воскресенье, 22 июля 2018
Небольшая Облачность +32, Небольшая Облачность
USD/KZT: 346.68 EUR/KZT: 404.02 RUR/KZT: 5.47
Тимур Бекмамбетов попытается воплотить идею Дениса Тена Ибн Рахмон и его Рахмонистан 24+8: экс-президенту Кореи «индексировали» срок Мирзиеев явил миру «Узатом» Путин предложил Трампу Донбасский референдум Ленты об убийстве Дениса Тена Президент сообщил людям, что их благосостояние «в целом, хорошее» Задержан градоначальник Бишкека Теперь и «за вмешательство в выборы» Не слишком скромные узбекские свадьбы штрафуют за размах на дорогах Путин «назначил» звание – заслуженный журналист Мадьяры вышли из соглашения ООН по миграции Google штрафанут на €4,3 миллиарда за махинации Катар считает стадионы для чемпионата мира по футболу В узбекские школы придет «корпоративное» руководство Нацбанк оштрафовал БВУ почти на 18 миллионов тенге Президент США думает, что его встреча с российским лидером – почти триумф Таджики тоже объявят поэтапную войну пакетам Казахстанский уран, возможно, попадет под пошлины Главный фондовый воротила не скупится на благотворительность Плановые приватизация и доприватизация «Исторический» саммит прикаспийских лидеров пройдет 12 августа Президент в кадре: «Требую не допускать безобразия!» Крылатый Rolls Royce Привыкаем к «заскокам» тенге

Анджей Зарайчик, президент Pol-Mот Holding: «Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете»

В Казахстан собирается крупнейший европейский производитель сельхозтехники и электромобилей. Это их вторая попытка. За несколько лет после первой неудачи здесь они запустили несколько заводов в разных странах мира. Например, в Монголии и Танзании. Посмотрим, получится ли у «Полмот» что-то на этот раз. 

История польского холдинга – идеальна с точки зрения трансформации государственной компании в крупнейшего международного производителя сельхозтехники, а теперь троллейбусов и электромобилей.  Анджей Зарайчик, глава холдинга, смог в свое время выкупить его у государства и развить до мирового уровня.

В этом году холдингу уже полвека. В социалистический период это была государственная компания по производству автомобилестроения. До 1989 года фирма «Полмот» покупала лицензии для польской промышленности у Fiat и Гюнтера Штайнера. То есть это был достаточно сильный концерн. В 1989 году в Польше начался процесс приватизации. Директор компании Анджей Зарайчик принял активное участие в приватизации по модели, которая могла бы стать примером для СССР, когда вместо массового вытеснения «красных директоров» Польша разработала модель постепенного выкупа предприятий их топ-менеджерами от прибыли. Таким образом, решались сразу две задачи: сохранения производства и обеспечение преемственности. Сейчас Зарайчик владеет большей половиной контрольного пакет акций. За последние четверть века фирма очень сильно изменилась, выкупив у государства пакет акций компании Ursus  и начав ее преобразование. Это была очень крупная государственная компания, которая специализировалась на выпуске сельхозтехники. Сегодня это один из крупнейших европейских экспортеров сельхозтехники как на рынки Европы, так и ее пределов.

Как бы ни критиковали ЕС, но для реального сектора это серьезные возможности. На всей территории ЕС, включая Польшу, действует система доплат: если сельскохозяйственник хочет произвести замену парка сельхоз машин, то 50% идет за счет софинансирования со стороны Евросоюза. Понятно, что это значительно стимулирует внутренний спрос на сельхозтехнику. Поэтому «Полмот» продает свою технику и в Германии, и во Францию.

«Полмот» заинтересован и в выходе на казахстанский рынок. И не только с точки зрения продаж, но и отверточного производства. Компания активно внедряет инновационные технологии и три года назад наладила  производство электроавтобусов на водороде. На последней европейской выставке на нем ездила Ангела Меркель. По мнению экспертов, в ближайшие года доходы от электротранспорта могут превышать доходы от сельскохозяйственных технологий. Поэтому в ближайшем будущем Ursus больше сосредоточится на производстве электротранспорта и электродвигателей. Европейские города сейчас активно отказываются от дизельных автобусов. С 2019 года Париж, Лондон, крупные немецкие города предпочитают уже даже не электроавтобусы, а водородный транспорт. «Полмот» выиграл конкурс на поставку таких автобусов в крупные города ЕС. Сейчас ведутся переговоры о возможности монтажа этих автобусов в Казахстане, поскольку принята программа по сокращению выбросов углеводородов. Возможно, это станет частью амбициозных планов по создания смарт-сити в пяти казахстанских городах, и в первую очередь, Алматы и Астане. Для «Полмот» это прежде всего возможность выхода на все страны региона, то есть примерно 60 млн. населения.

На вопрос о том, насколько конкурентоспособны их цены, Зарайчик оценил их как более чем конкурентноспособными, поскольку они традиционно ниже, чем у других их западных партнеров, особенно с точки зрения стоимости  рабочей силы. Это вполне логично, если учесть, что Volvo и Man, как и многие другие крупные европейские производители  разместили свои производства в Польше, чтобы снизить стоимость рабочей силы.

Однако, как и любое высокотехнологичное производство, это предполагает достаточно высокий уровень квалификации персонала. «Полмот» решает эту задачу в рамках программы подготовки высоко квалифицированных кадров. Кроме того, Зарайчик  является одним из соучредителей Козьминского университета, считающегося одним из самых лучших частных университетов Европы. При этом, по сравнению с другими западными аналогами, обучение в нем почти вдвое дешевле. Сейчас они намерены запустить программу привлечения  казахстанских студентов.

Ну а дефицит электриков и сварщиков в какой-то мере восполняется широким потоком украинских специалистов. «Наш предварительный анализ рынка труда в Казахстане говорит о том, что у вас в районе Алматы и больших городов есть кадры, специализирующиеся на сборке. Я думаю, мы могли бы привлечь их. Казахстан имеет больше высококвалифицированных кадров, чем соседние страны региона. Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете, - оптимистично считает Зарайчик.

То, что в Казахстане присутствует колоссальная нехватка сельхоз техники, это аксиома. Однако проблема в том, что на нашем рынке нет адекватных механизмов ее приобретения даже в лизинг. Но и здесь «Полмот» имеет при экспансии на восточные рынки опыт использования инструментов софинансирования со стороны местных банков. Кроме того, они очень рассчитывают на госпрограммы поддержки сельского хозяйства.

Вообще, г-н Зарайчик – это яркое доказательство того, что бывшие социалистические директора могут очень успешно руководить предприятиями в рыночных условиях.

«У нас в Польше тоже был такой стереотип, - признает Зарайчик, - Мне повезло, что я стал директором «Полмот» в 30 лет. Когда система начала меняться, мне было легко перестроиться на рыночные условия. Кроме того, система образования в Польше готовила нас к тому, что рыночные условия изменятся. Мы были хорошо подготовлены. Зато мои два сына меня считают, что мои принципы устаревают. Оба они выпускники хороших университетов. И мне приходится много над собой работать, чтобы они меня не уволили», - шутит он. Кстати, в Польше семейный бизнес – это не только норма, но и признак успеха.

Тем не менее, Зарайчик все еще не уверен, что ему нужно продолжать так много работать. «Возможно, теперь продуктивней иметь гораздо больше свободного времени. Но я раб своей работы. Может быть я попал в капкан, потому что выйти из этого для меня очень тяжело. У меня такое чувство, что тут все развалится, если я уйду».

Говорят, у каждой компании есть Бог. Чаще всего, это тот человек, который ее основал.

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33