Бизнес – «кулибины», или кому выгодны инновации
Поддержать

Бизнес – «кулибины», или кому выгодны инновации

ТАЛИПОВ 3-3

Несмотря на мощные меры со стороны государства и высокие показатели статистики, как такового крупного прорыва со стороны отечественных новаторов, реализованного в конкретном высокодоходном производстве не наблюдается. Хотя развитию НИС в Казахстане со стороны государства уделяется особое внимание.

В эпоху глобальных инновационных прорывов важность для Казахстана развития собственной национальной инновационной системы (НИС) и формирования наукоемкой экономики ни у кого не вызывает сомнения. По данным Агентства РК по статистике за последние 10 лет в целом (несмотря на колебания в 2006-2009 годах) объем производимой в Казахстане инновационной продукции увеличился с 74,7 до 578,3 млрд. тенге. Соответственно, увеличилась и доля инновационной продукции в ВВП страны с 1,27% до 1,8% (рис. 1).

ТАЛИПОВ 2-2

*по данным Агентства РК по статистике

Также статистика последних десяти лет показывает рост показателя финансирования научно-технических работ в Казахстане. Так, по данным Агентства РК по статистике с 2004 по 2013 годы общие затраты на научно-технические работы возросли с 13 863,3 до 61 672,7 млн. тенге (рис. 2).

Вместе с тем, в общих затратах на научно-технические работы за эти годы растет финансирование фундаментальных исследований и снижение конкретных научно-технических разработок (рис. 2).

ТАЛИПОВ 1-1

 

Участие государства в реализации инновационных проектов осуществляется в виде льготного кредитования и лизингового финансирования, предоставления гарантийных обязательств и поручительств по займам, субсидировании ставки вознаграждения по кредитам и облигациям, инвестирование в уставный капитал и других мер поддержки. Финансирование принято в рамках мер по форсированному индустриально-инновационному развитию согласно Закону о ГПИИД («О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»).

При этом одним из основных принципов такой господдержки, согласно данному Закону является обеспечение сбалансированности интересов государства и инноваторов. Но! В перечне принципов, предусмотренных Законом о ГПИИД, отсутствует принцип разделения рисков. В частности, основным условием предоставления инноваторам господдержки в виде софинансирования и лизинга, а также гарантийных обязательств и поручительств по банковским займам, является полное покрытие и обеспечение рисков по данным проектам.

Не секрет, что реализация инновационного проекта всегда связана с повышенным риском. При этом, для запуска таких проектов, как правило, создаются стартапы – компании с короткой историей операционной деятельности, находящиеся на стадии развития или исследования перспективных рынков и, соответственно, не имеющих достаточного залога (обеспечения) для полного покрытия столь высоких рисков. То есть сформированная законодательная база по поддержке инноваций не в полной мере способствует как эффективному партнерству между государством, наукой и бизнесом, так и успешной реализации инновационных проектов. Предусмотренные со стороны государства меры скорее доступны для крупных предприятий, которые в большинстве своем не нуждаются в такой поддержке и имеют собственные ресурсы и лаборатории для создания инновационных продуктов, нежели для малых инновационных предприятий (стартапов).

Не изобретая велосипед

Опыте развитых стран с сильной наукоемкой экономикой (США, ЕС, Япония, Южная Корея и др.), показывает, что развитие отечественной НИС целесообразно осуществлять на базе институциональной формы ГЧП. В Казахстане это возможно, благодаря Закону «О концессиях» в рамках деятельности юридических лиц с участием государства и субъектов частного предпринимательства в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Таким образом, внедрение механизмов и принципов ГЧП позволяет сформировать полноценную НИС с существенными преимуществами для каждой из участвующих сторон.

Преимуществами применения ГЧП в НИС для бизнеса являются следующие:

1. Возможность получения приемлемого уровня гарантированного дохода на вложенные ресурсы;

2. Снижение риска за счет выпуска продукции, имеющей больший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рискованных стадий инновационных проектов;

3. Проведение независимой экспертизы важнейших инновационных проектов, которая дает большую уверенность участникам партнерства в эффективности и выгодности предлагаемых для инвестирования инновационных проектов.

Преимуществами применения ГЧП в НИС для государства являются:

Снижение нагрузки на государственный бюджет за счет привлечения частных инвестиций и переложения части затрат на пользователей научной продукции;

Сокращение возможных рисков при реализации инновационных проектов за счет распределения их между всеми участниками ГЧП;

Реализация долго окупаемых и капиталоемких инновационных проектов, традиционно не выгодных для частного бизнеса;

Возможность осуществления дополнительного транспарентного контроля за расходами финансовых ресурсов и эффективного управления проектами;

Содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры (специальных экономических зон, технопарков, кластеров и др.).

Бекмурат Талипов, аналитик «Казахстанского центра государственно-частного партнерства»

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.