«КАЗАХСТАН? А ГДЕ ЭТО?»
Поддержать

«КАЗАХСТАН? А ГДЕ ЭТО?»

Абу Алиев


Не секрет, что наш официоз свои речи, посвященные достижениям республики, начинает с дружных реляций о том, что «Казахстан сегодня – узнаваем и уважаем в мире». Прямо-таки бальзам на душу и предмет для неуемной гордости. Наш народ, большей частью высокообразованный и неплохо разбирающийся в географии, других областях знания, также вправе рассчитывать на то, что и Казахстан заслуживает того, чтобы о нем  знали в окружающем мире. И не только потому, что мы — девятая страна на планете по размеру территории или богаты ресурсами, но и благодаря самобытной культуре, гостеприимству, великолепным природным ландшафтам, уникальному историческому и культурному наследию и многому другому. Однако тезис о мировой известности Казахстана, мягко говоря, преувеличен, что понимаешь, едва покинув пределы СНГ, — как мало обычный гражданин Европы, Америки и других частей света знает о нас. «Казахстан? А где это?» — этот вопрос доводилось слышать, наверное, каждому казахстанцу, выезжаешему за рубеж.
Для начала попробуем понять — откуда иностранец, будь то простой обыватель, студент, ученый или бизнесмен, может почерпнуть информацию о Казахстане, если в их стране не издается ни журналов, ни газет о нашей республике. Конечно, первое, что приходит в голову, — Интернет. Нужно всего лишь ввести слово «Kazakhstan» в поисковые системы.  Google, к примеру, выставил аж 118 000 000 ссылок. Понятно, что пользователь, как правило, ограничивается просмотром первых 10, максимум 20. Так вот, заглавная десятка имеет сугубо статистическую направленность, это  сайты Википедии, ЦРУ, Инфоплиз, посольства РК в США и так далее. Однако нас заинтересовали третья и четвертая ссылки, которые посвящены вопросам туризма и отдыха. Ниже приводим дословный перевод абзаца статьи на главной странице Lonelyplanet, где рассказывается о Казахстане: «Чарующий, манящий ландшафт для тех, кто любит тайны» — воодушевляющее  начало, которое, однако, на этом резко прерывается, и далее следует:
Занимательные материалы выставлены внизу поиска Google после основных 10 ссылок, первая из них возвещает о небезызвестном Борате, далее идет блок весьма примитивных материалов о культуре Казахстана, третья ссылка это… правила  усыновления в Республике Казахстан, краткие заметки об истории, еде, погоде, следующий блок, как ни странно, о Кыргызстане, причем все эти ссылки преследуют читателя во время дальнейшего просматривания 2, 3 и далее страниц Google. Более того, почти в аналогичном порядке они же выставлены в другом поисковике Yahoo.
Вот, к примеру, другой отрывок из сайта-справочника на первой странице Yahoo, который повествует о независимости Казахстана: «На общей волне желания советских республик добиться большей автономности от СССР Казахстан декларирует свой суверенитет в октябре 1990 года. После провалившегося путча в августе следующего года в Москве и последующим распадом Союза Казахстан объявил о независимости 16 декабря, кстати, он был последней советской республикой, объявившей независимость.
В период независимости здесь реформировали экономику, прежде базировавшуюся на советской системе, политическую монополию. При Нурсултане Назарбаеве, который впервые возглавил страну в 1989 году, будучи лидером коммунистической партии и  избранным президентом в 1991 году, Казахстан сделал огромный шаг в установлении рыночной системы экономики. В стране происходил экономический рост с 2000 года, но в большинстве благодаря крупным запасам нефти, газа и минеральных ресурсов.
Однако развитие демократии после 1991 года не получило большого толчка. В июне 2007 года парламент предоставил Назарбаеву неограниченную власть и привилегии, включая рычаги влияния на следующих президентов, внешнюю и внутреннюю политику, неприкосновенность от судебного преследования. Оппоненты утверждают, что он фактически стал «пожизненным президентом».
На второй странице можно найти интернет-версию влиятельного на Западе журнала «The Economist», где первая же статья, посвященная Казахстану, озаглавлена «Криминалист, вечный дурак или злополучный свидетель?». Вот отрывок из нее: «2 апреля 2008 года, стартовав с Алматы, крупнейшего города Казахстана, олимпийский огонь начал свое мировое турне достаточно спокойно. Однако это было как отвлекающий маневр президента Нурсултана Назарбаева и других официальных лиц, которые учувствовали в пробежке с олимпийским факелом. В тот же день финансовая полиция арестовала Жаксыбека Кулекеева, известного чиновника в Казахстане, главу национальной железнодорожной компании, бывшего министра — его обвинили в получении взятки в особо крупном размере, 100 000 долларов США от компании, желавшей выиграть международный тендер, интересно, что арестовали и его водителя…
Проблема коррупции сегодня стоит намного острее, чем во времена Союза, когда официально не было частного бизнеса. Казахстан регулярно занимает низшие строчки по уровню коррупции в районе 150-го места из 180 стран по рейтингу Transparency International. Большинство кампаний против коррупции не увенчались успехом, а в сети попадалась лишь мелкая рыбешка. Более того, такие кампании нельзя считать правдоподобными в связи с крупными богатствами внутри правящей элиты. Арест Кулекеева может служить сигналом, что тема коррупции в высших кругах более не является табу и что еще будет много арестов, или он просто неудачно перешел дорогу сильной группе людей». 
Двигаясь дальше, натыкаемся на статью некого Шеена Робертса, доктора наук из США под названием  «Тяга к Казахстану: использует ли Казахстан сырой, но удачный пример национального брендинга?». Приведем лишь небольшую вырезку из нее: «Совпадение выпуска ныне уже известного Бората и казахстанско-американской PR-кампании в связи с визитом президента Назарбаева в Вашингтон привело к тому, что Казахстан особенно активно освещался международными СМИ, но не совсем так, как об этом мечтали штатные имиджмейкеры. В соответствии с последними статьями внимание, которое Борат привлек к Казахстану, позитивно сказалось на туризме в стране, однако были и неожиданные последствия — Казахстан оказался под прицелом огромного количества насмешек, включая пример национального брендинга вокруг визита Назарбаева в Вашингтон (однако его узнают, значит, кампания достигла успеха). Фактически выражение «тяга к Казахстану» может стать синонимом таких кампаний».     
Во второй десятке ссылок уже Google представлены общие сведения для путешественников, о нефтяной промышленности, сотрудничестве между Европейской комиссией и Казахстаном в области политических и экономических реформ, усовершенствовании судебной системы, развитии инфраструктуры, энергетическом секторе. Также здесь доступны сайты Международной организации здравоохранения со справочными данными о республике, кое-какие малоинтересные заметки, например, об играх сборной страны по футболу. За ссылкой №29 вновь красуется неугомонный Борат. 
И лишь добравшись до четвертой страницы поисковика, наконец обнаруживается сайт представительства Казахстана в ООН, на котором звучат дежурные тезисы об исторически богатом наследии нашей страны, о том, что республика находится в самом центре Евразии, соединяя две части света, выставлены Послание президента народу и репортажи о юбилее любимой столицы. Впрочем, рядом ссылка на отчет Организации по правам человека, где указаны многочисленные нарушения этих самых прав в Казахстане.
Таким образом, пролистав более 50 первых ссылок, мы так и не смогли найти что-либо привлекающее взоры иностранного читателя. Сухие справки и доклады, скучная и однобокая пропаганда, Борат, отчеты международных организаций вряд ли способны пробудить интерес к Казахстану. Ссылки для потенциальных туристов в большинстве своем разнообразны, на одном из них можно найти фото с красивыми пейзажами, видами Астаны, на другом — с разбитыми автобусами в районе автовокзала «Саяхат».
Когда же вводишь слово «Kazakhstan» в видеоразделе Google, первое, что всплывает рядом друг с другом, — это опять (да сколько можно!) Борат и ответная реакция Казахстана, на которой демонстрируются компьютеры, машины, современные здания, фабрики и заводы. Остается спросить — это лучшее, на что наши официальные органы информации способны? Ведь все это есть не только в более развитых странах, но в Туркменистане, Узбекистане, да и во многих африканских странах. Ну а если подумать, ведь это мы сами, вернее, те самые официальные инстанции своей неуклюжей контрпропагандой и привычными запугиваниями подать в суд обеспечили мировую славу некогда безызвестному, по правде сказать, посредственному британскому комику.    
Видеоматериалы на сайтах BBC, Euronews, CNN и других крупных новостных телеканалов мира, к сожалению, также не дают ясного представления о культуре и самобытности Казахстана, а лишь указывают на сильную позицию президента страны через сюжеты о заседаниях правительства и парламента с участием главы государства либо с позированиями на фоне степи или «ультрасовременного столичного града».
За эти годы десятки, если не сотни миллионов долларов были потрачены на продвижение «благоприятного имиджа Казахстана за рубежом как лидера СНГ». Вроде бы создавались многочисленные органы, структуры, центры, в задачу которых вменялась как раз таки международная презентация нашей страны. Выпускались тонны печатной, полиграфической, аудио- и видеопродукции, основное содержание которых сводилось к «Программе-2030», посланиям президента народу Казахстана, Астане, различным международным форумам в республике. И что получалось в итоге? Вместо комплексной и грамотной работы с зарубежной аудиторией тиражировались эти самые «имиджевые материалы», содержание которых, стиль, подача оставляли желать лучшего.
Снимались фильмы с многомиллионными бюджетами, тот же «Кочевник», который не окупил даже десятой доли вложенных в него средств. На правах рекламы скупались страницы самых раскрученных СМИ Запада типа New York Times и Financial Times, запускались ролики, зачастую низкопробные о Казахстане на таких каналах, как CNN или BBC. Что тоже отнюдь недешево. Здесь уместно заметить, что иностранный зритель четко подмечает — какой материал подается как информация, а какой — как рекламный вкладыш. Сами распространители информации получают барыши, которые и не снились им во времена до развала СССР. Разве что некоторые отсталые режимы в Африке утоляли их жажду к наживе. Сейчас эти самые дельцы от журналистики – почетные гости в Астане. Их ублажают, одаривают ценными презентами, ну и не менее щедрыми гонорарами. Это  целая бизнес-индустрия по выкачиванию денег из развивающихся, но плохо ориентирующихся на рынке имиджевых и информационных услуг стран. 
Кстати, и автору этих строк однажды удалось лицезреть один из «шедевров» такой имиджевой работы на страницах американской многотиражки – целый раздел, напичканный официозом, видами Астаны, пастбищ и юрт. С левой стороны этой самой презентации оскорбительно красовалась реклама женских прокладок. А на первой, лицевой (наиболее читаемой), странице номера был размещен довольно критический материал о нарушении прав человека все в том же Казахстане.
Что до видов с национальным колоритом, порой они дают совершенно обратный эффект – многие иностранцы вопрошают: «Как, у вас до сих пор живут в кибитках?»          
Между тем наш единственный спутниковый канал тоже используется бездарно. Во-первых, что это за название Caspionet, не имеющее ничего общего с Казахстаном? Во-вторых, зачем нужна ретрансляция передач «Хабара» без всякой адаптации к вкусам и специфике зарубежного телезрителя, когда качество английского перевода не выдерживает критики. Редкие ролики и программы, подготовленные силами самого Caspionet, мало того, что скучны и невыразительны, но и не обновляются неделями.  
Имидж важен. Позитивный. Без него невозможно полноценно позиционировать себя на международной арене, состояться как процветающее, устремленное в будущее государство. Без него сложно привить чувство патриотизма своим гражданам, особенно находящимся за границей. Но делать это нужно наверняка по-иному, чем описано выше, без кампанейщины, грамотно и главное — в ногу со временем.
Иначе как можно объяснить радужные публикации в зарубежных СМИ о 10-летии столицы и обличающие — о разрухе и нищете всего в 30 километрах от нее. Или как можно сочетать широко разрекламированные программы о Финансовом центре в Алматы, вхождении в 50 конкурентоспособных стран мира, 30 корпоративных лидерах и топтание на месте с их реализацией? 
В отличие от нас в соседней России действительно срабатывают прорывные проекты. Причем делается это без всякой показухи и лозунговщины. Россия шаг за шагом разрушает стереотипы о «диком медведе», неотесанности, отсталости. Понятие патриотизма там, гордости за свою страну – уже не пустой звук. И когда ночью по Тверской идут сотни тысяч молодых людей и поют песни о России, в этом убеждаешься отчетливо. Всему этому предшествовала кропотливая, невидимая работа по поддержке  образования, здравоохранения, социальной защите населения, делам молодежи, строительству дорог, восстановлению малых городов, демографии и так далее. Ничего случайного не бывает. Сегодня они ставят амбициозные задачи войти в пятерку мировых держав. И голос России звучит громко в политике, экономике, культуре и спорте. Это именно то, что создает в конечном итоге достойный образ достойной страны.
И напоследок попробуем все же задаться вопросом – каков он, образ современного Казахстана в глазах иностранца на фоне других государств? Вот, например, какие ассоциации возникают при упоминании Японии: высокотехнологичная, продвинутая страна, надежные машины и техника, трудолюбивое население, японская кухня, сакура; или Франции: Эйфелева башня, изысканная парфюмерия, вина, центр мировой моды; либо соседнего Китая: древняя и богатая культура, восточная медицина, невероятно быстрый рост экономики, достижения во всех областях жизни, Олимпиада. Что касается  Казахстана в восприятии иностранцев, то специальный опрос, конечно, никто не проводил. Но примерный расклад, наверное, выглядел бы так: 50% опрошенных и понятия не имеют об этой стране, 30% сочтут, что Казахстан — это где-то в Афганистане или Пакистане, еще 15% — предположат, что речь идет об одной из периферий России и лишь 5% смутно вспомнят что-то о нефти, наркотиках, «казахгейте» и неувядающем Борате.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.