Еще один чемпион...
Поддержать

Еще один чемпион…

Аскар ШОКАНОВ


Неожиданное продолжение получила Кашаганская тема на третьем Евразийском энергофоруме «KazЕnergу», недавно прошедшем в Астане. Мир облетела новость, что  сроки добычи нефти на этом крупнейшем месторождении могут быть вновь перенесены. Вместе с этим затягивается создание Казахстанской каспийской системы транспортировки, которая соединит Кашаган с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БДТ).


Казахстан поставил перед собой амбициозную задачу — войти в число крупнейших мировых производителей углеводородов. Основной прирост разведанных запасов и добычи углеводородного сырья в стране связывается с шельфовыми месторождениями, поскольку, по оценкам специалистов, к 2015 году большинство месторождений на суше пройдут свой пик добычи. Тем более, что за последние полтора десятка лет геолого-разведочные работы на суше Казахстана не дали сколько-нибудь значительных результатов, тогда как на шельфе Каспия были открыты месторождения Кашаган, Актоты, Кайран, Каламкас-море.
В настоящее время на акватории казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ) выделено около 120 структур, общие геологические запасы углеводородов которых оцениваются в 12-17 млрд. тонн. Из них 80% расположены на Северном Каспии (в том числе Кашаганское месторождение), около 15% — на Среднем Каспии в районе полуострова Бузачи Мангистауской области (Бузачинский нефтегазоносный бассейн) и 5% — на Южном Каспии (южнее Актау).
В ближайшие семь лет ежегодную добычу сырья планируется довести до 100 млн. тонн. Пока что это виртуальные объемы, основанные лишь на заявлениях правительства. Серьезную корректировку в эти грандиозные планы вносят регулярные переносы сроков нефтедобычи крупнейшего проекта. Изначально старт ему предполагалось дать еще в середине 2005 года. Но тогда у оператора Agip KCO возникли, как было сказано, финансовые и технические сложности, в связи с чем сроки начала добычи были перенесены на конец 2008 года. Правда, мы тогда в накладе не остались – кабинет министров, согласившись с отсрочкой начала опытно-промышленного бурения, получил отступные в размере 150 млн. долларов. Однако в 2006 году казахстанское правительство заявило, что коммерческая добыча начнется в 2010 году. И этот срок оказался неокончательным. Консорциум инвесторов стал настаивать на октябре 2013 года. Официальной Астане пришлось уступить в обмен на увеличение доли НК «КазМунайГаз» в проекте с 8,3% до 16,6% и выплату неустойки с учетом ценовой конъюнктуры нефти.
Однако на прошедшем в столице третьем Евразийском энергофоруме глава «KazEnergy» Тимур Кулибаев подтвердил, что и эта дата может отодвинуться. По его данным, на сегодня казахстанская сторона и участники Кашаганского консорциума договорились, что все основные объекты инфраструктуры на месторождении- нефтепровод, газоперерабатывающий комплекс и другие- должны быть сданы в эксплуатацию осенью  2013 года. Но, учитывая сложные условия разработки Кашагана, тем более в зимний период, сама добыча начнется, скорее всего, годом позже. «Мы планируем, что в 2014 году будет 450 тыс. баррелей в сутки добываться на Кашагане. Просто к этому моменту должны быть готовы объекты на суше, объекты на море, а также решены вопросы транспортировки. Я думаю, что в сроки все будет сделано, если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств», — подчеркнул он.
Казахстанская сторона уже не раз выражала недовольство темпами реализации проекта и обвиняла международный консорциум во всех смертных грехах: куда смотрели, когда готовили технико-экономическое обоснование (расходы на разработку выросли с 57 до 136 млрд. долларов США), и почему не смогли решить технические проблемы? Что касается последнего, то официально главной причиной отсрочки проекта является, по мнению оператора, «сложная геология резервуаров высокого давления» и риски, связанные с большой концентрацией смертоносного сероводородного газа.
Наверняка, существуют и другие объяснения, почему  так долго тянется кашаганская резина.
В условиях, когда статус Каспийского моря еще не до конца определен, вероятно, трудно строить долгосрочные планы по транспортировке, а иностранным инвесторам — вкладываться в регион. Прикаспийские государства сейчас размышляют, как не прогадать с ценой каспийского шельфа, мировые нефтяные компании стараются выгоднее приобрести столь привлекательные нефтяные активы. Получается кубик Рубика, когда продавец стремится завысить цену активов, покупатель не хочет приобретать «кота в мешке». Ведь далеко не всегда прогнозируемые запасы совпадают с реальными возможностями месторождений. И самое важное — сегодня мало кто задумывается над тем, а нужно ли вообще форсировать освоение каспийской нефти? Есть ли стратегическая необходимость в быстрейшем вовлечении каспийских ресурсов в мировой энергетический рынок?
 Кашаган вполне способен стать как большой сказкой для казахстанской казны, так и не меньшей проблемой для всех, кто в этом проекте работает. С одной стороны, за счет месторождения наша страна связывает большие нефтяные планы. Однако вопрос о том, насколько верными окажутся эти ставки, создает некоторую нервозность на нефтяном рынке Европы, нарушает планы американцев, ставит под сомнение экономическую целесообразность нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», который служит главным коридором для транзита каспийской нефти по кавказскому коридору, и вообще путает все карты. Как показывает жизнь, любые изначально привлекательные проекты могут в непосредственном контакте с суровой действительностью перестать быть таковыми.
Пока же перенос сроков промышленной добычи на Кашагане рождает множество проблем. В первую очередь, экономических. На кашаганскую нефть рассчитывают американцы, чтобы оправдать проект БДТ ценой в 5 млрд. долларов. Пока ее нет, перспективы  возврата вложенных денег остаются в подвешенном состоянии. Казахстан присоединился к данному трубопроводу два года назад. Но на сегодня вопрос с его заполнением связан не только с отсрочками на Кашагане. Югоосетинский конфликт заставил задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России. Потому что торжественно открытые трубопроводы, в которые вложены миллиарды долларов, в любой момент могут быть остановлены из-за диверсии или начала военных действий.
 Такой поворот событий порождает сложности и для Европы, которая  уже давно говорит о диверсификации энергопоставок.  Ключевым звеном здесь признаются углеводороды с Каспия и некоторых других регионов мира.
Хотя с точки зрения мировой практики в ситуации с Кашаганом нет ничего экстраординарного. Как сообщило «РБК.Daily», из-за роста издержек и технических сложностей, связанных с разработкой целого ряда других месторождений нефти и газа, вполне возможен перенос сроков на российском «Сахалине-2», австралийском месторождении Gorgon, норвежском проекте Snohvit компании StatoilHydro, Thunder Horse в Мексиканском заливе и Tangguh в Индонезии у компании BP, а также нигерийском Bonga британо-голландской Shell.
Чем обернется эта ситуация для Agip KCO станет понятно  25 октября. К этому моменту, как декларируется, власти уладят с консорциумом все юридические формальности, в том числе узаконят статус «КазМунайГаза», как крупного участника проекта. Не взирая на трудности с освоением нефтеносного месторождения, которые обернулись  многократным увеличением расходов для инвесторов, аналитики не склонны считать, что акционеры с мировым именем отступятся от проекта добровольно. Если, конечно, перенос сроков не будет использован «КМГ» в качестве предлога, чтобы еще больше нарастить свою долю в проекте. В свое время власти России выставляли подобные условия в переговорах с Shell по «Сахалину-2», что закончилось передачей контроля над проектом «Газпрому».
В связи с этим можно предположить, что участники приняли решение  приостановить до октября реализацию проекта. Источник, знакомый с условиями СРП по Кашагану, объясняет, что условия раздела продукции основаны на трех критериях: IRR (внутренняя норма рентабельности), отношение доходов к затратам и отбор запасов. В таких условиях замедление срока ввода месторождения в эксплуатацию не так гибельно для подрядчика, поскольку и раздел продукции при низкой IRR дольше происходит в его пользу. Однако если Eni согласится на условия увеличения доли Казахстана в прибыльной нефти, окупаемость проекта для подрядчика растягивается на неопределенный срок. Так или иначе, дальнейшие действия иностранных партнеров будут зависеть от того, какой следующий ход сделает Казахстан.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.