Что происходит в Гонконге?
Поддержать

Что происходит в Гонконге?

О реформе МВД, инициированной Нурсултаном Назарбаевым еще в прошлом году, сегодня готовы рассуждать, кажется, все —  от министров и финансовых аналитиков до домохозяек и завсегдатаев соцсетей. При этом, сами полицейские (как бывшие, так и действующие) в частных беседах не скрывают скептицизма: дескать, реформирование ударит по тем, кто работает «на земле», а не по начальству в кабинетах.

Мы уже писали о том, как полицейские в борьбе с гражданскими активистами вольно или невольно подрывают тот самый общественный порядок, за соблюдение которого вроде бы в ответе по долгу службы (http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/116484/). Напомним, поводом для той нашей публикации послужило обращение главы Бюро по правам человека Евгения Жовтиса, брифинг в офисе которого пытались сорвать неопознанные «бабформирования, к президенту Токаеву и силовикам. «Остановите охоту на ведьм!» — призвал правозащитник.

Но давайте спросим себя, положа руку на сердце: справедливо ли винить только силовиков? Они, смею вас уверить, люди вполне адекватные (во всяком случае, полицейское начальство) и прекрасно понимают, что делают. Как понимают и то, что в системе политических координат, заданной властью, полиция не может действовать иначе.

По советским еще временам сложилась практика: при первых же признаках общественного «брожения»  в городе начальник местной милиции буквально «прописывался» в кабинете первого секретаря горкома, получая от него ЦУ, спускаемые сверху. И – никакой самодеятельности! Вот и начальник полицейского департамента Алматы генерал Кудебаев наверняка последние месяцы бывает в кабинете  мэра чаще, чем в своем собственном (министр Тургумбаев – к гадалке не ходи! – «прописался» в кабинетах Акорды).

О чем это говорит? Да о том, что «инновации», о которых мы писали и которыми вполне справедливо возмущался Евгений Александрович Жовтис, родом совсем не из тех кабинетов, на каковые принято грешить…

Эти строки пишутся вовсе не в оправдание «погонных организаций» – они отнюдь не белые и пушистые. Речь о том, что реформа правоохранительных органов (будь то МВД, КНБ или прокуратура) не должна отдаваться на откуп самим реформируемым. Хотя бы потому, что их собственного креатива редко хватает на большее, чем «держать и не пущать». Впрочем, их кураторы из акиматов (судя по тем же «бабформированиям») не далеко ушли…

Вот почему разговоры о реформе МВД  никого не воодушевляют: свои слишком хорошо знают правила игры, а остальное общество просто не верит в серьезность намерений «реформаторов». В самом деле, большая часть разделов так называемой Дорожной карты реформы МВД, рассчитанной на 2019-2021 годы, должна быть выполнена силами самого полицейского ведомства. Такая карта запросто с верного пути собьет.

Что же делать, граждане начальники? Ведь МВД ко всему прочему  — нешуточная сила: только собственно полицейских в нем – 86 тысяч. А вместе с ЧС, КУИС да Нацгвардией – все 120 тысяч. Если с реформой (к которой еще не приступали) что-то пойдет не так, никто не скажет, куда может такой  монстр повернуть…

И напоследок – самое главное. Сегодня уже очевидно: реформа – пусть даже самая радикальная – одной правоохранительной структуры не даст должного эффекта, тут – как в бородатом анекдоте про сантехника – всю систему менять надо. Главная задача – превратить весь силовой блок и суды из обслуживающего политические интересы власти в общественно полезный институт. А сегодня судебно-силовой блок полностью заточен под «политическую необходимость»: полиция задерживает (или, как в случае с теми же «бабформированиями») не задерживает тех, «кого надо», прокуратура поддерживает «правильные» выводы следствия, а суды выносят «целесообразные» приговоры.

Эту порочную практику не смогли сломать даже в Грузии: переформатировали полицию с прокуратурой (и то не полностью), а те же суды просто не успели – власть поменялась. В итоге сегодня там начался откат на старые позиции…

Впрочем, нам и до грузин – как до луны. Та же аттестация личного состава МВД давно превратилась в инструмент расправы полицейского начальства с неугодными подчиненными с молчаливого согласия министра внутренних дел – главы аттестационной комиссии…

Изменить этот порядок вещей теоретически можно. Если, конечно, будет на то политическая воля. Пока Касым-Жомарт Токаев не спешит ее проявлять. Он лишь обмолвился в одном из интервью, что в будущем не исключает проведения пилотного реформирования местной полицейской службы в одном из регионов страны.

В общем, второй президент явно не решается дать старт  полномасштабной правоохранительной перезагрузке и его  понять можно: на дворе, между прочим, транзитный период. А вдруг что-то пойдет не так?  Как поведут себя люди в погонах? Да и Совбез во главе с первым президентом   никто не отменял. Как говорится, не буди лихо…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.