среда, 14 ноября 2018
Облачно -11.9, Облачно
USD/KZT: 375.9 EUR/KZT: 423.56 RUR/KZT: 5.55
Глава МВФ замолвила пару слов за электронные валюты Пока еще самозанятые будут платить «не налог» Калгари не хочет принимать ЗОИ-2026 Новые санкции против Кремля рассмотрит новый Конгресс США Есимов подвел итоги IPO «Казатомпрома» Почему падает нефть Гарант запустил торги на МФЦА Система Chartbeat научит журналистов анализировать контент S&P: цены на нефть в 2019 году будут пикировать ООН рекомендует Душанбе запретить тесты на девственность Нацбанк Кыргызстана в ноябре вновь поддержал сом Минэнерго: как предельно будут падать тарифы? Кабмин вышел на тропу войны с монополизмом Air Astana обновила заявление о Embraer-190 рейс КС1388 Сенаторы США считают, что Трамп увлекся критикой Федеральной резервной системы Великая азиатская ЗСТ OPEC пока все же еще побыть МИД: проблемы казахов из СУАР «будут решаться в положительном ключе» На Байконуре «Союз 2.1а» заменит «Союз-ФГ» Дело Хашогги: давление на Саудовскую Аравию растет Рекордный автооктябрь-2018 Чем Путин задобрил Назарбаева в Петропавловске Ruxit: выход Москвы из Совета Европы ударит по простым россиянам Официальный Ташкент: O'zbekistonga xush kelibsiz! «Кок-Жайлау»: Абаев настроен «бороться за туристов»

Анджей Зарайчик, президент Pol-Mот Holding: «Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете»

В Казахстан собирается крупнейший европейский производитель сельхозтехники и электромобилей. Это их вторая попытка. За несколько лет после первой неудачи здесь они запустили несколько заводов в разных странах мира. Например, в Монголии и Танзании. Посмотрим, получится ли у «Полмот» что-то на этот раз. 

История польского холдинга – идеальна с точки зрения трансформации государственной компании в крупнейшего международного производителя сельхозтехники, а теперь троллейбусов и электромобилей.  Анджей Зарайчик, глава холдинга, смог в свое время выкупить его у государства и развить до мирового уровня.

В этом году холдингу уже полвека. В социалистический период это была государственная компания по производству автомобилестроения. До 1989 года фирма «Полмот» покупала лицензии для польской промышленности у Fiat и Гюнтера Штайнера. То есть это был достаточно сильный концерн. В 1989 году в Польше начался процесс приватизации. Директор компании Анджей Зарайчик принял активное участие в приватизации по модели, которая могла бы стать примером для СССР, когда вместо массового вытеснения «красных директоров» Польша разработала модель постепенного выкупа предприятий их топ-менеджерами от прибыли. Таким образом, решались сразу две задачи: сохранения производства и обеспечение преемственности. Сейчас Зарайчик владеет большей половиной контрольного пакет акций. За последние четверть века фирма очень сильно изменилась, выкупив у государства пакет акций компании Ursus  и начав ее преобразование. Это была очень крупная государственная компания, которая специализировалась на выпуске сельхозтехники. Сегодня это один из крупнейших европейских экспортеров сельхозтехники как на рынки Европы, так и ее пределов.

Как бы ни критиковали ЕС, но для реального сектора это серьезные возможности. На всей территории ЕС, включая Польшу, действует система доплат: если сельскохозяйственник хочет произвести замену парка сельхоз машин, то 50% идет за счет софинансирования со стороны Евросоюза. Понятно, что это значительно стимулирует внутренний спрос на сельхозтехнику. Поэтому «Полмот» продает свою технику и в Германии, и во Францию.

«Полмот» заинтересован и в выходе на казахстанский рынок. И не только с точки зрения продаж, но и отверточного производства. Компания активно внедряет инновационные технологии и три года назад наладила  производство электроавтобусов на водороде. На последней европейской выставке на нем ездила Ангела Меркель. По мнению экспертов, в ближайшие года доходы от электротранспорта могут превышать доходы от сельскохозяйственных технологий. Поэтому в ближайшем будущем Ursus больше сосредоточится на производстве электротранспорта и электродвигателей. Европейские города сейчас активно отказываются от дизельных автобусов. С 2019 года Париж, Лондон, крупные немецкие города предпочитают уже даже не электроавтобусы, а водородный транспорт. «Полмот» выиграл конкурс на поставку таких автобусов в крупные города ЕС. Сейчас ведутся переговоры о возможности монтажа этих автобусов в Казахстане, поскольку принята программа по сокращению выбросов углеводородов. Возможно, это станет частью амбициозных планов по создания смарт-сити в пяти казахстанских городах, и в первую очередь, Алматы и Астане. Для «Полмот» это прежде всего возможность выхода на все страны региона, то есть примерно 60 млн. населения.

На вопрос о том, насколько конкурентоспособны их цены, Зарайчик оценил их как более чем конкурентноспособными, поскольку они традиционно ниже, чем у других их западных партнеров, особенно с точки зрения стоимости  рабочей силы. Это вполне логично, если учесть, что Volvo и Man, как и многие другие крупные европейские производители  разместили свои производства в Польше, чтобы снизить стоимость рабочей силы.

Однако, как и любое высокотехнологичное производство, это предполагает достаточно высокий уровень квалификации персонала. «Полмот» решает эту задачу в рамках программы подготовки высоко квалифицированных кадров. Кроме того, Зарайчик  является одним из соучредителей Козьминского университета, считающегося одним из самых лучших частных университетов Европы. При этом, по сравнению с другими западными аналогами, обучение в нем почти вдвое дешевле. Сейчас они намерены запустить программу привлечения  казахстанских студентов.

Ну а дефицит электриков и сварщиков в какой-то мере восполняется широким потоком украинских специалистов. «Наш предварительный анализ рынка труда в Казахстане говорит о том, что у вас в районе Алматы и больших городов есть кадры, специализирующиеся на сборке. Я думаю, мы могли бы привлечь их. Казахстан имеет больше высококвалифицированных кадров, чем соседние страны региона. Польша ближе к Казахстану, чем вы думаете, - оптимистично считает Зарайчик.

То, что в Казахстане присутствует колоссальная нехватка сельхоз техники, это аксиома. Однако проблема в том, что на нашем рынке нет адекватных механизмов ее приобретения даже в лизинг. Но и здесь «Полмот» имеет при экспансии на восточные рынки опыт использования инструментов софинансирования со стороны местных банков. Кроме того, они очень рассчитывают на госпрограммы поддержки сельского хозяйства.

Вообще, г-н Зарайчик – это яркое доказательство того, что бывшие социалистические директора могут очень успешно руководить предприятиями в рыночных условиях.

«У нас в Польше тоже был такой стереотип, - признает Зарайчик, - Мне повезло, что я стал директором «Полмот» в 30 лет. Когда система начала меняться, мне было легко перестроиться на рыночные условия. Кроме того, система образования в Польше готовила нас к тому, что рыночные условия изменятся. Мы были хорошо подготовлены. Зато мои два сына меня считают, что мои принципы устаревают. Оба они выпускники хороших университетов. И мне приходится много над собой работать, чтобы они меня не уволили», - шутит он. Кстати, в Польше семейный бизнес – это не только норма, но и признак успеха.

Тем не менее, Зарайчик все еще не уверен, что ему нужно продолжать так много работать. «Возможно, теперь продуктивней иметь гораздо больше свободного времени. Но я раб своей работы. Может быть я попал в капкан, потому что выйти из этого для меня очень тяжело. У меня такое чувство, что тут все развалится, если я уйду».

Говорят, у каждой компании есть Бог. Чаще всего, это тот человек, который ее основал.

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33