Программа финансового оздоровления АПК выгодна только олигархам
Поддержать

Программа финансового оздоровления АПК выгодна только олигархам

ФЕРМ.2 - 2

Налоговая нагрузка на аграриев может вырасти в три раза. А посевная кончиться крахом из-за отсутствия семян.

Минфин выступает за отмену единого земельного налога. В рабочих группах сегодня идет обсуждение инициативы Минфина, в котором принимают участие и эксперты Союза фермеров Казахстана.
Один из главных довод разработчиков: повышение налогов «ударит» по нерадивым аграриям, оформивших землю, но не использующих ее по назначению. Из-за этого страдает как сама земля, так и земли соседних хозяйств.
Другой довод: Казахстану предстоит войти в ВТО и от единого земельного налога, так или иначе, придется отказаться. В свою очередь, в СФК считают, что повышение налогов ударит в первую очередь по малым и средним фермерам, которые и без того «стоят на коленях». Инициаторы реформы успокаивают аграриев тем, что повышение налоговой нагрузки для фермеров, по сути, «компенсируется» увеличением субсидирования в отрасли. Однако, если в теории и в выступлениях это работает, на практике все выходит иначе и принцип равнодоступности мер господдержки для рядовых фермеров и крупных компаний вообще не работает.
В нашей стране почему-то принято поддерживать крупный сельский бизнес, а мелкие крестьянские фермы остаются «за бортом». Вот конкретный пример. В Правилах по субсидированию отрасли животноводства, утвержденных постановлениями правительства, прописаны требования и нормы, отсекающие большинство фермерских хозяйств от мер господдержки. Субсидии на производство молока могут получить только те товаропроизводители, которые на 1 января соответствующего года имеют в наличии не менее 100 голов коров и телок старше 2-х лет. При этом на повышенные субсидии могут рассчитывать хозяйства, содержащие свыше 400 голов маточного поголовья. И таких примеров из этих Правил можно привести массу. Суть в том, что «благодаря» этим правилам господдержку получат уже состоявшиеся, крупные бизнесмены. Вместо того, чтобы помогать мелкому фермеру встать на ноги и расширится, государство все внимание уделяет крупному бизнесу. Где логика? И это напрямую касается и ВТО. Если сегодня не поддержать мелких и средних фермеров, как казахстанские фермеры завтра будут конкурировать с производителями других стран? И это несмотря на то, что львиная доля сельскохозяйственной продукции, особенно в животноводстве, сегодня производится именно мелкими фермерами и в личных подворьях граждан, а никак не на мегафермах.
Так согласно официальным данным Агентства по статистике РК крупные холдинги и сельхозформирования производят всего лишь 5,7% мяса-сырья, 4% молока-сырья, 5% шерсти. Остальные проценты, а это свыше 90%, приходятся на долю личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств.
Где здесь справедливость и рыночный подход – задают вопросы в СФК? Было бы правильным, если бы меры господдержки для разных категорий производителей распределялись пропорционально их вкладу, а не в зависимости от мощности их коровников или применяемых технологий. Справедливости ради стоит отметить, что на одном из последних заседаний рабочей группы позиция МСХ РК оказалась уже ближе к фермерской, то есть и там сегодня понимают, что разработанные ими Правила никак не стимулируют рост предприятий, а решают проблемы крупного бизнеса. В СФК также считают, что усложнение налогового администрирования скажется на затратах фермеров. Крестьянам придется нанимать бухгалтеров, которых в сельской местности очень не хватает.

ФЕРМ.5 ДОП.

В этой связи в Союзе фермеров Казахстана считают, что Госпрограмма по финансовому оздоровлению в АПК больше похожа на кампанию по спасению олигархов. Эксперты данного общественного объединения принимают участие в обсуждении проекта Правил по финансовому оздоровлению. Свои замечания и пожелания фермеры уже направили в МСХ РК.
Так, отмечают в Союзе, весьма подозрительно, что государство намерено помочь аграриям с долгами «тянущимися» аж с 2003 года, то есть уже 10 лет! Это предусмотрено проектом Правил. По мнению руководства СФК, рядовые фермеры не могут столь долго отбиваться от кредиторов и за 10 лет уже давно бы стали банкротом, а имущество ушло с молотка. К тому же, все в тех же Правилах говорится о государственной помощи с задолженностью до 4,5 млрд. тенге.
— Подумайте, какие фермеры могут взять кредит в 4,5 млрд. тенге и не отдавать его 10 лет?! Понятное дело, речь тут о крупных холдингах, а никак не о мелких либо средних фермерах. Или вот такой момент: в Казахстане у некоторых олигархов до 20, а иногда и больше компаний в холдинге, что же получается?! Если каждой из этих 20 ТОО одобрят «списание» долгов на сумму 4,5 млрд. тенге, то выходит, только в одни руки может уйти почти 40% всех денег, выделенных на финансовое оздоровление по всей стране. Представьте: если соберется 10 таких «воротил бизнеса», то от бюджетных 300 млрд. тенге реальным фермерам ни тиына не достанется?!, — возмущен президент Союз фермеров Казахстана Ауезхан Даринов.
В СФК опасаются, что благие намерения по оздоровлению субъектов АПК в итоге могут обернуться лишь спасением крупных компаний. Несмотря на то, что за счет своих размеров последние имеют доступ к кредитным финансовым ресурсам и государственным субсидиям, дела у них часто идут не очень хорошо. Все из-за «перекачки» денег из сельскохозяйственной отрасли в другие направления деятельности или даже из-за «перекачки» средств в бизнес-проекты за рубежом. А здесь, в Казахстане, учредители этих компаний «ходят с протянутой рукой», считают в СФК.
Для большего эффекта в СФК предлагают установить лимит в 500 млн. тенге «в одни руки», что позволит охватить гораздо большее количество аграриев. Что касается временных рамок, достаточным было бы помочь с долгами, образовавшимися с 2008 года, когда и случилась сильная засуха, не позволившая фермерам рассчитать с кредитами.
Кроме того, одно из предложений Союза фермеров Казахстана – публикация списков участников программы финоздоровления в СМИ и открытый доступ к нему на сайтах соответствующих ведомств.

ФЕРМ.3-3

Но больше всего фермеров сегодня волнуют проблемы нового сельскохозяйственного сезона. Посевная кампания в Казахстане «буксует» из-за нехватки семян. И причина тут в первую очередь в нерасторопности и не сплочённости самих фермеров, считают в Республиканском общественном объединении «Союз фермеров Казахстана».
Напомним, еще осенью прошлого года в Союзе предрекали дефицит семян к предстоящей посевной. Тогда, по прогнозам Союза, в целом по стране дефицит составлял около 110 тысяч тонн. Сегодня, как заверяют в СФК, с призывом о помощи к ним ежедневно обращаются аграрии с разных регионов.
— Если Вы помните, уже в октябре прошлого года мы били в колокола, настойчиво напоминали, что и фермерам и правительству необходимо принять меры – семян на следующий год просто на просто не хватит. Мы просили фермеров, чтобы они письменно собрали заявки на семена, чтобы мы с этими заявками на руках пошли добиваться решения вопроса в Минсельхоз и в Правительство. Мы ведь не можем ссылаться на устные обращения или звонки. Однако крестьяне надеялись на «авось», кому-то из фермеров местные акиматы обещали «решить вопрос», дабы те не поднимали лишнего шума. Что мы имеем сегодня? Чуть ли не ежедневно к нам обращаются крестьяне с просьбой срочно помочь найти семена! Мы, конечно, пытаемся что-то сделать, но я открыто говорю обратившимся: «Сами виноваты!». Что или кто мешал сделать это раньше? — весьма эмоционально комментирует ситуациюглава СФК Ауезхан Даринов.
По словам главного фермера страны, огромное количество проблем аграриев можно было бы разрешить, но только если действовать дружно, сообща.
Алихан Кенже




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.