Автопробег-2007
Поддержать

Автопробег-2007

Олег Голиков, фото Анатолия Устиненко


Год 2007 ознаменовал собой некую фазу стабильности: рынок по-прежнему демонстрирует 50%-й рост, но развивается уже чуть более спокойно. Целый ряд событий 2007 года уже оказали огромное влияние на развитие казахстанского авторынка либо сделают это в самом ближайшем будущем. Грандиозного события, претендующего на звание сделки года, зафиксировано не было, равно как и разочарования года. Хотя в связи с трудностями в кредитной сфере во втором полугодии наметился довольно серьезный спад в продажах абсолютно у всех поставщиков автомобилей в республике. Особенно в два последних месяца года. И потери составили от 30 до 60 процентов по сравнению с объемами реализации в первом полугодии. В связи с этим дилеры вынуждены были скорректировать планы продаж как на 2007-й, так и на 2008 год, а также объемы запланированных инвестиций, в том числе и в рекламу.
Но в то же время 2007 год не поскупился на автомобильные новинки: каждый месяц на рынке появлялось не менее двух новых моделей. Самыми интересными новинками года нужно признать агрессивный Audi R8, новейший Volkswagen Tiguan, Toyota Land Cruiser 200, Ford Mondeo, Mitsubishi Pajero, Lancer и Outlander XL, Subaru Impreza, Mercedes С-класса и Nissan X-Trail и Qashqai. Но если Audi R8, потрясающий спорткар, который, скорее всего, вряд ли будет доступен большинству покупателей, являет собой своеобразную мечту каждого водителя об автомобиле вообще, то остальные как раз наоборот. Именно эти модели начали свое торжественное шествие по Казахстану в 2007 году и, несомненно, продолжат его в 2008-м. Так как спрос на них обусловлен новизной, популярностью, качеством исполнения и послепродажного обслуживания. Более того, он постоянен, и формировать вкус потребителя, переучивать либо перестраивать его на интерес к новинкам дилерам нет необходимости.


Представительства
Открытие представительств — это, пожалуй, один из наиболее веских факторов, характеризующих масштаб доверия к развитию автомобильного бизнеса в той или иной стране. То, что иностранные компании так долго присматривались к казахстанским реалиям, осторожничали в планах, делали расчеты и, в конце концов, отметили положительные тенденции, проявилось в открытии в 2007 году в Казахстане (вслед за открытием в 2006-м Toyota) представительств Nissan, GM, Риком-Каз (Рольф с маркой Mitsubishi) и Nokian Tyres. Кроме того, официально был выведен на рынок республики бренд Suzuki. Дилерами торгового дома «ITOCHU», представляющего в Казахстане бренд Suzuki, выступили две автомобильные компании – «Allur Auto» и «Бипэк Авто». Все это говорит о том, насколько высоко мировые производители автомобилей и шин оценивают динамично и стабильно развивающийся рынок страны.


Производство
Казахстан по-прежнему привлекает внимание выгодным расположением, лидирующими показателями среди центральноазиатских стран в области экономического развития, политической стабильностью и гигантскими возможностями в области продаж автомобилей.
На данный момент в республике созрела острая необходимость создания больших комплексов по продажам и обслуживанию новых автомобилей. И такие комплексы ежегодно вводятся в эксплуатацию. Но этого крайне мало! Особенно в самом крупном городе страны — в Алматы. Мультибрендовые компании пока не все располагают достаточным количеством дилерских центров. И далеко не все автопроизводители идут на уступки казахстанским дилерам в отношении формирования цен, поставок автомобилей и преференций. А это, в свою очередь, дает преимущество так называемым «серым дилерам», которые действуют без учета интересов производителя. Поэтому сегодня в Казахстане пока еще выгоднее быть поставщиком «серых» автомобилей. Это не требует колоссальных затрат на обучение персонала, на возведение современных автоцентров, соответствующих корпоративным нормам концернов.
В то же время, учитывая неиссякаемые возможности авторынка, практически для всех автопроизводителей Казахстан сегодня является приоритетным в Центральной Азии. И не случайно в 2007 году было заявлено о строительстве завода Nissan в Астане.
А автозавод АЗИЯ АВТО в Усть-Каменогорске тем временем уже наладил серийный выпуск автомобилей Chevrolet: Captiva, Lacetti и Epica и Skoda: Superb и Oсtavia Tоur.
Кроме того, в сентябре в Семипалатинске состоялось открытие автобусного завода Daewoo Bus Kazakhstan по производству автобусов DAEWOO на базе автосборочного предприятия «СемАЗ». Мощность завода рассчитана на выпуск 1200 автобусов в год.


Дороги
Начатое в 2005-2006 годах строительство и ремонт дорог в 2007 году продолжилось. И вряд ли кто-то этого не заметил. Ездить стало значительно приятнее. Что касается строительства развязок, то это верный, но несколько запоздалый отклик на растущее в геометрической прогрессии количество автомобилей на городских дорогах. Но пока действенное. Только за 2007 год в южной столице были построены 10 развязок, что существенно разгрузило некоторые наиболее проблемные участки автомобильных маршрутов. В 2008 году, как обещают городские власти и дорожники, работа в этом направлении продолжится. И, кроме того, будет начато строительство объездной дороги вокруг Алматы.


Начало борьбы за экологию
В 2007 году в министерстве транспорта и коммуникаций РК был рассмотрен комплекс мер по стимулированию процесса обновления и повышения качественного уровня эксплуатации автотранспорта.
Отмечена высокая степень изношенности автотехники. Например, удельный вес легковых автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 12 лет, составляет 67,2%. По грузовым и специальным автомобилям данный показатель достигает 83,9%, по автобусам – 56,6%.
Эксплуатация изношенных и имеющих низкий технический уровень автотранспортных средств ведет к снижению не только экономической эффективности автомобильного транспорта, но и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому также был разработан проект постановления правительства «Об утверждении Технического регламента, устанавливающего требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Республики Казахстан».
Данный законопроект предусматривает ограничение ввоза подержанных автотранспортных средств, которые не соответствуют стандарту Евро-2.


«Праворукие»…
В 2006 году появилось понимание, что количество автотранспорта в крупных городах нужно как-то ограничивать. И началась борьба с неудобными при нашем правостороннем движении  праворульными автомобилями. В итоге правительство приняло достаточно мудрое решение, которое явилось либеральным ответом на многие протестные выступления со стороны владельцев авто с правым рулем. В 2007 году было принято решение разрешить эксплуатировать уже зарегистрированные в органах ДП транспортные средства до их полного износа. Что, конечно же, справедливее, нежели полный запрет вполне пригодных к эксплуатации машин.


… и иже с ними
Участники рынка, которые активно ввозили в страну «праворукие» автомобили, довольно быстро переориентировались на ввоз подержанных машин из США и Европы. Таким образом, количество автомобилей секонд-хенд никоим образом не уменьшилось! Главной составляющей в поединке новых машин, поставляемых официальными дилерами, и автохлама, завозимого несметным количеством продавцов, до сих пор являются правила игры на рынке, установленные десятилетия назад. А они явно не в пользу официалов! Об этом свидетельствуют цифры: порядка 90 процентов реализуется и покупается старых автомобилей возрастом от 8 до 15 лет. Для сравнения — в России, где действуют вот уже в течение 5 лет ограничения на ввоз автомобилей старше 7 лет, ситуация в корне другая – 80 процентов реализуется новых автомобилей и только 20 процентов – изрядно подержанных.


Поправки в ПДД
В прошлом году были внесены поправки и изменения в Правила дорожного движения. Нововведения коснулись практически всех разделов ПДД. И направлены они на укрепление дорожной безопасности с учетом изменений в законодательстве и научно-технического прогресса.
Особое внимание было уделено нарушениям на перекрестках и светофорах. Теперь водителям запрещается движение при включении желтого сигнала. «Даже если водитель не может остановить транспортное средство, не прибегая к экстренному торможению»,  сказано в дополнениях к ПДД.
А вот чтобы повысить пропускную способность улиц и уменьшить количество пробок, впредь запрещается остановка автотранспорта ближе 15 метров от края перекрестка (раньше было пять метров).
Более того, теперь наложено табу на транспортное средство, на одну ось которого установлены разные шины (например, ошипованные и неошипованные, новые и восстановленные, зимние и летние). Конкретизированы нормы по тонировке стекол – нельзя наносить какие-либо пленочные покрытия, независимо от их светопропускаемости, на ветровое и боковые стекла. Кроме того, появился новый пункт, который гласит, что водители, равно как и пешеходы, не должны выбрасывать на проезжую часть мусор и другие предметы, создающие опасность для движения. К таким нарушителям будут применяться административные меры – штрафы.
Довольно существенным является и то, что все штрафы повысились. Это связано и с тем, что увеличился месячный расчетный показатель до 1030 тенге. Теперь за нарушения на перекрестках нарушителям выпишут штраф в один или два МРП. За неисправный автомобиль (разные шины) – 515 или 1030 тенге. За выброшенный мусор придется заплатить в казну половину МРП. Но если у водителя это будет первое нарушение, то инспектор может просто вынести предупреждение.


Новая редакция договора обязательного страхования
2007 год ознаменовался изменениями и в Законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», действовавшем с 1 июля 2003 года.
Во-первых, старая редакция не устраивала страховые компании, поскольку в нем не оговаривались многие проблемы, возникающие в реальной работе в секторе обязательного автострахования. Во-вторых, предыдущий закон изначально ставил владельцев транспортных средств в невыгодное положение практически в любом спорном деле со страховщиком. И здесь требовались коррективы, дабы прийти к сбалансированности отношений.
Основные моменты:
а) Увеличилась стоимость страховки.
Статья 19 «Размер страховой премии» теперь изложена в следующей редакции:
«1. Для расчета годовой страховой премии, подлежащей уплате при заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, используется базовая страховая премия, в которой, в зависимости от места регистрации транспортного средства, типа транспортного средства, возраста и стажа вождения страхователя (застрахованного), срока эксплуатации транспортного средства и наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, гражданско-правовая ответственность которых застрахована, в период действия предыдущего договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (системы «бонус-малус») применяются коэффициенты, установленные пунктами 3-10 настоящей статьи».
б) Базовая страховая премия устанавливается в размере 1,9 месячного расчетного показателя.
в) Коэффициенты по территории регистрации транспортного средства устанавливаются в зависимости от территории регистрации транспортного средства. Самые высокие коэффициенты, разумеется, в Алматы и в Астане — 2,96 и 2,2 соответственно!


Лицензирование автошкол
В 2007 году многие автошколы вынуждены были прекратить свое существование. В первую очередь, потому что на автошколы они не походили ни внешне, ни по существу. Обучение: как теоретическая часть, так и практическая в них происходили из рук вон плохо, а иногда и вовсе из стен полуподвальных помещений выпускались ни разу не сидевшие за рулем автомобиля «пилоты экстра-класса». В результате после многочисленных проверок, оценки матчасти и квалификации преподавателей остались только соответствующие своему названию и, главное, предназначению учреждения. И есть надежда, что, получив заветные водительские удостоверения, выпускники автошкол будут уметь ездить не только по прямой, но и соблюдать правила дорожного движения при перестановках и поворотах.


В итоге
Между тем, пока мультибрендовые автокомпании завершают раздел авторынка двух столиц, основной тенденцией в 2008 году, скорее всего, станет дальнейшее продвижение популярных марок и моделей в регионы. Это направление чрезвычайно перспективно, и вложенные в него средства будут оправданны.
Особого прорыва, как и следовало ожидать, в 2007 году не произошло, но укрепление и развитие позиций сектора автомобильного бизнеса в целом наблюдалось поступательное.
В качестве прогноза можно сказать следующее. В 2008 году Казахстан продолжит демонстрировать рост на рынке новых автомобилей. Как считают аналитики, произойдет рост объема продаж в среднем на 30-40%. Но такого прироста, как в 2005-2006 годах, ожидать не стоит, поскольку рынок начнет стабилизироваться. Вторичный рынок также продолжит свое мощное развитие. Игроками на официальном рынке станут новые бренды: Opel, Hammer, Honda. Все сильнее о себе будут заявлять китайские автопроизводители.
У большинства представительств имеются свои планы и маркетинговые стратегии по продвижению в Казахстане моделей и объемов реализации собственной продукции. Игроки наверняка уже окончательно определились с модельным рядом, комплектацией и количеством машин на предстоящий год. Следующий год, скорее всего, будет более или менее стабильным, но не самым выдающимся – игра по-крупному начнется в 2009 году. В компаниях начнутся перемены. Вслед за экстенсивным развитием начнется интенсивное. И тогда конкуренция брендов будет измеряться уже не объемами продаж, а экономической эффективностью бизнеса в целом.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.