, где продавать его запрещено! Притом, что ни вы на хинди, ни продавец по-английски ни слова не знаете. Очень сильное впечатление производит и вывеска на некоем учреждении в Агре, из которой ясно, что это – лепрозорий. И Бог бы с ним, но расположен он буквально в трехстах метрах от Тадж-Махала.  Или, например, в Национальном историческом музее в Дели проходит выставка старинных ювелирных изделий и драгоценных камней из собрания одной аристократической семьи страны. Сказать, что это красиво, – не сказать ничего. Это фантастично…  До того, как я попал в этот зал, я не представлял, как органичны и красивы могут быть камни и металл. И тут же, выходя из музея, вы только что не лицом к лицу сталкиваетесь с толпой обезьян, творящих всякие непотребства. Сопровождающий вас гид призывает к осторожности – твари мало того, что хитрые и умные, так еще злобные. Недавно насмерть закусали вице-мэра Дели. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное? Чтобы как-то совладать с распоясавшимися макаками, в тот район города, где это случилось, завезли и выпустили обезьян другого вида, которых макаки боятся. Вновь пример «работы на контрасте».
Вообще животные в Индии – это отдельная тема. Даже не дикие обитатели джунглей, а те, что живут рядом с людьми. Можно было бы снять весьма увлекательный документальный фильм или фотоальбом на эту тему. Известно, что индуизм гуманно относится к живым созданиям. Проявлений большой любви к животным я не заменил, но зато особо их и не обижают. Не считая случаев, когда медведей и обезьян эксплуатируют, заставляя танцевать перед туристами. Самое сильное впечатление производят собаки, которые, изнуренные жарой, могут улечься посреди проезжей части улицы, и машины будут их объезжать. А одна из самых смешных сцен, которые я наблюдал в своей жизни, была такой: большущий пес пытался пастью ухватить огромного, сантиметров десять, тропического таракана. Но пасть была длинная и узкая, а дело происходило на каменных плитах двора старинного храма, и у пса ничего не получалось. Таракан же и удрать не мог, и в пасть к псу не попадал. Я минут десять наблюдал за этой патовой ситуацией из мира природы. Вот был сюжет для басни Крылова.
В провинции, да и на окраинах Дели встречаются очень живописные коровы и свиньи. Все очень худы не то из-за жары, не то от острой конкуренции за то, чтобы ухватиться за конец пищевой цепочки. Зато  смелы и уверены в себе, что происходит, конечно, от понимания, что сами не являются частью такой же цепочки для индусов. Еще Афанасий Никитин в своем знаменитом «Хождении за три моря» писал:  «Индусы же не едят никакого мяса…  хотя свиней у них очень много». 


Дары прошлого
Концентрация самого различного культурного наследия в Индии невероятна. «Вырастает» она из богатейшей истории. Очень хорошо это сформулировал Джавахарлал Неру в своих письмах к дочери из английской тюрьмы. «Прошлое принесло нам много даров; все, что мы сегодня имеем в области культуры, цивилизации, науки или знания некоторых сторон истины, – все это является даром прошлого, далекого или близкого. Наш ум полон бесчисленными картинами из галереи истории».
Эти картины иногда проявляются, казалось бы, несовместимыми наложениями даже на уровне символов. Где еще можно рядом увидеть изображение шестиконечной звезды и свастики, как не в индуистском храме? 
На примере этой страны подтверждаются многие истины. В частности, о том, что любое сложное событие или явление в истории многопланово, его, если стараться быть объективным, трудно «нарисовать» только черными или белыми красками. В эпоху правления династии Великих Моголов индуистское большинство населения было для власти «людьми второго сорта». Но в этот же период мощный толчок в развитии получила та, синкретическая, по сути, культура, которая сегодня олицетворяет Индию в мире. Можно ли представить ее без волшебного Тадж-Махала или блестящего Тронного зала Великих Моголов Шах-Джаханов и Ауранг-Зеба в форте Дели?
Англичане, покорив Индию, принесли с собой много плохого. Дело не только в подавлении восстания сипаев, самый яркий образ которого, на наш взгляд, создал художник Василий Верещагин на одноименной картине (помните – расстрел из пушек привязанных к их жерлам людей?). Некоторые историки отмечают, что и Ост-Индийская Компания, и Британская империя сознательно проводили политику, направленную на подрыв веками сложившейся традиционной экономической системы индийского общества. Вообще без более чем двухвековой эксплуатации ресурсов колоний, и в первую очередь Индии, экономические, политические и культурные успехи Великобритании 19-го начала 20-х веков могли бы и не состояться. Но – в определенной мере современная территория Индии сложилась как таковая именно в британскую эпоху. Ведь даже династия Великих Моголов в период своего могущества не контролировала всей современной территории страны.
 
Чему бы поучиться
В последние годы индийские власти очень активно работают над развитием туристической индустрии. Причем не только на уровне написания государственных программ, но и в плоскости конкретных дел. Например, несколько лет назад в Дели была проведена грандиозная по масштабам и великолепная по организованности международная выставка туристического потенциала страны в рамках проекта Incredible India. Нельзя, конечно, сказать, что в мире и без этого не знали, что в Индии есть что посмотреть. С Запада народ ездит в Индию, как известно, со времен всплеска культуры хиппи в 1950-х годах. Но конкуренция на мировом рынке туристических услуг постоянно растет, и правительство страны очень хорошо это понимает.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.