Сахарная свекла -
Поддержать

Сахарная свекла —

Константин Ким
«Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет». Конфуций


Трудно найти рынок там, где нет экономики
Похоже, при создании свекольного кластера в Алматинской области, которое поставлено правительством в число приоритетных задач сельского хозяйства, главные проблемы Минсельхозу еще предстоит решить. Так как крестьяне не желают выращивать «нужную» для государства сахарную свеклу себе в ущерб. Результаты прошлого года показали крайне низкую рентабельность возделывания сладкого корнеплода.
Цены на приемных пунктах сахарной свеклы прошлой осенью были мизерными – 5 тыс. тенге за тонну, погода не баловала, да и от проблем, присущих всему аграрному сектору: истощенные земли, нехватка средств, старая техника, несоблюдение агротехнических требований, никуда не деться. Стоит отметить, что, несмотря на повышение стоимости сахара на внутреннем рынке, сахзаводы в прошлом году снизили закупочные цены на сахарную свеклу — в 2006 году они принимали продукцию по 7 тыс. тенге за тонну.  А повсеместное удорожание энергоресурсов, минеральных удобрений и рабочей силы практически свели на нет рентабельность выращивания сахарной свеклы.
Тем не менее посевная кампания в Алматинском регионе вовсю идет и площади под сахарную свеклу не уменьшены, а фермеры по привычке уповают не на блага со стороны Минсельхоза, а на благоприятную погоду и удачный расклад с ценами на выращенную продукцию в будущем. 
Сейчас сахарную свеклу в республике возделывают только в Алматинской области, для которой она является основной технической культурой, Жамбылский регион ее больше не сеет. Надо сказать, что и крестьяне Алматинской области, учитывая прошлогодний результат, с большим пессимизмом смотрят на перспективу выращивания сладкого корня, а некоторые и вовсе от него отказались.
Между тем правительство Казахстана поставило развитие сахарной отрасли в число приоритетных задач, ведь сейчас в республике только около девяти процентов сахара вырабатывается из местной сахарной свеклы, остальное производится из тростникового концентрата и импортируется в виде готового продукта. В общем же, казахстанцы потребляют в год около 500 тыс. тонн белого сахара.
В прошлом году сахарной свеклой в Алматинской области  было засеяно 14,4 тыс. га, валовой сбор составил 385,3 тыс. тонн. В нынешнем сезоне посевные площади менять не собираются, но хотят увеличить валовой сбор до 388,7 тыс. за счет повышения урожайности.
В преддверии посевной кампании ситуация со сладким корнеплодом напоминала далекие хрущевские времена с царицей полей – кукурузой. На местах многие крестьянские и фермерские хозяйства отказывались от посева сахарной свеклы, однако задача по созданию в Алматинской области свекольного кластера уже поставлена и местные исполнительные власти как могли «уговаривали» крестьян не отказываться от приоритетной технической культуры.
Вот что поведал нам один из руководителей крестьянского хозяйства, имеющего земли недалеко от Талдыкоргана. Этой весной сельские акиматы не разрешают уменьшать посевные площади под сахарную свеклу, и многие труженики вопреки своим планам и рыночному расчету вынуждены возделывать «нужную» для государства культуру. Но при этом вновь возникает привычная для нас ситуация: хотели как лучше, а получилось…
Государство требует показателей, а аграрии, в свою очередь, должны их давать, и здесь нет необходимости уточнять, каковы инструменты воздействия исполнительных органов власти на тех, кто занимается бизнесом на их территории, в том числе и крестьян. Но вопрос в том, как последние выполняют «ненавязчивую» просьбу акиматов? Крестьяне отводят нынче под свеклу не самые лучшие земли – лишь бы засеять требуемую площадь, да и в течение сезона, особо не возлагая надежд на сладкий корнеплод, труженики земли намерены уделять основное внимание другим, более рентабельным культурам. Кроме того, иногда свекловоды идут на «небольшое» ухищрение, и посевные площади на бумаге «незначительно» уменьшаются, чтобы получить более высокую урожайность. Так как сельское хозяйство у нас не должно быть экстенсивным, власти данный факт предпочитают не замечать, ведь речь идет об общих интересах – высокие показатели нужны всем.
 
Несладкая перспектива
Между тем стоит отметить, что государство в текущем году увеличило размер субсидий на 1 га сахарной свеклы с 10 174 тенге до 50 тыс. тенге. Но, по мнению крестьян, это все равно недостаточная сумма, и о рентабельности отрасли можно говорить, только если размер господдержки будет составлять порядка 40% от всех затрат. Кроме того, необходима модернизация всей технологической цепочки производства сахара из местной продукции: от процессов подготовки семенного материала и посева свеклы до выхода уже готового продукта.
Поставленную Минсельхозом задачу о повышении урожайности сахарной свеклы можно выполнить только при комплексном подходе: улучшая качество посевных земель, применяя хороший семенной материал, используя в достаточном объеме минеральные удобрения, внедряя современные агротехнические методы.   
Однако, к большому сожалению, в нынешнюю посевную крестьяне сталкиваются уже с привычным для себя набором проблем. Семенной материал зачастую некондиционный, состояние земель, мягко говоря, оставляет желать лучшего, пестицидов и гербицидов не хватает, а технология возделывания не меняется уже десятилетиями. Да и все эти проблемы нельзя решить в один миг, уповая на росчерк пера Минсельхоза. Но самое главное —  аграрии питают очень слабую надежду на то, что все их затраты окупятся осенью, при сдаче урожая. Нужно отметить, что альтернативой 5 тысячам тенге за тонну сданной свеклы является расчет сахаром, который сельхозпроизводители могут получить на заводе вместо денег, выход сахара из исходного сырья составляет порядка 15-20%. Однако, как показал прошлогодний опыт, при реализации полученного за сданный урожай продукта фермеры не всегда оправдывают даже свои сезонные затраты.
Урожайность в прошлом сезоне в среднем по области была на уровне 270 ц/га, притом что порог рентабельности составляет минимум 300 ц/га. Причиной таких низких показателей, впрочем, как и в большинстве случаев, стали уже обозначенные и присущие практически для всего местного сельского хозяйства факторы и не очень благоприятная погода. Несмотря на то что из года в год крестьяне несут значительные потери из-за неблагоприятных погодных условий, практика страхования будущего урожая в Казахстане до сих пор не нашла места. Хотя здесь снова палка о двух концах. Ведь можно с достаточной уверенностью предположить, что работники аграрной сферы, уже привыкшие полагаться только на свои силы, вряд ли будут в восторге от дополнительных затрат на страхование будущего урожая в самый жаркий для себя период посевной кампании, при этом не будучи уверены в том, что им действительно в полной мере компенсируют затраты в случае неурожая из-за капризов погоды.


Сахарные замки
Введение квот на импорт белого сахара так же рассматривается многими как способ отгородиться от внутренних проблем отрасли, переведя акценты на угрозы извне. В сообщении, распространенном Минсельхозом, сказано, что за 2007 год к соответствующему периоду 2006 года импорт белого сахара в республику увеличился на 53%, доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась с 15,8%  до 30,3%. Наибольший удельный вес импорта приходится на долю России – 94%.
Профильное министерство видит основную угрозу для отечественных производителей в импортной экспансии внешних конкурентов: «До этого времени Казахстан оставался единственной страной в СНГ, не внесшей поправок в режим ввоза продукции из сахара-сырца. Это позволяло бизнесменам соседних стран организовывать производства, продукция которых была изначально предназначена для Казахстана. Это делало нерентабельной работу отечественных сахарных заводов и, как следствие, производителей сахарной свеклы.
Страны СНГ, в частности Россия, Беларусь, Украина и Кыргызстан, в целях защиты внутреннего рынка либо ввели запрет, либо внесли изменения в режим ввоза белого сахара, произведенного из сахара-сырца. На продукцию вне квоты вводится пошлина, фактически закрывающая ей доступ на рынок. В этих условиях создается реальная угроза для внутреннего рынка Казахстана, который до введения квот был практически незащищенным», считают в ведомстве.
Но, как говорит источник, компетентный в вопросах сельского хозяйства Алматинской области, проблемы нужно искать и решать прежде всего у себя и делать собственную продукцию конкурентоспособной. Сейчас всего один из десяти казахстанцев потребляет сахар, выработанный из местной сахарной свеклы!
Существующие объемы производства сахарной свеклы не позволяют местным заводам функционировать на полную мощность, в частности, и из-за этого закупочные цены на исходное сырье такие низкие. На сегодняшний день в Алматинской области работают три крупных завода по переработке сахарной свеклы: Карабулакский, Кировский и Аксусский. Есть еще два предприятия по производству сахара в области: АО «Алматинский сахар» и АО «Алакульский», которые свеклу не перерабатывают, а получают тростниковый сахар из сахара-сырца.
Для создания рентабельной полноценной отрасли наряду с мероприятиями по повышению урожайности сахарной свеклы необходимо модернизировать технологию получения сахара на местных заводах, так как она была внедрена  еще в 70-80-х годах прошлого века и уже себя изжила. Если не принять кардинальных мер, то процесс получения тростникового сахара из импортируемого сырья в скором времени совсем вытеснит производство сахара из местного продукта. Необходимо сконцентрироваться на решении реальных проблем, а не сетовать на внешнюю экспансию и пытаться уберегать от нее местные предприятия и фермерские хозяйства, конкурентоспособность которых от этого вряд ли повысится.
И не следует забывать, что сахарная свекла – это не только продукт для получения сахара, а еще ценный источник корма для животных,  исходное сырье для производства этилового спирта и так актуального ныне биоэтанола. И при рациональном использовании можно не только победить нерентабельность, но и сделать данную отрасль весьма прибыльной.
Также большой проблемой, острота которой с каждым годом только усиливается, для сельского хозяйства является отсутствие не то что квалифицированных, а вообще трудоспособных кадров. На фоне заявлений Минсельхоза о том, что потенциал развития сельских территорий с каждым годом повышается, молодое трудоспособное население оставаться в селе не желает. Многие работники сельхозпредприятий и по сей день трудятся «под осень» и получают оплату в виде натуральных продуктов, которые затем еще надо реализовать.  Работе в крупных хозяйствах люди предпочитают просто наниматься к частникам, к тем, кто сеет ту же сахарную свеклу только в меньших объемах. В этом году оплата труда вольнонаемных рабочих в Талдыкорганском регионе выросла более чем в полтора раза — с 600-700 тенге в день до тысячи тенге. Поэтому частники, у которых нет в достаточном количестве собственной рабочей силы, хватаются за голову.
Весенняя страда в разгаре, крестьяне нынче не просто сеют сахарную свеклу, а занимаются созданием перспективного отраслевого кластера,  вот только не знают точно, во что для них выльется решение этой важной государственной задачи. И если смотреть на проблему сахарной отрасли с чисто экономической точки зрения, то 10%-ная доля рынка, которую занимает сахар, вырабатываемый из местного сырья, вряд ли может повлиять на продовольственную безопасность страны. А вот если рассматривать сами методы создания отраслевого кластера на примере сахарной индустрии, то при проецировании их на другие национальные программы вполне можно составить представление о работе подобных проектов в других отраслях.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.