четверг, 12 декабря 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Наш школьник в 23 раза «дешевле» сингапурского В Таджикистане проверят земли, отданные в аренду китайцам Акции Saudi Aramco подорожали на 10% Как собираются бороться с нелегальной эмиграцией? В Казахстане планируют открыть сервис-центры для Теслы В Казахстане хотят уменьшить количество ВУЗов Токаев встретился с главой Лукойла Скандал с Нобелевской премией Последнее предупреждение? Генассамблея ООН приняла резолюцию по Крыму Умер Юрий Лужков Четверым из десяти казахстанцев отказывают в визе США Токаев поручил повысить стипендии Зеленский встретился с Путиным Сел за Тойоту Немецкий менеджер обвинён в даче взяток чиновникам Туркменистана Атамбаева отправили на психиатрическую экспертизу В Саудовской Аравии отменена сегрегация Россию на 4 года отстранили от Олимпиад Нацбанк РК сохранил базовую ставку ДПК будет защищать этнических казахов В Жанаозене помянули погибших демонстрантов В пользу бедных Linde AG начнет сотрудничество с КазМунайГазом Почему 2 тысячи человек спали на Трафальгарской площади?

Классика - всегда в моде

КЛАССИКА 4-4 Вот уже больше двух лет в казахстанском радиоэфире на волне 102,8 FM звучит классическая музыка. Радиостанция «Радио «Классика», открывшаяся вначале на базе Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, а затем ставшая замечательным культурным проектом Казахского радио, сегодня расширяет свою аудиторию. Недавно радиостанция стала вещать и в Астане, связав, таким образом, общим культурным пространством две столицы страны. Сегодня на вопросы журнала отвечает директор канала «Радио «Классика» кандидат искусствоведения Раушан Джуманиязова: -Как пришла идея создания радиоканала для трансляции классической музыки? Ведь, по общему ходячему мнению, в наш прагматический и скоростной век классическая музыка как-то «не вписывается»… - Многие думают так – и ошибаются. Опыт создания и существования нашего радио доказал, что все люди тянутся к высокому искусству, оно для них становится непрекращающейся духовной потребностью. Стереотипное представление о слушателях классической музыки – это люди с высшим, а чаще всего – с музыкальным образованием, интеллигенция, представители «среднего класса» и старшего поколения, заметно корректируется реальной жизнью. Мы выяснили на собственном опыте, что наши слушатели – это современные, активные люди самого разного возраста и уровня образования, имеющие хороший вкус и желание познавать все огромное богатство мировой музыкальной культуры. Именно уверенность в том, что людям такое искусство просто необходимо и стало тем побудительным мотивом для инициативы ректора Алматинской консерватории – народной артистки Казахстана, пианистке с мировым именем Жании Аубакировой, выдвинувшей идею создания радио классической музыки. Это был непростой процесс, но нас поддержалио государство, в частности – медиахолдинг «Хабар» и вот уже в июне этого года мы будем праздновать свой трехлетний юбилей. КЛАССИКА 1-1 - Два с половиной года существования в эфире – небольшой срок. Что удалось сделать за это время? - Прежде всего мы рады тому, что у нас сформировалась свой творческая команда и своя постоянная и преданная аудитория. Мы даже не ожидали, что ее рост будет идти такими большими темпами, что наши передачи вызовут такой большой и заинтересованный отклик у казахстанцев. Причем – самых разных возрастов, профессий, уровней образования и социального положения. Конечно, приходится искать свои особые формы подачи музыкального материала. Мы должны идти в ногу со временем и не только просвещать слушателя, быть ориентиром для него в безбрежном море классической музыки, но и учитывать современные тенденции. Поэтому нас в эфире звучат и саундтреки к популярным фильмам, есть джаз, мы отдаем немало времени трансляции крупных произведения (симфонии, концерты, оперы); включаем также в программы классику в современной обработке. Недавно наша радиостанция получила диплом победителя в престижном международном конкурса «AIBs Inspiring Awards», который проходил в Лондоне. Этот ежегодный международный конкурс собирает представителей телевидения, радио и трансмедиа уже в девятый раз. В шорт-лист входили 102 участника из 25 стран. В нашем профессиональном сообществе очень мало конкурсов, редко проводятся фестивали. Поэтому нам было особенно приятно получить столь престижный диплом., тем более, что нашему радио всего 2,5 года. Значит, мы движемся в правильном направлении. Диплом стал серьезной поддержкой наших стремлений улучшать свою работу, важным камнем в фундамент нашей репутации. -Слушая ваши передачи, замечаешь, что у вас то и дело в программах появляется что-то новое, необычное… - Наше радио все еще ищет себя, свой неповторимый стиль, все время находимся в поиске. Это естественно для любого молодого творческого коллектива. Мы хотим сформировать самую оптимальную модель формата вещания, которая будет не только отвечать на запросы слушателей, но и постепенно формировать их. Появление новых программ, оригинальных форм подачи музыкального материала в эфире в эфире у нас должны быть всегда, потому что нельзя застыть в одном и том же эмоциональном состоянии, суть музыки – движение и развитие. -Но опыт каких-то радиостанций, ориентированных на классическую музыку, вы все же берете для себя, как образец, или нет? - Безусловно, мы хотим взять все самое лучшее, что имеется сегодня в классическом музыкальном радиоэфире, особенно у тех радиостанций, который существуют уже десятки лет. Мы налаживаем долгосрочные партнерские отношения с таким радиостанциями, как «Орфей» (Москва, Россия), «BR-Klassik» (Мюнхен, Германия), «ВВС3» (Лондон, Великобритания). Приглашаем специалистов на мастер-классы, чтобы учить нашу творческую команду. Например, замечательными оказались мастер-классы звукорежиссера London Symphony Orchestra Криса Роджерса и программного редактора «BR-Klassik» Вернера Бляйштайнера. Мы также планируем стажировки своих сотрудников на ведущих радиостанциях мира. Конечно, наши возможности пока еще не очень велики, чем те, какими обладают, к примеру, сотрудники крупнейшей и старейшей радиостанции классической музыки, как, например, немецкой «BR-Klassik». Мы были там недавно с творческим и деловым визитом, и поражались той бесконечной доброжелательности, вниманию и желанию всячески помогать нам, которую проявляли ее руководство и работники. Эта радиостанция звучит по всей стране, у нее миллионы поклонников. Отличная техническая база и поистине безграничный музыкальный архив, где есть – без преувеличении – все !От простых мелодий маленького народа на каком-нибудь острове в южных морях и до полных подборок произведений классиков различными исполнителями со всего мира. Но вот наша казахская классическая музыка для них оказалась «terra incognita» - неизвестная земля. С тем большим интересом они знакомились с ней и непременно пожелали дополнить ею свои колоссальные музыкальные «запасы». Со своей стороны, они также выразили полную готовность помогать нам, чем только могут, особенно –в предоставлении качественных записей различных классических произведений, в различных исполнительских вариантах. Это станет для нас большим подспорьем в работе. Работу «BR-Klassik» финансово полностью обеспечивает государство. Но масштабы финансирования этих культурных проектов там, конечно, несопоставимо более велики, чем у нас. КЛАССИКА 5-5 -Вот вы были в Германии. Отличается ли тамошняя публика по своим пристрастиям в классической музыке от нашей, что любят слушать там, а что – у нас? - Были такие исследования на территории СНГ. У нас в Казахстане, в России и других странах Содружества слушатели предпочитает более легкие композиции, чаще всего эпохи барокко. Или знакомые классические мелодии, концерты, романтическую музыку. В Европе, напротив, хотят слушать музыку, написанную современниками. И у них для этого есть все условия, потому что любое заметное явление в мире музыки, любой новый и оригинальный исполнитель имеет возможность записаться в профессиональной студии. Мы сегодня сделали упор а сочинения, более доступные для восприятия. Это, как правило, популярные арии, музыка эпохи барокко, отрывки из крупных произведений: симфоний, сюит. Радиотрансляция не должна быть утомительной, долгой, поэтому композиции длятся не более трех минут. Мы должны уметь удерживать внимание слушателей, постепенно, шаг за шагом формируя его музыкальный «багаж». Затем мы можем постепенно переходить к более сложной для восприятия музыке. А вообще прослушивание классической музыки должно быть удовольствием для слушателя, он должен испытывать радость от открытия чего-то нового. - В создание оригинальных программ радио «Classic» включились многие известные в стране люди, деятели культуры… -Да, мы запустили в эфир такие программы, как «Диалог» – с известной певицей Кариной Абдуллиной, «Jazz Time» – с джазовыми экспертами Дианой Макиной и Владимиром Осиповым. Известный казахстанский кинокритик Олег Борецкий рассказывает слушателям о знаменитых саундтреках в известных кинофильмах, о композиторах, которые их написали. Мы также предоставляем высказываться о музыке людям, не работающие в музыкальной сфере: бизнесменам, учителям, инженерам … они приходят к нам и обсуждают с радиоведущими, как то или иное произведение повлияло на их жизнь и настроение. Например, недавно на радио «Classic» побывал режиссер Ермек Турсунов. Он рассказывал радиослушателям о «Реквиеме» Моцарта, считая этот жанр созвучным казахской культуре. И мы продолжаем работать в этом направлении. Сейчас, например, в эфире появилась аналитическая программа «Рецензия» – о музыкальных и культурных событиях города. - Многие с удовольствием отмечают, что радио «Classic» возродило полузабытый жанр – радиосказки на казахском и русском языках, которые иллюстрируются классическими композициями… -Да, и сегодня многие мамочки и их дети не ложатся спать, пока не послушают эти наши композиции. Это уже становится для них хорошей привычкой. Мы получаем много звонков, писем и электронных сообщений с благодарностью за эту нашу «фишку». - Не могу не затронуть такой очень важной проблема для культурной жизни нашей страны, как отсутствие качественных записей отечественных исполнителей. Это находит свое отражение и в репертуаре вашего радио: наших казахстанских композиторов и исполнителей в эфире мало… Почему? – Это действительно проблема, которая должна подниматься и решаться на государственном уровне. Я часто слышу это вопрос: «Почему вы не транслируете казахские оперы, симфонии?» Но ответ прост: нет хороших записей, а старые архивные записи зачастую некачественны, потому что записаны на пленке, которая также стареет, разрушается. Да и не можем мы основывать свою репертуарную политику только на архивных записях 20-40-летней давности – время же идет вперед, меняется жизнь, меняется исполнение, меняется и восприятие слушателей… У нас катастрофически мало записывается современной казахстанской музыки, исполнителей. Мы начали решать эту проблему, записывая концерты в Большом органном зале консерватории, уже есть более-менее качественные записи, но это, конечно, капля в море. Я считаю, что должны быть специальные государственные программы сохранения произведений нашей музыкальной культуры, творческих достижений наших композиторов и исполнителей. Ведь у нас здесь есть несомненные достижения! Тогда богатейшая казахстанская музыка сможет широко заявить о себе на мировом музыкальном рынке, станет узнаваемой и любимой. - Итак, слухи о «смерти» классической музыки в нашем стремительном, суматошном мире… - … Очень сильно преувеличены. Классика всегда была и будет в моде. У думающих и чувствующих людей. Елена Пичугина
Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4