суббота, 26 сентября 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
«Митинг Аблязова» прошел в Алматы и Нур-Султане Куда ушла Бюрабекова? Президент признал, что сферу первичной медицинской санитарной помощи упустили Ким Чен Ын официально извинился за смерть южнокорейского чиновника Как снизить смертность гипертоников от ковида? В Туркменистане появится двухпалатный парламент На президента США подали в суд В столицах закрывают базары и усиливают полицию перед митингами Олжас Худайбергенов стал председателем Управляющего совета при МНЭ Джек Ма больше не самый богатый человек Китая В Казахстане количество бедных достигло 1,1 млн человек Пенсионные накопления казахстанцев превысили 12,2 триллиона тенге Призовой фонд Нобелевской премии увеличился до 1,1 млн долларов 11 тысяч км автодорог станут платными Казахстанцы едят рыбной продукции в 4 раза ниже нормы В Северной Корее пограничники застрелили и сожгли тело южнокорейского чиновника в рамках борьбы с коронавирусом Казпочту и Самрук-Энерго продадут в следующем году, а авиакомпанию «Qazaq Air» приватизируют в 2022-м В Алматы задержан проросийский блогер Ермек Тайчибеков Российские мошенники обманывают кыргызстанцев об открытии границы с Казахстаном В Шемонаихе заболели уже 4 школьника из дежурных классов Трамп не гарантирует передачу власти мирным путем после выборов Казахстан отказался от смертной казни Тайная инаугурация Лукашенко: протесты и реакции за рубежом ФСМС сократил свои административные расходы на 1 млрд тенге Президент Франции призвал направить в Синьцзян миссию под эгидой ООН

Гаджеты и дети. Зависимость или Развитие?

Обычно начинается все безобидно: родители или родственники просто хотят, чтобы у ребенка в дошкольном возрасте было бы как можно больше игр и способов развития, и дарят крохе планшет. Или родители, дав малышу, требующему внимания, свой смартфон поиграть, пытаются, таким образом, выкроить время для себя.


Что происходит с мышлением и психикой ребенка в возрасте 3 – 6 лет, если живая игра со взрослым или другим ребенком подменяется игрой в современном гаджете?

Под живой игрой я имею в виду любую не компьютерную игру, неважно играет ли ребенок один или с другими, главное, что по своим правилам и с реальными предметами, которые сам выбирает, либо это командная игра.

Что ожидают от гаджета родители, когда дают его малышу? * Что ребенок будет развиваться.* Что малыш отвлечется и не будет капризничать, если он устал.* Что малыш будет занят, пока родители делают свои дела, или семья находится где-то в дороге: в пробке или в аэропорту в процессе ожидания.

Что ребенок может прочитать в подобном поведении родителей?

* Я буду умницей, и родители будут мной довольны, если буду хорошо играть в компьютерные игры.* Когда чувствуешь усталость, надо играть в игры, это - отдых. * У мамы нет на меня времени, а в планшете всегда есть интересная игра. * Можно не договариваться, не просить, чтобы со мной поиграли, а играть самому. * А возможно и так: мама меня не любит, я никому не нужен, хорошо, что есть планшет с играми.

Думаю, что ни один родитель не ждет этого, когда предлагает своему ребенку поиграть в игру. Вскоре ребенок уже засыпает с планшетом и, проснувшись, требует не куклу, не мяч, и даже – о ужас! – не маму, а ПЛАНШЕТ!! Если не дать – истерика, вспышка агрессии. Родители в растерянности: что делать? С ребенком что-то не так, все говорят про опасность компьютерной зависимости, но как вырастить малыша без гаджетов в век информационных технологий? Ведь это модно, и мой ребенок будет «белой вороной», если лишить его входа в виртуальный мир.

И, в конце концов, чем уж так опасны гаджеты по сравнению с «живой» игрой?

Давайте посмотрим, чем заняты дети в возрасте от 3 до 7 лет, если у них нет свободного доступа к планшету или компьютеру? Они играют с мамой на кухне, с папой в футбол или с другими детьми во время прогулки.

Как развивается ребенок в живой игре?

Проигрывает важные социальные роли. Глядя на то, как ведут себя родители, герои сказок или мультфильмов, дети “пробуют” различные роли. Мальчики учатся быть героями и защитниками. Девочки осваивают роли мам и дочерей, жен и хозяюшек.

Кто будет моим мужем? Когда я могу жениться? Как я найду свою жену? Как я пойму, что люблю ее? Когда я стану папой (или мамой)? Игра дает ответы на эти важные вопросы.

* Учится договариваться. С кем бы ни играл ребенок, с родителями, с братьями и сестрами, с новым другом на детской площадке, каждый раз ребенку требуется договариваться, слушать и принимать, озвучивать свои желания и чувства. В игре детей можно не только научить говорить “нет”, но и принимать отказ напарника по игре и искать новое решение для продолжения игры.

* Развивает свой интеллект. С 1-го по 5-й год жизни ребенка развивается практическое мышление. Дети пытаются узнать, как устроены предметы, открыть, разобрать, нажать на все, что возможно. Конструкторы и головоломки – это то, что надо.С 4-го по 7-й год жизни развивается наглядно - образное мышление, дети учатся использовать в игре не конкретные предметы, а их образы, появляются игры “в понарошку”. “Рыцарю нужен конь, но у нас нет коня, давай он будет придуманный!” Рисование, конструирование, лепка, игры в лабиринты, карты отлично «работают» на интеллект вашего малыша. В школьном возрасте развивается словесно-логическое мышление, когда ребенок способен оперировать обобщёнными понятиями, а не конкретными образами. Но перейти в этот этап невозможно, если первые 2 этапа были «провалены».

А теперь давайте посмотрим, как построены компьютерные игры. Например, для самых маленьких - на распознание цвета или основных фигур. Задание простое: нужно среди представленного множества выбрать шарики только определенного цвета, при нажатии на нужный шарик, он лопается. Когда все шарики необходимого цвета закончились, малыш проходит в следующий этап. Вроде бы все безобидно.

Но!

* Нарушается самый важный принцип построения отношений- эмоциональный обмен, ведь то же самое малыш мог сделать вместе с мамой, например, когда мама предлагает выбрать ребенку игрушки определенного цвета, НО она делает это с улыбкой и мягким, родным для ребенка голосом. Ребенок в такой игре не только развивает мышление, но и развивается эмоционально. Возможно, не все сразу получается у малыша, он может обидеться и расстроиться, но мама все равно рядом и ее своевременная реакция дает понять малышу: ты нужен и важен для мамы, и у тебя все получится.

Так углубляется привязанность, так дети учатся распознавать и выражать свои чувства. Это самое важное, чему мы учим детей, хотим мы этого или нет. Это те отношения, которые мы с ними строим с рождения и на всю последующую жизнь.

* Малыш, играя в компьютерную игру, не имеет возможности потрогать предметы для того, что бы их изучить, понять из чего они сделаны и как их можно использовать для других игр, а это - упущенная возможность развития мышления.

* Цветопередача даже самого последнего гаджета, всегда уступает разнообразию оттенков красного цвета, которые может увидеть ребенок в своих игрушках и просто в окружающем мире. Цветовосприятие - важный этап развития творческих навыков и психики в целом.

Да, в современном мире исключить компьютерные игры не получится. Но когда ребенку можно начать в них играть? * У него сформированы отношения привязанности в семье, о которых есть прекрасная статья Марии на нашем сайте “Как сохранить сердце ребенка в ангельской чистоте”.

* Он уже может распознавать свои чувства, например, усталость, и у него есть уже свои способы, как с ней справиться без использования гаджетов (что я делаю, когда мне плохо?).

* У него есть постоянные друзья.

* Он с удовольствием играет в любые другие игры, у него есть любимые книги и увлечения, не относящиеся никак к использованию видеоигр или социальных сетей.

Давайте помнить, что компьютерная зависимость мешает развитию интеллекта, и разрушает чувства, а в будущем - и связь между человеком и окружающим его миром. Психолог может проконсультировать вас, как правильно восстановить привязанность между вами и вашим ребенком, если зависимость от гаджета актуальна в вашей семье.

Влада Танчак

Иллюстрации из открытых источников

Влада Танчак
Оставить комментарий

Общество

Масляные магнаты Масляные магнаты
Редакция Exclusive
12.02.2018 - 17:24|
Слишком не равны силы Слишком не равны силы
Редакция Exclusive
12.02.2018 - 15:07
АПК: хождение по мукам АПК: хождение по мукам
Редакция Exclusive
09.02.2018 - 15:18
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33