Возвысить степь, не унижая горы
Поддержать

Возвысить степь, не унижая горы

Казахстанский историк открыл новую логику экспансий степных народов

В последнее время на общем пессимистичном фоне постоянно звучат высказывания о том, что все попытки современной науки открыть законы истории остаются эфемерными, что поиск новых «объяснительных принципов» мирового исторического процесса по-прежнему безрезультатен и, по всей видимости, бессмыслен. Однако автору книги «ТУРАН. Взгляд на историю человеческого общества» историку Жумажану Байжумину, видимо, все-таки удалось совершить весьма внушительный научно-исторический прорыв. Выход в свет названной книги означает, что именно у нас в Казахстане появился исследователь, сумевший привнести абсолютно новый взгляд на суть развития исторических процессов, подкупающий своей строгой логичностью, дотошной последовательностью и очевидной простотой решения.

Согласно выводу ряда авторитетных экспертов, изучение человеческой истории на основе этой концепции позволяет совершенно по-новому взглянуть на историческое прошлое не только тюркских народов, но и всего человечества.

Важнейшей стороной этого исследования является принципиально новая и очень глубокая по своему научному подходу концепция развития человеческого общества. Эта концепция упорядочивает исторический процесс и вносит в него необходимую логику, основанную на универсальных законах всего бытия.

Согласно заключению автора, историческое развитие на евразийском материке в течение многих тысячелетий обладало отчетливо выраженным моноцентрическим характером и наиболее активную роль в эволюции древнего общества сыграли тюркоязычные арийские скотоводческие племена внутриконтинентальных степей.

За основу Ж. Байжумин берет древнюю восточную философскую концепцию Дао с ее принципом восприятия мира как взаимодействия двух противоположных начал – Мужского и Женского (Инь-Ян), которое формирует все без исключения жизненные процессы.

Как известно, этот принцип вполне соответствует и западной теории диалектического материализма: «единство и борьба противоположностей». По сути, на этом законе базируются все современные научно-практические дисциплины и социо-культурные явления: биология и физика, социология и политология, экономика и искусство. По всей видимости, действительно принцип Инь-Ян является универсальным для всех аспектов бытия. Этот принцип исследователь применил к историческому процессу всей человеческой цивилизации. При этом в качестве мужского начала (небесного, активного, динамичного, ведущего, духовного, доминирующего) выступает Туран — этно-географический феномен Великой Степи, кочевые скотоводческие народы центра Евразии. Женское же начало (земное, пассивное, стабильное, ведомое, материалистическое, подчиненное) олицетворяет собой вся «оседлая периферия» — окружающие Степь цивилизации Востока, Юга и Запада, оседлые земледельческие народы.

Отсюда становится понятным и естественным логика степных экспансий, происходивших, как выясняется, на протяжении десятков тысяч лет, начиная с каменного века (а не только в эпоху Чингисхана и Аттилы) – степное «мужское начало» всегда исторически доминировало над периферийным «женским». В результате же взаимодействия этих двух противоположностей и возникали новые культуры и цивилизации.

 

Что интересно, концепция Ж. Байжумина буквально дословно согласуется со сформулированным еще полтора века назад мнением немецкого философа XIX века Карла Ясперса: «В конце второго тысячелетия кочевые народы появились на территории Китая. До этого времени на территории от Китая до Европы существовали уходящие в глубину времен древние культуры, характеризуемые частично как матриархальные; это либо культуры оседлых скотоводов, либо проживающих в полной замкнутости народов, которые заселяли культурный пояс от Китая до Европы. История превращается в борьбу между этими двумя силами – культурой матриархата, древней стабильной, связанной, не пробудившейся, и новой динамичной, освобождающей, осознанной в своих тенденциях культурой кочевых народов». Таким образом, европейский ученый прямо подтверждает вывод казахстанского историка. Разница лишь в том, что, по заключению Байжумина, эта тенденция существовала не только в 3500 лет назад – так было всегда. Кочевая цивилизация скотоводов Евразии, благодаря мобильности хозяйства, масштабам охвата гигантских степных просторов, динамизму и гибкости мышления, передовым технологиям оружия и быта, а также – традиционной идеологии воинского героизма и возвышенным нравственным устоям, выступая в роли активного мужского начала, в формате нашествий и захватов периодически «оплодотворяла» локальные, стабильные, привязанные к определенной территории и деятельности, ограниченные в мышлении, технологиях и в возможностях географического охвата оседлые земледельческие культуры.

Исследование евразийской истории, которое Ж. Байжумин начинает с каменного века, включает в себя изучение вопроса о происхождении цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, Парфянской империи и государства Тан в Китае, Ямато в Японии, Киевской Руси и других известных государственных образований древности по всему Евразийскому континенту. Значительное место уделено истории Московского государства эпохи Золотой Орды, российского и украинского казачества. Как убедительно доказывается на обширном фактическом материале, практически все древнейшие цивилизации Евразии (и не только) были основаны выходцами из Степи, кочевыми прототюркскими всадниками. Эти мобильные и воинственные степные народы приносили с собой на новые места проживания новейшие технологии – в том числе, обработки металлов, высокие культурные достижения, письменные и устные эпические традиции, рыцарскую идеологию, духовно-нравственные идеи, формы социальной организации.

Будучи на порядок выше в развитии местных насельников, они создавали правящую прослойку благородных дворянских, монархических и духовных династий. Доминируя своим «мужским духом», они подчиняли своей воле локальные «женские» культуры, создавая тем самым классовые общества нового типа, составляя аристократические элиты народов мира от Тихого до Атлантического океана.

Со временем их первоначальная «пассионарность» (воинственный дух, творческий порыв) постепенно угасала, они сливались с местными народами и культурами, перенимали традиции, верования и бытовой уклад аборигенов, все более и более забывая древние степные истоки, утрачивая свои «янские» («мужские») качества и соответствуя оседлым иньским («женским») характеристикам…

Однако на смену им, озаренные очередным «пассионарным толчком», приходили волны новых завоевателей из Степи, смещали правящие династии прошлых покорителей, либо вступали с ними в совладение, чтобы по прошествии времени в свою очередь также смешаться с коренными обитателями.

Доказательной базой концепции Байжумина служит множество тщательно подобранных и систематизированных данных из исторических исследований российских, казахстанских и зарубежных источников, ссылок как на древние хроники, так и на современные труды, цитат признанных авторитетов мирового уровня и неизвестных широким массам независимых ученых.

Очевидными свидетельствами сделанных автором выводов является представленный им богатый археологический материал – обнаруженный в разных концах света свод артефактов, известные всему миру и оставшиеся вне внимания исследователей памятники архитектуры и декоративно-прикладного искусства, антропологические данные.

Кроме того, книга содержит большой объем самостоятельно подготовленного материала по сравнительному языкознанию, служащего прочной доказательной базой его теории. В нее включены обширные словари общих шумеро-тюркских, балто-тюркских, индоарийско-тюркских, германо-тюркских, пуштуно-тюркских, венгеро-тюркских слов, тюркизмов в языке российских и украинских казаков, русской речи.

Концепция исторического развития древней Евразии, сформулированная Жумажаном Байжуминым, находит все большее и большее подтверждение в новейших исследованиях западных ученых. В частности, в трудах основоположника «теории палеолитичекого единства», профессора Утрехтского университета Марио Алинеи. Комментируя набирающую популярность в западной науке теорию Алинеи, российский исследователь Станислав Данилов пишет:

«Принятие тезиса о тюркоязычности носителей древнеямной, среднестоковой, скифской и других культур, традиционно считающихся индоевропейскими, означает необходимость ревизии всей этнокультурной и лингвистической картины древней Евразии».

Существенный отпечаток на труд Жумажана Байжумина наложил его непосредственный жизненный опыт. С одной стороны, он не является штатным сотрудником официальных научно-исторических учреждений, не имеет научных степеней, должностей и званий. «Пыль кабинетов» ему не знакома, определенного рода «академическая инертность» не сковывала его мысль.

Однако, с другой стороны, его нельзя отнести и к так называемым «фолк хистори» — исследователям-дилетантам, не имеющим представления об общепринятых в мировой науке законах создания исторических трудов, так как Байжумин – профессиональный историк по образованию. Его книга обладает всеми необходимыми качествами полноценного и профессионального научно-исторического труда, созданного компетентным ученым по всем законам объективного научного подхода.

Арман Нурмуханбетов

Excluzive.kz: Концепция исторического развития древней Евразии, сформулированная Жумажаном Байжуминым в его новой книге, возможно, вызовет разноречивые мнения у специалистов и у обычных читателей. Одно из них представлено Арманом Нурмуханбетовым. Но оно не единственное. Теория о доминировании «мужского» начала степи над «женским» началом оседлых народов не объясняет других, не вписывающихся в эту теорию исторических фактов. Как объяснить, например, удивительный факт колонизации целого континента – Южной Америки, с народами древней культуры, горсткой испанцев и португальцев? Неужели о Писсаро или Кортесе кто-то может сказать, что их вело в отчаянную авантюру «женское» начало? А как объяснить феномен Древнего Китая, который растворял в своей культуре все волны монгольских нашествий, перестраивая завоевателей на свой лад? Мы надеемся, что ответы на эти и другие вопросы поможет выявить заинтересованный обмен мнениями, и поэтому приглашаем всех наших читателей поучаствовать в дискуссии. Во всяком случае отрадно, что живая и пытливая научная мысль пытается осмыслить явления тысячелетней истории.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.