суббота, 21 апреля 2018
Облачно +8, Облачно
USD/KZT: 326.17 EUR/KZT: 401.25 RUR/KZT: 5.31
«Арсенал» начнет «эпоху без Венгера» «Самрук-Қазына» оптимизируется вдвое Арест «Алма ТВ» Лавров гарантирует: настоящей войны не будет Не ищите Свазиленд Стоимость нефти зависит от аппетитов Qazaq Banki: все было плохо еще до нас Банк Астаны «чувствует себя комфортно» Правительства Сапара Исакова больше нет Афганский транзит Аграрный вопрос устроил сенаторов Голос Китая Жогорку Кенеш против кабинета Сапара Исакова Экономика Казахстана: рост будет умеренным Министр Сагадиев: уточним, примем и выплатим Новые санкции США обождут МВД: генерал Кудебаев чист Aluminium уверенно продолжает рост Безвизовый Хайнань Население отключили от эфира Жаров: Facebook, и вас заблокируем! Почем нынче социология? Армянская «бархатная» Алюминий «Русала» не нужен и японцам Пулитцеровская премия-2018: и здесь не без Кремля

Казахстан на Ближнем Востоке – дело тонкое

Стало известно о том, что Казахстан присоединился к  транспортному коридору «Центральная Азия – Ближний Восток», который открывает новые пути для казахстанских товаров. Теперь маршрут коридора будет проходить по ветке Казахстан - Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Эксперты подчеркивают, что присоединение Казахстана к амбициозному проекту открывает ему дорогу для транспортировки грузов в страны Ближнего Востока и делает республику одним из главных торговых игроков для этого региона среди стран Центральной Азии.

Само соглашение о создании международного транспортного и транзитного коридора было подписано  еще 25 апреля 2011 года на уровне глав министерств внутренних дел государств, участвующих в проекте. И с тех пор шли работы по согласованию спорных моментов и изучению перспектив проекта, созданию необходимой инфраструктуры.

Предполагается, что коридор даст возможность странам Центральной Азии получить доступ к портам Персидского и Оманского заливов.  Интерес к транспортному коридору «Цент­ральная Азия – Ближний Восток» проявляют и ведущие региональные игроки, среди них Россия и Китай. Привлекательными сторонами маршрута эксперты считают возможность расширения объемов общей торговли и снижение затрат на транзит грузов. Согласно официальным сообщениям, сейчас идет изучение возможностей сотрудничества в рамках данного коридора по таким направлениям, как таможенная кооперация, перевозки автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, к тому же Турк­менистан, Иран и Казахстан уже имеют аналогичный опыт сотрудничества в рамках строительства железнодорожного коридора «Север–Юг». Согласно расчетам, годовой объем перевозок по новому коридору может составить 10-12 млн  тонн грузов.

Напомним, что еще в 2013 встречаясь с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, глава РК Нурсултан Назарбаев сообщил, что в перспективе планируется создание маршрута, который свяжет Центральную Азию, Ближний Восток и Европу. Тогда он отметил, что, к примеру,  железная дорога «Казахстан - Туркменистан» - это ключевая часть будущего транзитного коридора с выходом на Персидский залив. «Начало этому проекту мы заложили в 2007 году, когда мы вместе с президентами Туркменистана и Ирана подписали декларацию о строительстве транспортной магистрали. В 2009 году мы приступили к её строительству. В настоящий момент работы по прокладке казахстанско-туркменской железной дороги завершены. В перспективе у нас - создание маршрута, который свяжет транспортные сети Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы»,  - отмечал тогда Назарбаев.

Что же все-таки может дать новый коридор Казахстану?

Политолог, специалист Ирану и странам Ближнего Востока Антон Евстратов сказал «Exclusive.kz», что  подключение Казахстана к столь перспективному и уже долгие годы раскручиваемому по преимуществу иранской стороной проекту следует рассматривать, в контексте пребывания Астаны в ЕАЭС. Таким образом, Иран является страной - транзитером не только для сравнительно небольших и экономически слабых республик Центральной Азии, но и Казахстана и России, а в перспективе - всего ЕАЭС. Более того, сам Казахстан получает все транзитные преимущества от вывода в иранские порты товаров своих партнеров по союзу. Учитывая уже имеющийся коридор Север-Юг, строящуюся железную дорогу между Ираном и Азербайджаном, которая также соединит иранские железные дороги с РЖД и шоссе между Ираном и Арменией, можно лишь констатировать солидность устремлений Ирана и стран евразийского пространства к взаимодействию, считает эксперт.

«Ожидается, что уже вскоре оно выйдет на совершенно иной уровень. Так, к примеру, товарооборот между РФ и ИРИ по разным данным и в разные годы составлял всего 1-3 миллиарда долларов, что просто смешно для таких крупных государств, взявших к тому же курс на стратегическое партнерство. Облегчение и удешевление грузоперевозок станут значимым стимулом к изменению ситуации к лучшему. Более того, новая дорога может быть интересна и Китаю, который видит  Иран, и страны Ближнего Востока важными рынками сбыта своей продукции.  Это еще больше повысит как уровень экономического взаимодействия, объемы циркуляции грузов на Евразийском пространстве, так и значимость стран Центральной Азии.  В особенности Казахстана, как наиболее подготовленной в инфраструктурном и экономическом отношении к столь серьезным проектам и транзитной роли страны», - сказал Антон Евстратов.

Экономический аналитик, доктор университета регионоведения «Ханкук» из Южной Кореи Ровшан Ибрагимов заметил, что в целом для стран, которые не имеют выхода к открытым морям, является стратегически важным диверсифицировать транспортные пути с целью обеспечить безопасность и бесперебойность перевозок. Таким образом, любые транспортные проекты, которые целесообразны и необходимы на определенный момент, могут привлечь внимание. Транспортный маршрут Центральная Азия - Ближний Восток - сам по себе еще не реализован и требует значительных инвестиций и согласования между странами, планирующими его реализовать. В данном случае, его актуальность будет зависеть от необходимости в нем, заметил эксперт. Он сказал, что если существующие и реализуемые проекты не будут отвечать всем необходимым требованиям, то данный коридор может быть востребован. Участие Казахстана в проекте больше рассчитано на перспективу, когда будет рост товарооборота, и желание быть застрахованным от возможных непредвиденных осложнений на имеющихся проектах, подчеркнул

Директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М. Ломоносова Сергей Рекеда сказал, что подключение Казахстана к транспортному коридору Центральная Азия - Ближний Восток в целом укладывается в стратегию РК по развитию своего транзитного потенциала и соответствующего развития на своей территории транспортной инфраструктуры. Отвечает это и желанию найти удобные пути экспорта зерна на Ближний Восток.

«В целом следует напомнить, что объемы грузоперевозок по железной дороге в этом направлении со стороны Казахстана в последние годы увеличивались, поэтому присоединение РК к проекту данного транспортного коридора шаг объективно обусловленный. Однако следует признать, что экономическую эффективность подобных инфраструктурных проектов сложно оценивать заранее - слишком от большого количества факторов зависит их успешность. В частности нужно понять какой все же тарифный режим будет на пути следования составов, а пока он довольно сложный, какое время будет двигаться груз между крайними точками маршрута, какие товары будут следовать по данному маршруту и т.д. Но есть другая сторона проблемы - региональная. Центральная Азия испытывает дефицит качественной железнодорожной инфраструктуры. В этой связи следует напомнить, что интерес к присоединению к обсуждаемому транспортному коридору высказывал не только Казахстан, но и Кыргызстан. При этом в Кыргызстане, согласно официальной статистике, 95% общего объема грузоперевозок приходится на автотранспорт. С этой точки зрения, присоединение новых центральноазитских стран к проекту будет иметь позитивный эффект для развития региональной инфраструктуры, в том числе в границах ЕАЭС», - заключил он.

 

 

 

Оставить комментарий

Бизнес

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33