Тимур Палташев: «Экранолетчики» и «кейбордисты» вам не нужны»…
Поддержать

Тимур Палташев: «Экранолетчики» и «кейбордисты» вам не нужны»…

ALMAUniversity, ранее МАБ,посетил известный ученый из Силиконовой Долины США, Тимур Палташев. Доктор технических наук, профессор СПбГУ, основатель компании GTnano — Gatchina Nanoelectronics LLC, один из создателей известной международной конференции ГрафиКон, специалист в областях компьютерной графики, микро и нано-электроники – Тимур Турсунович имеет богатую и интересную биографию. В Казахстан он приехал по приглашению ALMA University (МАБ), где скоро будет открыта Школа информационных систем и инжиниринга,– для оказания преподавательских и консультационных услуг.

По словам Тимура Палташева, сегодня как в Казахстане, так и на всей территории бывшего Союза, ощущается острая нехватка технических специалистов. Как считает эксперт, чтобы исправить ситуацию, сегодня нужно создавать хорошую базу еще в школе – имеются в виду именно человеческие ресурсы. А уже на этом  «фундаменте»,  из хорошо подготовленных ребят, можно строить и систему колледжей или, по-старому, техникумов,  и таким образом возрождать систему средне -специального и профтехобразования.

— Тимур Турсунович, вы приехали в ALMAUniversity в качестве преподавателя и консультанта. Расскажите об это подробнее.

— Чтение мною курса лекций связано с тем, что в бизнес-университете, который выпускает, в основном, «торговцев», менеджеров, предпринимателей, появились инженерные специальности. Сегодняшнюю ситуацию в Казахстане вы знаете: юристов, экономистов и финансистов «напечатали» на 30 лет вперед. И катастрофически не хватает квалифицированных технических специалистов, которые могут работать со всевозрастающим объемом технических средств, заполняющих нашу жизнь. Одно из направлений, которые требуют серьезного внимания, – компьютерные технологии, инновационная индустрия, и, соответственно с ними, изменение всех производственных, управленческих и иных процессов на предприятиях, в том числе в университетах, с тем,  чтобы повысить качество образования. И это вопрос серьезный, потому что  за последние 15 лет традиционная, национально-техническая школа, в общем, значительно деградировала.

— Вы имеете в виду Казахстан?

— Да, но не только. Это произошло частично в России, сильно пострадал в этом смысле Узбекистан. Причины – развал Союза и колоссальный отток кадров. В 90-е годы в образовании людям  деньги вообще не платили, коллеги моего поколения практически полностью ушли сиз Политеха, например, с кафедры вычислительной техники. То есть люди, которые должны были держать этот уровень (советской технической школы – авт.), ушли, вместо них сегодня работают те, кто закончили областные вузы, защитили, уже в годы независимости, какие-то диссертации, причем не по профилю, а, например, по педагогическим наукам. А учат сейчас инженеров! Сложно понять, какие инженеры получатся…  Серьезная профессура, которая еще кое-где осталась, не может повлиять на ситуацию, в силу разных причин. Зарплаты в образовании до сих пор оставляют желать лучшего, а новые частные вузы, которые открылись, оттягивают на себя наиболее эффективных профессоров. И я знаю, что многие мои знакомые числятся в одном вузе, но появляются там только для того, чтобы  «отчитать» свои лекции, и немедленно убегают в другой университет, где они тоже читают. Это неизбежно накладывает отпечаток на качество обучения. Сейчас проблема в том, что еще и средняя школа по качеству подготовки начала «проседать». Они не могут квалифицированно учить основам, дать хорошую базу.

— Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

— Есть известное выражение Сталина: «Кадры решают все». По факту,  будет так: какие у вас люди — такой у вас бизнес, какие у вас люди и бизнес – такая у вас страна. Государственные органы зеркально отражают ситуацию в самой стране. Никогда нельзя говорить, что госорганы плохие, а люди – хорошие, они друг друга стоят. Точно так же, как и бизнес.

Основная проблема: у нас образование и вообще все общество были сильно дезориентированы в связи с тем, что было ожидание: мол, мы сейчас выйдем на рынок, все приватизируем, разовьем частный бизнес  —  и у нас наступит капиталистический рай. В общем, за что боролись, на то и напоролись, 25 лет прошло – хватит. Вопрос теперь в  другом: чтобы реально строить страну, нужны люди, которые обладают не только предпринимательскими способностями или инновационным мышлением. Основная масса людей должна просто квалифицированно уметь делать свою работу! Правильно и квалифицированно.

Но для этого нужно отказаться от верхоглядства, и приступить к глубоким, коренным изменениям, в общем, нужно работать.

— Издержки определенные в образовании есть, но, возможно, они связаны с тем, что идет перестройка всей системы, подгонка ее к мировым стандартам…

— Лишь отчасти это так. На самом деле, основная проблема заключается в низком качестве школьного и средне -специального образования. А учитывая, что новый мир – это мир технологический, то детей нужно учить не на уровне айфона или айпэда, а на уровне «сделай сам». А то выросло поколение, которое компьютер знает, и больше ничего, – такие «экранолетчики» и «кейбордисты» – а руками ничего делать не умеют!  Надо учить людей делать простые вещи, из которых и состоит вся жизнь общества. Не все же должны на базаре торговать, кто-то должен и отверткой крутить, для того чтобы страна просто работала и жила.

В чем заключается проблема всяческих технических средств, сервисов и обеспечения всей инфраструктуры экономики? Нужно огромное количество средне — технического персонала, то есть людей, которые знают, как и что делать, и умеют работать руками. Может быть, они не имеют высшего образования, но они обладают навыками, и эти навыки ценятся достаточно высоко. В США люди со средним техническим образованием получают гораздо большую зарплату, чем профессора в университете – и, в общем, совершенно правильно. Если говорить честно, любой американский серьезный сантехник зарабатывает больше, чем профессор в университете Беркли. И при этом он работает не пять дней в неделю, а три, а два дня может себе позволить играть в гольф.

— А что вы, как консультант, можете посоветовать частным университетам Казахстана?

— На мой взгляд, в частном вузе должен быть сделан упор не на базу научно-исследовательских лабораторий и т.п.,  а на создание собственной базы студентов. Потому что для того, чтобы идти в сторону исследований, вам нужны правильные кадры – вы их с улицы не возьмете. Вы их даже в обычной школе не возьмете… Вам нужна собственная техническая школа, либо школа, в которой читают дополнительные технические классы, с большей спецификой на инженерию.

Я советую это ALMAUniversity, как частному университету, имеющему амбиции создать инженерный колледж  с  научными лабораториями. Планируется делать это с международным участием – будет задействована, в частности, Сеть инженерных вузов Франции. Делать это все нужно правильно, чтобы создать платформу, которая позволит этому колледжу развиваться. Следовательно, нужно действовать поэтапно. Первый этап – строительство двухлетнего колледжа вначале внутри университета. Этот колледж будет принимать абитуриентов в массовом порядке. А из него уже выбираются лучшие из лучших,  для бакалавриата. Ну, а дальше, если у вас на бакалавриате хотя бы 30% лучших из лучших учится —  это база для любых научных исследований в лаборатории и работы с индустрией, потому что в отрыве от индустрии не работают даже небольшие колледжи. В США они (колледжи – авт.) всегда связаны с мастерскими, прочими сервисами, тем более в крупных компаниях нужно очень много технического персонала.

Далее эти выпусники бакалавриата  могут поднять имидж  университета, вплоть до хорошей программы PhD, то есть подготовки научных кадров. Надо действовать постепенно и начинать, прежде всего, с нижнего уровня, потому что без базы «наверх» не запрыгнуть. Опыт показывает: вузы, которые взяли и немедленно открыли в Казахстане инженерные специальности, навыпускали «инженеров», которых сегодня никуда не берут на работу. Ведь ни одна компания не может себе позволить специалиста, который не умеет решать конкретные технические задачи. Вопрос в том, что когда начинается реальная инженерия, все «танцы» с бизнесом заканчиваются. Инженерия требует последовательного подхода, инкрементального (пошагового) роста. И, в общем, очень хорошо спланированной деятельности по самосозданию этого дела.

— А что должны делать государство, бизнес – со своей стороны?

— Во-первых, государство должно обеспечивать гранты в техническом и средне-специальном образовании, чтобы люди могли в течение двух лет получить техническую специальность, не оканчивая вуз. То есть,  это самая простая вещь, и, естественно, ее нужно лоббировать. Я так понял, гранты у вас существуют только на высшее образование?

— Да, пока только на высшее.

— Для технического средне-специального образования их тоже нужно вводить. Потому что специфика такова: все думают, что  средне-специальное образование – это «так себе». Но в советское время техникум был забит оборудованием, которое использовалось на заводах. Люди учились на этом оборудовании, они выходили из техникума в цех — и их не надо было доучивать. Это были готовые специалисты. Сейчас в Казахстане токаря толкового, фрезеровщика не найти. Люди не знают, как подойти к современному станку с числовым программным управлением, так что, первое – это гранты.

Второе – это помощь в приобретении современного цифрового оборудования для колледжей и техникумов. Потому что техникумы не могут стоять без оборудования, они должны учить людей работать. О какой индустриализации можно говорить, если у нас нет квалифицированных рабочих? Даже производственный цех запустить проблематично – или людей не найдешь, или, пока их сам будешь готовить, оборудование устареет и т.д. То есть, стабильная устойчивая индустриализация базируется на том, что идет беспрерывный поток подготовки кадров. Причем, я уже сказал : можно даже сделать просто свое профтехучилище, которое будет базой и для техникума. Но я хочу отметить, что не даю общих рецептов на уровне государства, я даю рецепты на уровне университета.

— А эти «рецепты» раньше были где-либо апробированы?

 – Конечно. В свое время в США запускали проект на космодроме «Восточный» — собирались открывать международный университет, приглашать иностранных профессоров, которые должны были учить детей проживавших там ракетных офицеров. Я тогда объяснил людям, что это будет просто бездарная трата денег — через два года у них средства будут истрачены, но ничего работающего не появится. Я сказал: возьмите хотя бы половину этих денег и постройте хороший техникум. Преподавателей вы найдете среди офицеров-отставников – это относительно молодые, высокообразованные люди (им по сорок с небольшим лет), которые закончили инженерные академии космических, ракетно-артиллерийских войск и т.д. Просто болтаться на пенсии им скучно, и они с удовольствием будут работать   с детьми и учить их всем премудростям. Они меня послушали и последовали совету, этот техникум до сих пор работает.

Но, конечно, нужно признать, что рецепты насыщенного рынка бывают неприменимы для рынков, которые только начали развиваться. В Казахстане инженерная школа работала на хорошем уровне до конца 80-х годов, но потом дело рухнуло. И сейчас фактически заново надо ее отстраивать. Условия здесь другие, нежели в США, и вообще все по-другому, поэтому американский рецепт здесь работать не будет в принципе. Надо искать свои рецепты, в первую очередь.

— А в Америке бизнес  финансирует образование, подготовку специалистов? В каких формах это происходит?

— Бизнес участвует опосредованно. Отношение нашей корпорации, например, к образованию — очень специфическое. У нас есть отдел University relations, куда мы берем ребят на стажировку – магистров, аспирантов. В зависимости от результатов,  мы приглашаем их еще раз – на следующее лето, а потом можем взять их к себе на работу. То есть,  мы используем университеты и отношения с ними, как к источнику кадров. Иногда мы платим университетам деньги за выполнение каких-то исследовательских работ, если они нам нужны, однако  это бывает нечасто. Хотя наша корпорация заплатила 100 тысяч долларов Калифорнийскому университету в Дэвисе по проекту графических процессоров. Бизнес, если и спонсирует исследования, то, как правило, делает это вместе с государством. Государство также дает университетам какие-то гранты, таким образом, финансирование вузов складывается из нескольких источников. Но мы не может никого содержать, мы используем вузы, в основном, как источник кадров.

Причем вузы и здесь имеют свой профит. Так, например, мы платим за участие в ярмарках вакансий в университетах – с нас берут деньги, в среднем, по 2 тысячи долларов – только за то, чтобы приехать и посмотреть на студентов, и предложить работу лучшим из них. Думаю, это правильный подход.

За это нам дают два стола, мы ставим свои транспаранты, — мы ходим в Стэнфорд, Беркли,UCDavis.

— Роль вузов в США традиционно очень высока. Так, например,  университеты являются равноправным партнером во взаимодействии государства, бизнеса и образования. У нас же пока есть понятие государственно-частного партнерства, но вузы из этой связки выпадают, остаются в стороне. На ваш взгляд, это проблема или просто еще одна национальная особенность?

— Ну, правильно, вузы «задвигают», чтобы они не мешались под ногами. Не дай Бог, там квалифицированные люди попадутся, и начнут вытаскивать все грязное белье из этих программ инновационно-индустриального развития! Поэтому их и не пускают – они посторонние в этом процессе. Там должны быть только «свои». Это прямой ответ на вопрос.

Другой вопрос: в США все построено так, что университеты традиционно являются центром общественной жизни. Ведь исторически Штаты не являются централизованной страной, в каждом штате есть свой университет, в каждом городке есть свой колледж, в каждом районе есть своя школа. Они-то на самом деле и являются центрами жизни, и если какие-то проблемы возникают – куда местное правительство обращается? В первую очередь —  в университет. Вуз в Америке — местный аккумулятор науки, потому что там нет научно-исследовательских институтов, Академия наук у них – небольшая общественная организация, у них есть огромные национальные лаборатории, которые принадлежат, в основном, Министерству энергетики, либо Пентагону. Но они, в основном, взаимодействуют только с очень крупным бизнесом, который имеет оборонный характер. А на уровне Штатов и обычного бизнеса — университеты непосредственно являются научными центрами. И государственные власти все время пытаются во всем задействовать вузы. Потому что для них это вопрос повышения уровня и качества образования и получения квалифицированных кадров, которые могут построить бизнес, либо будут участвовать в расширении того бизнеса, который есть на территории штата.

В Казахстане же в образовании, как и во всех других сферах, существовала централизованная система. Академия наук, НИИ, вузы, все – подчинялись единому центру. Академию наук«убили», НИИ развалили, вузы оттолкнули, поэтому все находится сейчас в таком состоянии.

На самом деле в США вузы вовлечены в процесс принятия решений, причем и на самом высоком уровне. Когда государство объявляет какие-то конкурсы, проекты и т.д., их сначала смотрят и оценивают профессора, соответствующие профильные кафедры – причем они получают очень неплохие деньги за аналитику проекта, ревю, оценку, выступление. У вас этого нет, решения принимаются келейно, узким кругом лиц и в интересах этого круга лиц, а вовсе не в интересах народа.

— Если сравнивать качество и уровень подготовки студентов в РК и США – что вы можете сказать?

— Основная проблема в том, что ваши студенты разбалованы, их, честно говоря, не гоняют так, как нужно гонять. Если родители платят деньги, то родители ожидают, что их потомков здесь чему-то будут учить. А этих потомков развлекают танцами, клубами и т.д. Может быть, так и нужно обучать студентов специальности PR, например. Но если говорить об инженерах, то им нужно работать в лабораториях, копаться и делать руками многие вещи, дабы потом не было проблем у родителей, куда этого отпрыска несчастного затолкать, чтобы он  хоть чему-то научился. ..

Это основная проблема, потому что, если говорить о «входном материале», который приходит в вузы Казахстана, России или США, то он, в общем, везде одинаков. А вот дальше в США  их начинают «метелить» по полной программе, а у вас зачастую развращают и демотивируют. К дисциплине нужно еще в школе приучать.

Еще я обратил внимание, что у ваших вчерашних школьников есть все повадки индийских студентов. Я имею в виду массовое списывание – я это называю «коллективный ум». Этого практически не было в советском Казахстане, по крайней мере, в тех вузах центральных, в которых мы учились в 70-е годы прошлого века. Потому что, во-первых, для уважающего себя человека это было просто потерей лица, а во-вторых, это было простительно только тем, кому надо было перебиться с двоечки на троечку. А тут я спросил: что вы делаете? «А это у нас такая взаимопомощь». А как вы будете работать? Ведь вы все, вместе взятые, со своим коллективным умом профессионально непригодны ни для чего вообще! Кто будет вместо вас обязанности исполнять?

Так что, во-первых, нужно «бить» по этой культуре списывания, даже в российских вузах сейчас такого нет. Раньше было, но потом начали принимать меры, и сейчас, по крайней мере, явного списывания нет. Чтобы все через телефон передавали друг другу одно и то же решение – такого нет. Как-то студенты написали тест, и у половины были одинаковые ответы, вплоть до мелочей списали друг у друга. Я сказал – всем минус пять баллов. Почему? Они что-то сделали вместе, но по отдельности никто ничего не знает, и самостоятельно они не умеют работать. Вопрос в том, чтобы их дисциплинировать еще в вузе. Иначе они будут профнепригодны. Современная экономика требует дисциплинированного персонала, не креативного, а дисциплинированного! И «креаклов», на самом деле,  вам нужно очень немного, экономика работает не благодаря «креаклам», а благодаря людям, которые четко знают график работ, свои обязанности, и их исполняют. Современная экономика – это машина, которая должна функционировать, как часы. Если туда набросать «креаклов», они развалят любое предприятие.

— Но разве не «креаклы» двигают мир, предлагают нестандартные решения – и разве креативность – это плохо?

— Вопрос в том, что нет бизнеса в мире – есть индустрия. Бизнес – это просто дело, у нас под бизнесом понимают, в основном, торговлю. На самом деле, мир – это сплошная индустрия. Взять любое торговое предприятие – это мощнейшая индустрия, в котором работают тысячи компьютеров, сложная техническая система, которую нужно поддерживать. Взять любой маленький ресторан: если ты хочешь, чтобы он был достаточно прибыльным, нужно обслуживать как можно больше клиентов. Чтобы как можно больше клиентов обслужить, нужна полностью электронная система учета и приема заказов, чтобы кухня работала синхронно, подвоз продуктов был и т.д. Кто этим будет заниматься, кто будет разрабатывать эти системы? Дело в том, что в Америке их не купишь, и для малых предприятий системы автоматизации должны делаться на месте, в республике. «Креаклы» их разрабатывать не будут, это могут сделать инженеры. То есть если мы идем в сторону инженерного образования – подход должен быть совершенно другим, потому что нужно отбирать правильных людей, и учить их нужно правильно, и тратить деньги не на  танцы, а покупать оборудование.

Причем оборудование для информационных систем достаточно дорогое, как и для машиностроения. А чтобы научить инженера работать с любыми системами, достаточно 150 долларов – это комплект оборудования. Все остальное можно скачать через интернет бесплатно, в этом смысле все упростилось. Если же говорить о машиностроении, то там оборудование дорогое, и нужно идти на кооперацию с индустрией. Я приведу классический пример. 15 лет назад я работал в Южной Дакоте, в Технологическом университете, на кафедре механической инженерии. И там был огромный цех – помещение, в котором были установлены все образцы оборудования, которые стояли на заводах компании Caterpillar, которая выпускает тракторы, экскаваторы и прочие изделия. И студенты в качестве своих курсовых работ сами проектировали детали и  сами изготавливали их на этом оборудовании. Сама кафедра принадлежала напрямую Caterpillar.

— Это успешный пример кооперации образования с индустрией?

— Да, если хотите. Естественно, университет сам никогда бы не смог купить эти станки. Но фирма всегда, когда покупает оборудование для своих цехов – думает, а кто же будет работать на этом оборудовании? И они покупают один комплект для кафедры. Это пример, как крупные корпорации взаимодействуют со своими базовыми школами. Но, конечно, любой университет не получил бы такой цех от Caterpillar. В данном случае это стало возможным, потому что генеральный директор Caterpillar был выпускником Технологического университета Дакоты. Система связей в американском университете очень сильно построена на alumni – ассоциации выпускников. И эти выпускники часто, при возможности, жертвуют средства или через корпорации оформляют техническую помощь. Это также хороший пример того, как вузы могут работать со своими выпускниками.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.