вторник, 23 апреля 2019
,
USD/KZT: 377.11 EUR/KZT: 424.21 RUR/KZT: 5.91
Тест Тимошенко для Зеленского Есть претендент от социал-демократов! Кто легко заплатит за столичный Light Rail? Украинцы честно выбрали шестого президента Акимы могут получить корпоративный подоходный налог МСБ Пророссийский украинец Медведчук дал совет кандидату Зеленскому Чем будет занят Токаев в ближайшие дни «Старший» партнер хочет лишить казахов возможности закупать сахар вне ЕАЭС Крымские оккупанты в Алматы Судьбу Байконура решают только президенты Пекин докладывает о росте экономики В Туркестанской области женщина пытала падчериц? Трамп подразнил в Twitter своих возможных соперников на выборах 2020 года ЕАЭС готовится к системе электронных автопаспортов Charlie Hebdo троллит Макрона, но не символ Франции В России все больше симпатизируют Сталину Полтриллиона отечественным экспортерам Кому и за что дали Пулитцера-2019 Ташкент и Нур-Султан приняли совместное заявление Кабмин пошел навстречу ЦИК не в полном объеме Хозяин Белого дома ворчит на ФРС Токаев рассказал узбекам про «мосты» дружбы Басманный суд оставил Калви под домашним арестом Токаев обратил взор на проблемный Жанаозен Скромный президент сказал много хороших, правильных слов

Тенге слабеет - доходы казны разбухают

Курс тенге продолжит плавное снижение, что будет провоцировать инфляцию и сокращение покупательской способности граждан, однако доходы госказны будут продолжать расти. Такие выводы следуют из исследования АО «Халык-финанс», аналитики которого представили свои выводы об итогах 2018 года и структурных проблемах, поразивших экономику Казахстана.

Подорожавшая нефть в паре со слабым тенге даже при высоких расходах приблизили консолидированный бюджет к балансу в 2018 году, накопление резервов в Нацфонде также возобновилось. Вместе с этим выросла зависимость госбюджета от нефти, повысилось использование внебюджетных фондов, сообщили аналитики «Халык-финанс». В 2018 году доходы госбюджета выросли на 15%: наиболее сильный рост поступления налогов наблюдался от внешнего сектора, опережая рост ВВП, при более слабом вкладе внутренних налогов, что свидетельствует о слабом восстановлении несырьевого сектора.

Затраты госбюджета выросли на 9%: основной рост наблюдался в социальной сфере, где расходы составили почти 5% от ВВП, а по другим крупным статьям отмечена отрицательная динамика. Дефицит госбюджета по итогам 2018 года составил 833 млрд тенге или -1,4% от ВВП, что является наилучшим показателем более чем за 10 лет.

Основной эффект на рост доходов госбюджета в 2018 году оказало повышение цен на нефть на 30%, рост экспорта минерального топлива на 4%, а также ослабление тенге почти на 17% со второго квартала прошлого года. В результате, зависимость госбюджета от доходов нефтедобывающего сектора еще более выросла – доля нефтяных доходов в консолидированном бюджете повысилась до 36% в 2018 году с 29% в 2017 году.

Более чем двукратное обесценение тенге в течение последних нескольких лет является компенсаторным механизмом для упавших цен на нефть, благодаря чему доходы консолидированного бюджета почти восстановились до докризисных уровней, когда нефть стоила более ста долларов за баррель. В то же время это означает, что бремя восполнения выпавших доходов бюджета в конечном итоге переложено на частный сектор и население, что подтверждается ростом экономики при взлете плохих кредитов и падении реальных зарплат населения.

Поступления налогов в Нацфонд достигли 3,2 трлн тенге в 2018 году и не дотянули до рекорда 2015 года всего 267 млрд тенге, при этом поступления превысили изъятия из него впервые с 2015 года. Тем самым, в 2018 году возобновилось накопления нефтедоходов, а средства Нацфонда превысили 40% от ВВП. Валютные активы также показали небольшой рост до 57,7 млрд тенге.

Очередные меры по поддержке банковской системы способствовали сохранению высокого ненефтяного дефицита госбюджета в размере около -8% от ВВП в 2018 году (-12,8% от ВВП в 2017 году), что наглядно демонстрирует сохраняющиеся риски в банковской системе вследствие неразвитости частного сектора экономики.

Сократив использование средств Нацфонда, государство обратилось к ресурсам квазигосударственного сектора, Нацбанка и ЕНПФ, доля которых в консолидированных расходах бюджета составила 5% в 2018 году и вероятно достигнет 8% в текущем году на фоне продолжения оказания помощи банкам. Перераспределение бюджетных средств в квазигосударственный сектор, в том числе за счет внебюджетных фондов, поддерживает высокую долю участия госсектора в экономике и не способствует развитию несырьевого сектора.

Доходы государственного бюджета в 2018 году, без учета трансфертов Нацфонда, выросли на 1 трлн тенге или на 15% год к году до 8,2 трлн тенге, как результат повышения налоговых поступлений почти на 16% и перевыполнения плана на 2%. Трансферты Нацфонда без учета выделения 2,1 трлн тенге на оздоровление банков в 2017 году увеличились на 0,3 трлн тенге или на 13% год к году до 2,6 трлн тенге.

Трансферты Нацфонда остаются наиболее весомой статьей поступлений госбюджета в размере 24% от общих, что на 30% выше поступлений от НДС – крупнейшей статьи среди налоговых доходов. В разбивке по налоговым поступлениям наблюдается рост по КПН +10% год к году, ИПН +12% год к году, социальный налог +7% год к году, НДС +22% год к году.

При этом, поступления НДС на товары и услуги, произведенные в Казахстане, выросли на 48% год к году из-за низкого значения в аналогичном периоде прошлого года и роста переработки нефти, по импорту наблюдается рост на 10%.

Увеличение поступлений по ИПН и соцналогу в 2018 году сопровождалось ростом номинальной зарплаты на 7% и снижением размера соцналога с 9,5% до 7,5%, при одновременном небольшом превышении плановых значений. Рост поступлений по НДС на 22% значительно опережает повышение импорта на 11% год к году за январь-ноябрь 2018 года и рост номинального оборота торговли на 15% год к году. Значение НДС для бюджета сохраняется на высоком уровне, доля доходов от НДС относительно ВВП увеличилась до 3,4% за 2018 год - 3,1% в 2017 году. Поступления по корпоративному подоходному налогу не изменились, доля этого налога относительно ВВП осталась на уровне 2,9% но ниже 3,1% в 2016 году. Поступления по КПН были на 4% ниже запланированных, что можно связать с проблемами в несырьевой части экономики. К примеру, в двух регионах и Астане наблюдалось падение ВВП, слабый рост экономики был в четырех регионах и Алматы, где рост был ниже 3% при 4,1% в среднем по республике.

Поступления налогов в Нацфонд в 2018 года повысились на 60% год к году до 3,2 трлн тенге, на что повлиял рост стоимости нефти на 30% и увеличение объемов экспорта минерального топлива на 4%. Рост обеспечили поступления по КПН на 76% год к году, в два с половиной раза выросли поступления по доле РК в соглашениях по разделу продукции, в два раза увеличились поступления от рентного налога на экспорт и бонусов, снижение наблюдалось по НДПИ на 26% год к году. С учетом падения поступлений по НДПИ на 26% год к году, на второе место по размеру поступающих сумм вышли поступления по доле Казахстана по соглашениям о разделе продукции, что можно отнести на влияние Кашагана и ТШО, где объемы добычи поступательно увеличиваются.

Использование средств Нацфонда в 2018 году составило 2,6 трлн тенге до октября, после чего поступления в Нацфонд начали накапливаться, что произошло впервые с 2015 года ввиду роста выручки от экспорта и ослабления тенге, а также прекращения выделения средств на целевой трансферт. Как следствие, средства Нацфонда стабилизировались на уровне 2017 года в 43% от ВВП. Валютные активы Нацфонда, которые с начала года снижались, в октябре перестали сокращаться и незначительно выросли к концу года до 57,7 млрд долларов.

В 2018 году прогнозная стоимость нефти, заложенная в бюджет, была увеличена с 55 до 65 доларов за баррель. С учетом более слабого обменного курса доходная часть бюджета существенно повысилась. На период низких цен на нефть в 2015-2018 годах, когда средняя цена была на уровне 55 долларов за баррель, слабый курс тенге на уровне около 340 в среднем в аналогичном периоде сыграл решающую роль в поддержании доходов госбюджета. Крайняя зависимость госбюджета от доходов от нефтяного сектора демонстрируется почти 100%-ой корреляцией между реальными изменениями цен на нефть и реальными доходами госбюджета, где в последние годы благодаря слабому тенге доходы госбюджета приблизились к уровню 2010-2014 годов, когда средние цены на нефть соответствовали 100 долларам за баррель.

Помимо положительного влияния увеличения расходов госбюджета на поддержку экономики в период кризиса, значительные средства расходовались на помощь банкам, что являлось скорее пожарной мерой, так как она была направлена на борьбу со следствием, а не причиной. Корень проблем лежит в плоскости структурных проблем в экономике, накопившихся под влиянием проявлений «голландской болезни» и отсутствия прогресса в исправлении исторически сложившегося перекоса в сторону сырьевого сектора. К примеру, без раздутых трат на спасение банков и других неэффективных расходов, размер дефицита консолидированного бюджета в 2014-2018 годах, в среднем не превышал бы 3% от ВВП тенге, в свою очередь, мог бы быть более крепким, тогда как в текущих условиях из-за обесценения нацвалюты население и компании расплачиваются потерей в своих доходах.

На фоне сокращения использования средств Нацфонда за счет прекращения практики использования целевого трансферта с 2018 года, государство начало активно задействовать внебюджетные фонды на нужды банковской системы.

В 2018 году финансовые органы государства задействовали примерно 0,6 трлн тенге, в текущем году на программу повышения ликвидности предусматриваются средства в размере 533 млрд тенге, которые планируются из совместных средств Нацбанка и ЕНПФ. АО «Фонд проблемных кредитов» приобрел у АО «Цеснабанк» портфель сельскохозяйственных кредитов на сумму 604 млрд тенге.

В результате, с учетом данных расходов, ненефтяной дефицит консолидированного бюджета увеличивается на величину данных затрат. В соответствии с правилами по статистике государственных финансов, данные средства должны консолидироваться в расходах бюджета, в результате чего ненефтяной дефицит консолидированного бюджета по итогам 2019 года может составить –8% от ВВП.

На фоне антикризисной поддержки экономики, размер правительственного долга в Казахстане почти удвоился с 2011 года, достигнув 17,2% от ВВП, что явственно характеризует высокую зависимость Казахстана от нефти. Как следствие, Казахстан оказался в ряду нефтедобывающих стран с наиболее высоким увеличением долга правительства в указанном периоде: по данным МВФ, в Азербайджане и Алжире он вырос в 2,5 раза, в 4 раза в Кувейте, в 5 раз в Саудовской Аравии.

Умеренное увеличение правительственного долга за последние 6 лет продемонстрировала Норвегия на 20%, Мексика на 26%, Россия на 30%. Тем не менее, благодаря наличию резервов Нацфонда, размер правительственного долга находится на невысоком уровне в Казахстане в сравнении со странами с развивающейся экономикой, где его размер в среднем составляет 50% от ВВП.

иллюстрации из открытых источников

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33