Украинская народная песня. Музыка и слова – казахские
Поддержать

Украинская народная песня. Музыка и слова – казахские

 Елена Дудка


Алматы-Киев-Алматы
Присутствие казахстанского БТА в Украине видно невооруженным взглядом. Вся главная улица Киева – Крещатик – расцвечена красными и зелеными квадратами – новым логотипом банка, размещенным на больших, средних и малых рекламных конструкциях в центре украинской столицы. Только позиционируется он здесь не как казахстанский банк, а как «Банк года в СНГ». Этот титул БТА присваивают уже второй год подряд.


За последние полгода БТА в Украине удалось вырасти более чем в 4 раза. И если на начало 2007 года банк занимал лишь 106-ю позицию в украинской банковской иерархии, то на сегодня он переместился на 50-е место по размеру активов. Об этом сообщил председатель правления БТА в Украине Жомарт Ертаев группе казахстанских журналистов, приехавших в начале февраля в Киев по его любезному приглашению.
III и IV кварталы 2007 года были особенно удачными для украинского БТА. Основные направления его дальнейшего развития – розничный банкинг и финансирование проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, у этого банка есть абсолютное конкурентное преимущество в обслуживании транзакций между украинскими и казахстанскими компаниями. На сегодняшний день он имеет 27 отделений в 11 городах Украины и в 2008-м планирует открыть еще порядка 40 новых точек продаж банковских продуктов. Хотя сеть БТА в перспективе будет покрывать всю территорию страны, есть три города, на которые делается особый акцент, —  Киев, Днепропетровск и Донецк — это главные финансовые и промышленные центры Украины.
БТА пока не собирается демпинговать по ставкам на украинском рынке. В Украине, объяснил г-н Ертаев, уровень проникновения банковских кредитов в экономику пока не очень высокий. Здесь еще сохраняется рынок продавца, а не покупателя. Поэтому наращивать кредитный портфель можно и при ныне существующих ставках, размер которых, кстати, сравним с казахстанскими. А что касается депозитов, то тут тоже планируется завоевывать рынок не за счет высоких ставок вознаграждения, а благодаря сильному бренду БТА, дважды «банка года в СНГ». Ну и, разумеется, украинскому рынку будут предлагаться невиданные им еще продукты и высокое качество сервиса.
Услуги, которые БТА предлагает в бывшей советской братской республике, часто представляют собой инновацию не только для украинского, но и для качественно более развитого казахстанского рынка. Например, недавно БТА запустил проект «Мобильный офис». На улицах Киева появились брендированные, с полностью оборудованными рабочими местами для менеджеров, микроавтобусы. В этих передвижных отделениях всем желающим даются консультации по всем банковским продуктам, и здесь же выдаются экспресс-кредиты на карточку ВИЗА. Период «обкатки» идеи прошел успешно, и сейчас предполагается, что только в столице Украины к концу текущего года будут работать порядка 15 таких мобильных офисов БТА.
Большая часть украинских банков имеет в своем капитале ту или иную долю иностранного участия. Поэтому, работая на украинском рынке, казахстанцам приходится конкурировать не только с местными финансовыми институтами, но и преимущественно с западными своими коллегами. Имеющими, как известно, более дешевые, чем у наших банков, источники фондирования и большой опыт внедрения передовых банковских продуктов в мире. Секрет успешного продвижения в Украине в этих условиях г-н Ертаев видит, прежде всего, в близости украинского и казахстанского менталитетов, обусловленной общим советским прошлым.
Например, европейским банкирам трудно разговаривать с украинскими предпринимателями, на предприятиях которых международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) пока еще редкость. А вот для казахстанцев старый советский план счетов трудности для чтения не представляет. И это есть важное конкурентное преимущество БТА в работе на украинском рынке. При этом, утверждают в БТА Украина, благодаря казахстанскому банку-партнеру они могут удовлетворять потребность заемщиков даже в очень крупных кредитах, не уступая многим западным финансовым институтам.
Команда в БТА Украина сборная. Костяк приехал, естественно, из Казахстана, но есть также и московские, рижские, киевские специалисты. «Нам нравится, что здесь есть возможность повторения личного успеха или успеха команды, — говорит г-н Ертаев, — Украина – это новый рынок, где можно самореализоваться». При этом казахстанцы помимо своей основной задачи по продвижению БТА на местном рынке добровольно взяли на себя функцию «народного посольства» и гордятся тем, что не на словах, а на деле осуществляют интеграцию двух стран. По свидетельству председателя правления банка, за 15 лет, прошедших с момента обретения Казахстаном и Украиной независимости, многие культурные и экономические связи между ними потеряны. Однако у украинцев, например, живой интерес вызывает все, что касается экономики Казахстана, реформ, которые были проведены в РК раньше, чем в Украине, создания холдингов «Казына» и «Самрук». Многие спрашивают о возможностях для открытия в Казахстане филиалов, дочерних компаний, о законодательной базе и т. д. И, как заявил глава украинского БТА, «нам доставляет удовольствие заниматься здесь популяризацией Казахстана».
Кстати, одна из форм этой популяризации – активное участие в украинских деловых интернет-форумах. Их местные пользователи нередко просят казахстанцев поделиться информацией о том, что происходит в экономике РК, в том числе в финансовой системе. А в прошлом году посетители  украинского банковского форума назвали Жомарта Ертаева «Банкиром года в Украине», что стало признанием его не только профессиональной, но и общественной деятельности.
На ближайшие 2-3 года БТА Украина ставит перед собой задачу агрессивного роста. Сейчас банк растет быстрее рынка и рассчитывает сохранить этот темп в названной перспективе. При этом он стремится быть независимым от ресурсов банка-партнера в Казахстане, максимально используя возможности рынка депозитов юридических и физических лиц в Украине. Рейтинги казахстанских банков, несмотря на снижение в последнее время, остаются выше, чем рейтинги украинских финансовых институтов. И руководство БТА рассчитывает на то, что это обстоятельство будет играть в его пользу в борьбе за украинского потребителя.
Активно развивая собственно банкинг, БТА планирует  параллельно осваивать и другие сектора финансового рынка Украины. Есть идеи насчет пенсионного фонда и лизинговой структуры, но пока на уровне обсуждения. Зато страховая компания у группы БТА в Украине уже есть. Причем это одна из крупнейших и старейших структур на этом рынке – Национальная акционерная страховая компания (НАСК) «Оранта».
«Оранта» — наследница «Укргосстраха», история которого берет начало в 1921 году. Ее отделения есть почти в каждом населенном пункте страны, и многие украинцы уже в третьем-четвертом поколении обслуживаются в этой компании. Региональная сеть компании на сегодняшний день включает в себя около 700 структурных подразделений, в которых работают в общей сложности более 10 тысяч сотрудников, включая страховых агентов (7 тысяч). Каждый третий страховой агент в Украине – это работник НАСК, причем в их числе есть и такие, которые служат здесь уже по 50 лет.
По словам члена наблюдательного совета  «Оранты» Ануара Айжулова, в 2007 году рынок классического страхования в Украине оценивался примерно в 1 млрд. долларов. Из них порядка 12% приходится на НАСК. При этом в основных видах страхования (автотранспорта и гражданской ответственности) она занимает не менее 19%.
Всего в Украине зарегистрировано около 400 страховых организаций. Но благодаря развитой филиальной сети и лидерским позициям на рынке «Оранта» сохранила за собой статус национальной компании, хотя она давно уже не является государственной.  В декабре 2005 года 45,3% акций НАСК приобрела группа казахстанских инвесторов, а в октябре 2007 года «Банк ТуранАлем» купил у государства еще 25% акций компании. «Но мы не позиционируем «Оранту» как казахстанскую компанию, — говорит г-н Айжулов. — Это украинская компания, украинский бренд. У нас даже слоган такой: «Оранта» оберегает Украину». Мы говорим не «казахстанский», а «международный» капитал. Например, 11% капитала «Оранты» принадлежит американским фондам».
Два года назад, к моменту захода в компанию нового стратегического инвестора, ее оценочная стоимость составляла менее 100 млн. долларов. Сейчас – более 500 млн. долларов. Страховые премии возросли с 65 млн. до 130 с лишним млн. долларов. Только за последний год объем собираемых премий увеличился на 72% (при росте рынка на 25%). В 2008-м компания будет стремиться сохранить эту динамику и довести годовой объем премий до 200 млн. долларов.
Более половины портфеля – это розница. На корпоративный сектор приходится лишь около 30% бизнеса компании.  «Розница более перспективна в смысле стабильного источника дохода», — считает Ануар Айжулов. Кстати, под общим брендом «Оранта» помимо НАСК осуществляют свою деятельность еще четыре компании – «Оранта Жизнь», «Оранта Здоровье», «Гарант Ассистанс» и «Концерн «Оранта». Они занимаются соответственно: страхованием жизни и здоровья, оказанием сервисных страховых услуг (по организации выплат) и обеспечением работы всего холдинга.  На подходе создание еще одного структурного подразделения – собственного колл-центра. При этом все сервисные службы холдинга не только оказывают услуги членам своей группы, но и успешно работают на открытом рынке.
Руководящий состав «Оранты» с приходом новых акционеров почти не претерпел изменений. «Нам повезло с менеджерами, — рассказывает Ануар Айжулов. — Когда мы пришли, здесь уже работала профессиональная команда. Нас вполне устраивало качество управления, уровень профессионализма топ-менеджеров. Поэтому мы не делали существенных кадровых перестановок, не навязывали руководству компании свои кандидатуры. Активно работаем в наблюдательном совете, но не в правлении. Кадровый потенциал Украины очень высок».
Но при всех преимуществах, которые дает «Оранте» ее происхождение, и даже при наличии профессиональной команды, положение наследницы «Укргосстраха» представляло для новых акционеров и определенные сложности. Структура компании была еще по-советски громоздкой, не было достаточного IT-обеспечения бизнес-процессов. После того, как «Оранта» вошла в группу БТА, в ней были произведены структурные изменения штата, началась реализация программы повышения квалификации персонала. В настоящее время для компании приобретается новая специализированная IT-система, кстати, такая же, как в других страховых организациях группы БТА,  например «БТА Страхование» и «БТА Забота».
Еще одна проблема, с которой столкнулись члены группы БТА на украинском страховом рынке, – несовершенство законодательства в финансовой сфере. Имея опыт подобной работы в Казахстане, они начали активно сотрудничать с украинскими регуляторами и ведущими страховыми компаниями для того, чтобы совместно выносить на рассмотрение парламента необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство. И сегодня, по словам г-на Айжулова, многие на рынке признают лидерство НАСК в вопросах законотворчества.
Нововведения коснулись и сферы корпоративного управления. Например, на недавнем собрании акционеров в состав Наблюдательного совета компании были внесены изменения – введена должность независимого директора. В Украине это пока не является обязательным требованием законодательства, и по большому счету самого института независимых директоров еще не существует. Но в «Оранте» стараются во всем придерживаться современных международных стандартов корпоративного управления.
Внедрение КУ в компании имеет конкретную практическую цель. В 2010 – 2011 гг. «Оранта» планирует выйти на IPO.  Для этого деятельность компании должна быть прозрачной и понятной для зарубежных инвесторов. Дата, сумма, место и даже сам факт будущего первичного размещения акций компании на международном фондовом рынке будут зависеть от многих факторов, прежде всего от ситуации на зарубежных торговых площадках. Но, как сказал г-н Айжулов, «важен сам путь к IPO», во время которого компания выстраивает свою деятельность так, чтобы соответствовать жестким требованиям, которые предъявляются к эмитентам мировыми инвесторами.
Пока потребность в капитале удовлетворяется действующими акционерами «Оранты» в полной мере. Так, за счет последней эмиссии акций, капитал компании был увеличен ими на 7 млн. долларов, к середине года планируется увеличить его еще на 20 млн. долларов. Но не исключено, что часть будущих эмиссий будет размещаться и на открытом рынке, причем не столько для того, чтобы привлечь капитал, сколько для того, чтобы повысить ликвидность акций «Оранты» для уже существующих инвесторов. По предварительным оценкам, к  предполагаемому моменту IPO, то есть через 2-3 года, стоимость компании возрастет до 1 млрд. долларов. Большой интерес, который сейчас проявляют иностранные инвесторы к украинскому страховому рынку, уже сейчас позволяет прогнозировать высокий спрос на ее акции.
В Казахстане спор о том, что есть экспансия казахстанских компаний на рынки других стран – благо или зло – продолжается. В БТА же на этот счет остаются при своем мнении – конкуренция между казахстанскими финансовыми институтами уже давно вышла за пределы республики и борьба за новые рубежи является естественным этапом в их развитии.


За прошлый год ВВП Украины вырос на 7,3%  — до 140 млрд. долларов. Этот рост ВВП был в свою очередь обеспечен ростом промышленного производства – на 7,5%.  В расчете на душу населения (которое насчитывает более 47 млн. человек) ВВП составил порядка 3 тыс. долларов в год.
Благодаря относительно высокой плотности населения рынок Украины очень привлекателен для развития разного рода розничного бизнеса. Одним из косвенных показателей проникновения розничных услуг в народные массы является количество пользователей сотовой связи в стране. В Украине на конец прошлого года было зарегистрировано более 52 млн. сим-карт, что свидетельствует о достаточной покупательской способности населения и хороших перспективах развития других направлений ритэйла, в том числе и банковского.
Еще одна интересная для банков тема – обслуживание транзакций украинских трудовых мигрантов. Только в Западной Украине в прошлом году объем денежных переводов физических лиц составил около 2 млрд. долларов, главным образом за счет тех денег, которые присылают работающие за границей украинцы членам своих семей, оставшимся на родине. 
Киевская недвижимость – одна из самых дорогих в мире. Так, стоимость коммерческих площадей в центре украинской столицы достигает 25 тыс. долларов за 1 кв. м. А за аренду площади под большую рекламную растяжку на одном из центральных зданий города просят 1,5 млн. долларов в год. Для сравнения – стоимость годовой аренды аналогичной площади в центре Нью-Йорка составляет 3 млн. долларов. И это самая высокая в мире цена за место для уличной рекламы. Несмотря на некоторое снижение цен на недвижимость в Украине в прошлом году, операции с ней по-прежнему остаются одним из привлекательных видов бизнеса, охотно кредитуемого банками.
Мировой финансовый кризис 2007 года не слишком сильно затронул украинский финансовый рынок. Банки Украины не были глубоко интегрированы в международную банковскую систему и имели незначительный объем внешних займов. Одним из основных источников фондирования для них являются депозиты населения, общий объем которых на конец прошлого года составил около 33 млрд. долларов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.