Автомобиль не роскошь… а объект для выражения чувств
Поддержать

Автомобиль не роскошь… а объект для выражения чувств

Константин Ким


с этого номера Журнал «Exclusive» представляет новую рубрику «пристрастия» Как выяснилось, пристрастием многих деловых людей Казахстанаявляется спорт и вообще активное времяпрепровождение. Так как нынешний номер журнала посвящен автомобилям, мы поговорили с людьми, для которых автомобиль является чем-то большим, чем просто средство передвижения, и стал частью их стиля жизни.
Вообще чувства к автомобилю, которые испытывают многие мужчины, можно сравнить с любовью к женщине. Хотя, представительницы прекрасного пола утверждают, что отношения мужчин к своим «железным подругам» нередко даже более трепетные, нежели к ним самим.
Благо сейчас появилась возможность выбирать среди самых разных машин, и автолюбитель, а давайте его будем рассматривать не как непрофессионала в своем деле, а именно как любителя машин, может найти себе «подругу», соответствующую своим самым строгим, изысканным и даже эксцентричным требованиям. Тем более что машина в отличие от представительниц прекрасного пола имеет свойство переделываться и меняться под желания конкретного водителя.
Мы ни в коем разе не пытаемся посягать на почетное звание женщины-автолюбителя, вот только в этом случае данное понятие как раз сопоставимо с любителем, а точнее любительницей просто ездить. Сейчас дамы вполне комфортно чувствуют себя за рулем транспортных средств, а во многих случаях их поведение на дороге даже более грамотное, чем у мужчин. Но согласитесь, леди на автомобильном треке или на трофи-рейде где-нибудь в песках Азии или Африки – это скорее исключение из правил.
Если обратиться к пристрастиям нынешних автолюбителей, то они самые разнообразные, начиная просто от машин для путешествий и активного отдыха и заканчивая раритетными экземплярами. Тенденции в автомобильных предпочтениях казахстанцев можно сравнить с модой на одежду. Может быть, это уже стало избитым примером, но в 90-х добрая половина населения республики одевалась в однотипные спортивные китайские костюмы «Адидас», а престижная тогда каста начинающих бизнесменов носила малиновые пиджаки.
Аналогичная ситуация, но только значительно позже по времени, происходит и с модой на машины. К счастью, сейчас старые модели «Audi селедок» и «Mazda 626» постепенно вытесняются, а вот в роль малиновых пиджаков «Toyota Land Cruiser» на общенациональном уровне, похоже, вжилась основательно. Тем не менее люди, особенно те, которым позволяет достаток, а их сейчас немало, ломают стереотипы и покупают машины в соответствие с личными вкусами и потребностями.


Мурат Жунусов, председатель совета директоров компании «Ducat» владеет Porsche 911 turbo (997), Dodge RAM SRT10, Aston Martin DB 9


— Для того чтобы определить болеет ли человек автомобилизмом, не обязательно проводить анализ крови. Наличие в ней бензина легко обнаруживается. Как правило, автоман имеет одну или несколько машин и при этом мечтает владеть неограниченным количеством различных автомобилей. Большинство таких людей весьма начитаны, они знают историю автомобилей, автомобильных компаний. У любого из них вы найдете массу специализированной литературы и автопериодики. Многие из них любят и умеют правильно ездить и получать от этого удовольствие. Хочу сказать, что я сам люблю управлять автомобилем и довольно редко пользуюсь услугами водителя. Не так давно я получил травму ноги, и, несмотря на то, что временно был вынужден ограничить себя в движении, я не выдержал и, как почувствовал, что могу ездить, сел за руль. Не могу долго не ездить на машине, начинаю скучать. А когда сажусь за руль, каждый раз испытываю новые ощущения. При этом всегда разграничиваю: гонки – это одно, а езда по городу и трассам общего назначения – совершенно другое. В общегородском потоке машин я не позволяю себе превышать допустимую скорость и всегда пристегиваюсь ремнем безопасности.
Я себя не считаю профессиональным гонщиком, хотя до недавнего времени регулярно участвовал в популярных гонках на ускорение с места на дистанции 402 метра. Но уличные гонки у нас официально запретили, и я считаю это обоснованным решением. Ведь пока в Казахстане нет специализированных треков, а это сопряжено с очень большой опасностью. В настоящее время у нас все находится на любительском уровне, трассы абсолютно не приспособлены для высоких скоростей, но уже ведутся переговоры с зарубежными партнерами о строительстве профессионального автодрома. В мире сейчас очень популярны трековые дни, когда по специализированному трековому кольцу люди просто гоняют на своих машинах. Надеюсь, скоро такая возможность появится и у наших водителей, причем как у профессиональных, так и любителей.

— Вы себя не считаете автогонщиком, но что тогда для вас значит езда на автомобиле на высокой скорости?
— Я хотел бы повторить еще раз, что я не гонщик, не претендую на лавры Шумахера и не гоняю без надобности. Если уж очень хочется, то мы обычно с группой друзей делаем это за городом, но при этом хорошо понимаем, что мы не профессиональные спортсмены. Конечно, представить, что по отечественным дорогам могут нестись на бешеной скорости десятки автомобилей, непросто. В нашей стране, как известно, две беды — и обе они отнюдь не способствуют проведению гонок. Ужасные дороги, помноженные на выглядывающие из-за каждого дерева полосатые палочки, способны охладить пыл не одного энтузиаста. Но если ты что-то действительно любишь, остановить тебя будет сложно. И я солидарен с теми, кто искренне говорит, что гонки — это самое яркое, что было в их жизни.
Езда на автомобиле – это неописуемое чувство свободы, борьбы, способ самоутверждения. Когда я разогнался на Porsche, да простят меня сотрудники Дорожной полиции, до скорости более 300 км/ч, максимально отдавая себя машине, чувствуя постоянное напряжение, адреналин в крови, мне казалось, что я лечу. Эти ощущения сложно с чем-либо сравнивать. Жизнь, вкус к жизни начинает ощущаться гораздо острее. К слову, хотелось бы подчеркнуть, что увлечение вождением автомобилями привело меня к другой моей страсти — пилотированию вертолета. Хотя удовольствие можно и нужно получать не только от скоростной езды. В прошлом году мне посчастливилось по приглашению концерна «Фольксваген» и компании «Меркур» принять участие в автопробеге на автомобилях «Фольксваген Туарег» из Алматы до столицы Тибета — Лхасы. 11 дней, 4100 км по высокогорному бездорожью в условиях недостатка кислорода, полного отсутствия цивилизации. В этом тоже есть определенный смысл. После таких поездок люди меняются, начинают по-другому оценивать привычные вещи, ситуации. Помимо этого мне нравится еще езда на квадроциклах. В прошлом году я, как и ряд других наших соотечественников, подал заявку и уплатил взнос для участия в ралли «Дакар-2008». Ралли-рейды для меня относительно новый вид гонок, и я планировал специально поехать в Катар потренироваться в песках. Но, как уже известно, нынешнее ралли отменили, однако я от своей идеи не оказался и в будущем году думаю принять участие на квадроцикле, что само по себе несколько опаснее и тяжелее, чем на автомобиле.


— А что для Вас автомобиль? Какую функцию прежде всего он должен выполнять?
— Мои машины все разные. Porsche 911 turbo (997) – очень практичный полноприводный автомобиль, на нем можно ездить зимой, даже в наших горах. С точки зрения технологичности, надежности он мне очень подходит. Aston Martin – красивый, стильный, но вместе с тем капризный автомобиль и именно за это очень любим. Dodge RAM SRT10 – это брутальная машина, эдакий гоночный грузовик воплощающий мощность, мужественность. Езда на каждой машине дает свои, совершенно непохожие друг на друга ощущения. Но автомобиль для меня — это не просто средство передвижения. Мне важен его характер, история. Для меня машина — как породистый жеребец, он должен быть из хорошей конюшни. Например, такой как мой Porsche 911 turbo. Мне вообще не нравятся обычные серийные модели, я обязательно стараюсь их оригинально переоборудовать и усовершенствовать. Это для машины то же самое, что для женщины косметика. Вернее, я бы даже сказал, пластическая хирургия. Мой Porsche после глубокого моторного тюнинга компании Techart не узнать. Я «зарядил» его всем, что предлагает эта компания.
Хотя все-таки машина должна соответствовать определенному случаю, стилю. Ведь не приедешь на спортивной машине, на том же Porsche в строгом костюме на деловую встречу. С этой точки зрения Aston Martin – более универсален: вроде бы спортивный автомобиль, но после фильма о Джеймсе Бонде стереотипы сломались, и сейчас он вполне подходит под деловой стиль. Мне не очень нравятся лимузины, опять-таки потому, что я люблю сам управлять машиной. Еще я не понимаю тех людей, которые покупают машины только для коллекции, держат их в гараже, сдувают с них пыль. Также я не рассматриваю машину как предмет инвестиций.
Вообще с машиной надо обращаться, как с живым существом. Она все чувствует. И, как жена, не прощает измен. Если вы решили ее продавать, она сразу начинает обо все биться, царапаться, не хочет заводиться. Поэтому с машиной нужно быть чутким и ласковым. И всегда помнить, что любая легкая прогулка может закончиться тяжелым последствием, если не быть внимательным на дороге. Водительские права — это привилегия, это колоссальная ответственность, от которой зависит твоя жизнь и жизнь окружающих.


Александр Подпорин, директор ТОО «АРБ-Казахстан», председатель джип-клуба «Азия трофи», владеет Toyota Lund Cruiser 73, Toyota Land Cruiser120 Prado


— Условно автомобилистов можно разделить на тех, кто просто ездит на машине, путешественников, охотников и спортсменов, еще есть промышленные или индустриальные машины, на которых перевозят различные грузы. Поэтому, прежде чем выбирать машину, нужно определиться, для каких целей она тебе нужна. Мы занимаемся тюнингом джипов, и мое увлечение гонками по пересеченной местности непосредственно связано с работой.
Я регулярно принимаю участие в ралли-рейдах. В прошлом году команда ARB заняла первое место в трофи-рейде «TIAN-SHAN TROPHY 2007», проходившем в горах Джунгарского Алатау в классе ТР 3 – это профессиональная категория в автоспорте. Буквально недавно вернулись с трофи-рейда по Konord – трофи c Аксуека. В настоящее время у нас в Казахстане, к сожалению, нет определенной стандартной системы государственной организации соревнований на полноприводных автомобилях, все держится на энтузиазме самих любителей. В частности, Автомобильная федерация Казахстана объединяет таких, как мы, и совместными усилиями устраиваются, опять-таки для самих же себя, различные соревнования.

— Какой вообще должна быть машина для увлечения разного рода путешествиями и ралли-рейдами? И занятие гонками по пересеченной местности – затратное дело?
— В принципе, гонять по бездорожью можно на любой полноприводной машине. Но здесь вопрос стоит о надежности, мощности машины и других составляющих. Поэтому для участия в соревнованиях автомобили делятся на классы в зависимости от их подготовленности. То есть, в принципе, ты можешь выехать и на базовой модели, с минимальным количеством переделок и стать участником класса ТР 1.
Например, у меня был УАЗ — это так называемая «железная техника», купил я его за 900 долларов, а вложил порядка 9000. То есть, вы видите, что используется самая различная техника, главное – чтобы у человека было желание.
Конечно сейчас уровень подготовленности машин растет, соответственно возрастают и затраты на тюнинг. В настоящее время имеется множество видов самого различного оборудования для оснащения внедорожников как для всякого рода путешествий, так и для профессионального занятия спортом. Начиная от деталей подвески, блокировок, лебедок, заканчивая дополнительными комплектующими для двигателя и вспомогательного оборудования.
Есть еще один момент, несмотря на то что езда по пересеченной местности считается экстремальным увлечением, сейчас придумали множество вещей, для того чтобы сделать ее максимально комфортной. Появились разного рода полезные мелочи и такие вещи, как, скажем, палатки на крышах багажников, походные комплекты практически для любых целей, даже специальная одежда. То есть, как и все, автомобилисты хотят окружить себя удобствами. Конечно, это не имеет отношения к автоспорту, так как там главные требования – это безопасность, надежность и практичность.
Профессиональный тюнинг джипа, скажем, того же стандартного Land Cruiser – довольно затратное дело, и его стоимость может доходить до четверти цены самой машины. Плюс, если ты желаешь принимать участие в соревнованиях, нужно делать взносы, кроме того, как я уже говорил, организация гонок ложится также на плечи самих участников.
Но если сейчас большие внедорожники у нас очень популярны, зачастую владельцы используют их просто для статуса, следуя общей моде, а не как полноприводный автомобиль. Так, к нам приходят хозяева дорогих джипов и говорят: «Оттюнингуйте мне машину», мы спрашиваем: «Вам для чего: охоты, рыбалки, спорта?» и получаем незатейливый ответ: «Поставьте все, что у вас есть».
В то же время нельзя не отметить, что с каждым днем появляется все больше истинных любителей и просто путешествий, и спортивного направления, которые четко знают, чего хотят от своей машины.

— Что лично для вас есть занятие автоспортом?
— Сами по себе гонки по пересеченной местности – это непосредственный контакт с природой, что для меня уже большое удовольствие. А как для мужчины – это ощущение, когда ты с автомобилем постоянно находишься в состоянии борьбы со своими соперниками, с той же природой. Это дух соперничества, который, я уверен, должен присутствовать у каждого нормального мужчины. Конечно, можно лежать каждый вечер с бутылкой пива у телевизора, но в данном случае, по-моему, ты просто перестаешь жить.
Кроме того, нахождение в естественной, экстремальной ситуации показывает истинную сущность человека, все его достоинства и, конечно, отрицательные качества. В автоспорте ты работаешь в связке и полностью зависишь от своих напарников, так же, как и они зависят от тебя. Потом это общение, в общем, все то, чего зачастую не достает в обыденной, загруженной нескончаемыми делами жизни.


Виталий Иост, первый вице-президент Автомобильной федерации Казахстана (АФК), владеет Alfa Romeo 164, Toyota Lund Cruiser Prado


— Как человек занимающийся автоспортом, попытаюсь выразить не только лично свое отношение к увлечению автомобилями, но и раскрыть общие тенденции. Начнем с того, что у каждого человека и его увлечения, в том числе и у автомобильного, должна быть своя культура, традиции. К сожалению, в Казахстане пока этого нет, так же, как и нет в широком смысле профессионального автоспорта. Конечно, есть довольно успешные команды, люди, которые занимаются самыми разными видами гонок, но фактически в государстве нет таких людей, которые, как в западных странах, основной своей профессией – автогонщик, зарабатывали на хлеб свой насущный. В частности, на нынешнее ралли «Париж – Дакар», которое, к сожалению, в этом году не состоялось, три казахстанские экипажа подали заявки как самостоятельные участники, без чьей-либо поддержки. К сведению, только одна аренда мотоцикла с сопровождением у европейской компании, а она значительно дешевле автомобиля, стоит там порядка 130 тыс. евро.
Да и само понятие автоспорта у нас пока не всегда воспринимается правильно. Между тем обязательной составляющей автоспорта, как и любого другого вида спорта, является достижение максимальных результатов, в нашем случае скорости. И общепринятый лозунг: «Главное не победа, а участие», на мой взгляд, в спорте совершенно не применим, каждый из участников должен быть настроен на победу.
Что касается автомобильной культуры, по моему глубокому убеждению, она должна формироваться с детства. Может, это покажется на первый взгляд не связанным между собой, но то, что у нас на всю республику всего 3 спортивно-технические школы, говорит и о низком показателе автомобильной культуры. А ведь многие дети с удовольствием занимались бы тем же картингом, получали при этом не только навыки вождения, но и воспитание, правила поведения за рулем. Не обязательно ребенок в будущем станет профессиональным гонщиком, но увлечение автомобилем пойдет с ним по жизни. В любом случае воспитание технически грамотного подрастающего поколения — одна из важных задач государства! А развитие автоспорта и в целом любовь к автомобилю формируют общую автокультуру.

— Если я вас правильно понял, развитие автоспорта повлечет за собой и формирование общей автомобильной культуры, создаст условия для тех, кто просто увлекается ездой на машинах?
— Совершенно верно, да это и вообще отразится на культуре в обществе. Ведь что такое езда на автомобиле по городу – это постоянный контакт с такими же участниками движения, это взаимоотношения людей. И культурный человек вряд ли позволит себе, скажем, нагло кого-нибудь подрезать, при этом еще и обругаться в открытое окно.
Еще немаловажный факт, с появлением в Казахстане профессиональных треков, а само по себе это удовольствие очень дорогое – километр полотна стоит порядка 1 миллион долларов, все водители смогут там выплескивать свои эмоции и амбиции, а не на улицах города, как это происходит сейчас. То есть мы видим, что появилось очень много скоростных, мощных автомобилей, но пока не созданы условия для того, чтобы водители могли полностью, а самое главное — безопасно и грамотно использовать их потенциал. Государство пока не успевает за развитием и интересами тех, кто в качестве увлечения выбрал для себя автомобиль. Ведь, казалось бы, есть автомобили, есть люди, которые хотят ими увлекаться, и, что немаловажно, готовы потратить на это средства, но государственной системы регулирования всех этих процессов – нет.
В частности, мы обратились в министерство туризма и спорта, для того, чтобы оно ходатайствовало перед Алматинским акиматом о выделении земли под строительство автотрека, но нам ответили, что это не в их компетенции.
Тем не менее самые различные движения автолюбителей развиваются. Сейчас, в частности, стал очень популярным экспедиционный автотуризм, и я сам являюсь любителем путешествий. В прошлом году на 12 автомобилях и 8 квадрациклах мы пробились к высочайшим ледникам Джунгарского Алатау. Там были достаточно жесткие требования к участникам экспедиции, допускались только машины профессионального трофического класса ТР 2 и ТР 3 с каркасами безопасности. Это было обусловлено большой сложностью, а в некоторых случаях и опасностью маршрута. На самом деле, получаешь очень большое удовольствие от драйва и удовольствие от подобных путешествий, заряжаешься на определенное время, потом возвращаешься к обыденной жизни с новыми силами.

— Несмотря на кучу проблем, казахстанским автолюбителям и спортсменам все-таки есть на что надеяться?
— Конечно, эти процессы неизбежные, и они уже идут. Можно сказать, что автомобильная индустрия в самом широком смысле является отражением нашего общественного состояния. Люди отходят от стереотипов, формируется собственная культура, появляются вкусы, статус автолюбителя обретает свою значимость.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.