Малайзия: олово, пряности и «умная нефть»
Поддержать

Малайзия: олово, пряности и «умная нефть»

Ярослав Разумов


Вступление. Динозавры у берега
Когда самолет заходит на посадку над морем в аэропортах прибрежных городов страны, в иллюминатор открывается дивный вид:  небольшие острова, которыми окружена береговая линия. Таких островков целые «россыпи», их маленькая площадь компенсируется большой высотой и обрывистыми берегами. Это типично для юго-восточных морей, но для человека из Евразии и в первый, и в последующие визиты в те края выглядит очень впечатляюще. Необычная форма островков вместе с густой растительностью делает их похожими на хребты гигантских динозавров, целым «стадом» пасущихся у берега. Добавить сюда краски моря и побережья, насыщенные и яркие, как в графике компьютерной игры, – незабываемо!

Осьминог на гриле
Малайзия в наших краях в первую очередь известна благодаря туризму. Справедливо – это действительно интереснейшая страна Юго-Восточной Азии или, во всяком случае, одна из таковых. И хотя она относительно недавно вошла в число туристических лидеров региона, сегодня пляжи Лангкави или Пенанга, или Коралловый парк Пулау Пайар известны очень широко и заслуженно. Бывают и туристические «накладки»:  знакомые, отправившись однажды на один популярный малайский остров, чуть ли не весь отпуск просидели на пляже, не входя в воду, кишевшую кусачими медузами, у которых как раз случилось что-то вроде брачного сезона. Но это уже вопрос правильного выбора туристической фирмы, здравого восприятия рекламы и банального везения.
Туристическая индустрия в стране развита замечательно; найти можно отдых на любой вкус. От экскурсий по историческим памятникам времен европейской колонизации до достаточно пикантных вещей. Не знаю, каково качество транспортной инфраструктуры в тех частях страны, по которым не возят туристов, но между крупными туристическими центрами автомобильные дороги буквально идеальны. Правда, не везде и не всегда можно купить алкоголь, что типично для страны с доминированием исламского населения, но и это, в общем, решаемо, просто надо бдить. Например, запастись им в рассчитанных на туристов торговых центрах. Но можно и вовсе отказаться от него на время пребывания в Малайзии:  и занять себя без этого есть чем, и климат для серьезных возлияний тяжеловат.
Наши туристы в основном посещают крупные острова Лангкави и Пенанг с развитой туристической инфраструктурой. Но если искать тишины и покоя при наличии всех прелестей южной страны в виде замечательно пляжа, экзотических растений, экспрессивных обезьян, то все это можно найти на небольших островках. Там нет шумных дискотек и штатных массовиков-затейников, зато есть возможность посмотреть на натуральный, не «а ля турист», быт местного населения, поучаствовать в рыбалке сетью,  потом в разборе из сетей всяких дивных рыб или побродить по джунглям. Хотя это дело небезопасное, ухо все время надо держать востро:  то вдруг заметишь уже плотно присосавшуюся к открытой части ноги пиявку, то встретишь недобрый обезьяний взгляд с дерева. Ну и много еще чего. Зато как приятно, пройдя долгой дорогой в джунглях, сесть в ресторанчике в небольшой деревне и поужинать очень вкусным местным рисом и зажаренным на гриле в пальмовом листе осьминогом!     


Малайзия — «Большая Азия»
Столицу Малайзии Куала-Лумпур с точки зрения туристического бизнеса можно считать очень удачным образцом маркетинга. То есть того, чему идеологам туристического кластера в Казахстане еще учиться и учиться (и пока есть сомнения, что это удастся). Город старинным не назвать, самые старые из сохранившихся зданий – времен пребывания англичан, то есть уже XIX века (правда, есть и древние индуистские храмы). Наиболее красивое – это в колониальном стиле здание железнодорожного вокзала, которым в Куала-Лумпуре очень гордятся. Но для ублажения туристического любопытства маловато. И в городе нашли выход. Создали в нем парк цветов, парк оленей, очень интересный океанариум, грамотно используя климат и вообще возможности природы. 
Думаю, знаменитые башни-близнецы Petronas Towers, высотой 452 метра, занимающие второе место среди высотных зданий мира, изначально планировались к строительству с учетом такой их функции, как туристическая завлекалочка, хотя напрямую такого предназначения у них нет. В одном расположена штаб-квартира нефтяной компании Petronas, в другом — офисы различных компаний. Но смотрится здорово, невозможно не захотеть подняться на смотровую площадку, в виде моста перекинутую между башнями-близнецами. А потом отобедать в одном из невероятно многочисленных ресторанчиков, расположенных в этих же зданиях и представляющих, кажется, все кухни мира. Во всяком случае, Азии. Здесь у Малайзии вообще фирменная «фишка»:  соседство столь многих азиатских народов и культур вряд ли где-то еще есть. В этом русскоязычное звучание названия страны как бы противоречит в содержательном плане себе, можно было бы писать и говорить «Большая Азия».      
В этно политическом плане Малайзия, наверное, — одна из удивительных стран в мире. Ее основа — три главных этноса; собственно малайцы, китайцы и индийцы. Причем последние две общины представлены самыми разными субэтническими, региональными и диалектными группами со своих исторических родин. Возможно, это обстоятельство в какой-то мере способствует политической стабильности в стране. Но наверняка в большой мере оно держится на том, как распределены основные рычаги влияния между двумя основными этносами, малайцами и китайцами.
Ко времени получения независимости малайцы были, пожалуй, самой бедной из этнических общин страны, хотя вся политическая элита состояла из них же. Последняя понимала, что ситуацию надо менять, и занялась этим. В последние десятилетия в стране растет и численность малайцев, и их значение в экономике страны. Если в 1979 году из 13,3 млн. человек в Малайзии 47% были малайцы и 34% — китайцы, то в первой половине 2000-х население страны было 24 млн., из них малайцы составляли 58%, китайцы – 24%. Но, говорят, что основную часть экономики по-прежнему контролируют китайцы. А в крупных городах, судя по личным наблюдениям, они преобладают. Количество индийцев традиционно составляет порядка 10%, столько же и всех остальных граждан страны, представляющих очень разные этносы и в некоторых регионах Малайзии доминирующие. При этом этнических или религиозно-политических конфликтов, во всяком случае, масштабных или очень напряженных, в Малайзии нет. В отличие от многих стран того региона.


История с географией, экономика с литературой
Известно, что историческое развитие стран и народов прежде всего определяют климат, природные ресурсы и геополитическое окружение. С климатом у Малайзии все ясно. Геополитический фактор веками определялся постоянными миграционными волнами и соперничеством за контроль над регионом между колониальными странами. А соперничество это возникало за стремлением получить, а лучше монополизировать, доступ к островам, где произрастали пряности. Территории, входящие ныне в состав Малайзии, и сами их выращивали, и были географическим «ключом» к главному производителю – Молуккским островам. С началом эпохи великих географических открытий борьба за эти края последовательно шла между Испанией, Португалией, Голландией, оказавшейся наиболее успешной в этом в лице Нидерландской Ост-Индийской компании (ОИК), опережавшей одно время по мощности даже свою тезку, Британскую ОИК. Хотя в отличие от Америки или Африки до полной политической колонизации здесь не дошло – на территории современной Малайзии всегда сохранялись в большей или меньшей мере независимые государства (так называемые негри), например, султанат Джохор, но объединиться против европейских колонизаторов они не могли, воюя зачастую в союзе с ними против других колонизаторов. Постепенно голландцы расширили свое влияние, взяв под контроль уже не только торговлю пряностями, но и оловом, и ценными породами дерева, которыми природа весьма щедро одарила эти края.   
Богатство этой земли и географическое положение неизбежно способствовали развитию международной торговли. Отсюда берет истоки и современная многонациональность Малайзии. Вообще древние и средневековые малайские государства были во многом торговыми:  располагались они в основном вдоль побережья островов и полуостровов, вглубь горных участков территорий до   XVIII века особо не стремились, занимаясь в значительной мере транзитной торговлей. Важность ее для тогдашних малайских государств иллюстрируется таким фактом:  купцы считались  государственными служащими древнего государства Шривиджайя, получая деньги от монарха («История Востока», 2-й том, М., изд-во «Восточная литература», 2002). Кажется, это беспримерный случай в мировой истории коммерции.  
Размеры журнальной статьи ну никак не дают возможности подробно остановиться  на многих интересных моментах истории и культуры Малайзии. Но отметим все же, что историки отмечают глубокое развитие малайской прозы на арабской графике в XVI-XVIII веках. Там были религиозные сочинения, в частности, по суфизму, и особенно историческая проза.  
Колониальное доминирование голландцев сменили англичане. Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что в плане административного формирования будущей Малайзии они сделали немало. К тому времени регион стал еще более привлекательным для колониальной экспансии; хотя пряности утратили былое значение, зато важность натурального каучука стала всем известной, а по его запасам, как и олову, у Малайзии было и есть первое место. Потом нашлась и нефть. Во Вторую мировую войну Малайзию несколько лет оккупировали японские войска, нанеся в Сингапуре, который тогда входил в нее, самое тяжелое военное поражение Британии за сто лет, окружив и пленив 100-ю армию. После поражения Японии вновь были англичане, вооруженная борьба с коммунистическими повстанцами, провозглашение независимости. Спокойной историю Малайзии не назвать. Но сегодня это вполне респектабельная страна, без, как уже писалось, острых внутренних конфликтов, без серьезных трений с соседями, хотя и с неплохой армией и флотом (предусмотрительно, если вспомнить все более множащиеся прогнозы политологов,  что в XXI веке ареной самого конфликтного противостояния может стать Азия). Малайзия очень успешно развивается во всех сферах экономики, делая даже собственный автомобиль. Экзаменом для нее стал международный финансовый кризис 1998 года, который она прошла довольно достойно. Многие эксперты связывают все политические и экономические успехи страны последних лет с именем премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада, ушедшего в начале 2003 года в отставку, но успевшего перед этим сделать резкие антиамериканские заявления по поводу ввода американских войск в Ирак.  
   
Заключение (самое неожиданное)
Несколько лет назад делегация казахстанского парламента побывала в гостях у своих малайзийских коллег. Один из них, Валентин Макалкин, по возвращении сделал на «круглом столе» заявление, поразившее всех:  добывает Малайзия нефти заметно меньше, чем Казахстан, а доходов в бюджет от нее получает куда как больше…  Есть чему поучиться не только идеологам туристического кластера.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.