понедельник, 16 сентября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Дарига Назарбаева поедет в Ватикан Алматы – город с самым большим количеством безработной молодежи Авиаперевозчики Казахстана стали еще богаче Кровавая статистика «Астану Экспо» переименуют Как тенге отреагировал на события в Саудовской Аравии? Цены на нефть летят верх Авария в Саудовской Аравии: ждать ли нефть по 100 долларов за баррель? Трагедия в Чемолгане Габидулла Абдрахимов стал советником премьер-министра Активы микрофинансовых организаций достигли 300 миллиардов Казахстанцы смогут учиться в «Алибабе» Казахстанское бюро по правам человека сделало Заявление по Джакишеву Трамп против вейпа В Алматы предложили гору Кок-Тюбе засадить яблонями Кому охотнее всего дают кредиты «Magnum» делает рестайлинг Повеселимся Турнир имени Дениса Тена пройдет в Алматы. Таджикистан отказался от услуг китайской компании Авиакомпаниям подрежут крылья В Газе будет война? Все лучшее – детям Подарок Трампа к 70-летию Китая Какие госкомпании скоро закроют?

Неформальные исторические аналогии

Казалось бы, что могло быть общего у самодержца Российской империи начала 20 века с президентской властью в Казахстане начала 21-го?  Но, как говорится, удивительное рядом. Как оказалось, последний император русской империи и первый бессменный в 1989-2019 годах, ныне экс-президент Независимого Казахстана обладали абсолютной властью – у первого самодержавный абсолютизм, у второго – президентский... Но, тоже абсолютизм.

Сперва об общем между российским монархом начала 20-го и президентом РК начала 21-го. Государственная Дума Российской империи была учреждена Манифестом от 06.08.1905 г. императора Николая II как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Этим же Манифестом были определены принципы выбора депутатов Думы. В этот день было обнародовано Положение о выборах.

Основу законодательной компетенции Госдумы определил Манифест 17 октября 1905 г. Он же провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 

Последний Манифест, вкупе с предыдущим актом (также высочайшим манифестом) от 06.08.1905 г. «Об учреждении Государственной думы», учредил парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В сочетании с Основными законами, принятыми 23.04.1906 г., и ряда последующих правовых актов, Манифест 17 октября положил начало конституционному развитию страны. Колониальная империя медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного образца. В практику внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что вело к восприятию теории правового государства и народного суверенитета.

Основные законы империи учредили двухпалатную парламентскую систему - Госдума (нижняя палата) и Госсовет (верхняя), аналогами которых являются наши Мажилис и Сенат, учрежденные Конституцией РК 1995 года (п. 1 ст. 50). При этом президент РК, как и династийный монарх России, сохранил всесильную власть: без их утверждения закон не может вступить в силу. 

Вслед за манифестом, указом от 19.10.1905 г. был реформирован Совет министров и введен пост председателя (премьер-министра) Совмина. Совмин, который назначался царём, в нашем случае – президентом РК (п. 1 ст. 65), и был подотчётен только перед царём и президентом РК (п. 2 ст. 64). А члены правительства РК подотчетны палатам парламента лишь в отдельных случаях (пп. 6 ст. 57). Царский Совмин имел право законодательной инициативы и даже в определенных случаях законотворчества, тогда как право законодательной инициативы принадлежит исключительно правительству РК. За все неполных 28 лет Независимости в стенах нижней палаты Парламента (Мажилиса) был разработан один единственный законопроект. Согласно п. 1 ст. 45 Конституции РК, президент издаёт указы и распоряжения, имеющие законодательную и обязательную силу. Монарх, как и в случае с РК, сохранял полный контроль за формированием состава и политики правительства. Но вот юридическую ответственность за законность Актов Парламента, подписываемых президентом, а также актов президента, издаваемых по инициативе правительства, предварительно скрепляемых подписью спикеров Сената и Мажилиса либо премьер-министра, несёт не президент, а остальные (п. 3 ст. 45).

Госдуме, которая избиралась сроком на 5 лет, предоставлялось право обсуждения и одобрения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царём, но с одобрения обеих палат парламента. Госсовет имел те же полномочия, что и Дума, и только в случае одобрения им законопроект передавался на утверждение царю, в случае с РК - президенту. Состав Госсовета наполовину назначался царём, а вторая половина избиралась от общественных организаций и учреждений (духовенство, дворянские общества, Академия наук, университеты и др.). Сенат Парламента РК образуют 15 депутатов, назначенных президентом РК, и депутаты, избранные по два человека от 14 областей, Алматы, Шымкента и столицы (п. 2 ст. 50).  

Монарх, учредив Госдуму и передав ей право обсуждения и одобрения законов, вроде бы терял безграниченую власть, но продолжал называться самодержцем. Он активно пользовался своим правом издавать указы, имеющие силу закона, а также правом роспуска Думы и блокировать её решения своим правом вето. Замечу, что Николай II не раз воспользовался этим правом: І Думу распустил через 72  дня, вторую - через 102 два дня. За 27 лет независимости, до принятия новой Конституции (30.08.1995 г.), Первый президент РК единственный раз роспутил Верховный Совет (март 1995 г.), а предыдущий Верховный Совет, доставшийся в наследство от КазССР, как и сам президент, в декабре 1993 года «самораспустился». С 1995 года досрочные и президентские и парламентские выборы, а также «самороспуски» парламентов стали ноу-хау демократии по-президентски. Лишь один созыв 2-х палатного парламента, по инициативе депутата от президентской «правящей» партии, тоже «самораспустился». В целом, инициатором всех досрочных выборов, референдумов, «самороспусков» являлся сам президент.  

Президент РК ничем не уступает в своих полномочиях монарху, кое-чем даже превосходит его. Он также издает законодательные указы, владеет правом вето и распуска парламента после формальной консультации со спикерами обеих палат. Президент РК также: назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и его Палаты; созывает І-ю сессию парламента и принимает присягу его депутатов; созывает внеочередную сессию парламента; подписывает законы, одобренные палатами парламента, либо возвращает их для повторного рассмотрения, либо накладывает на них вето (пп. 2 ст. 44); с формального согласия Мажилиса назначает премьер-министра, освобождает его без согласия кого-либо; назначает членов правительства (пп. 3 ст. 44).

Если царь-самодержец назначает градоначальников, генерал-губернаторов, военных, после І-й русской революции – гражданских губернаторов областей, то президент самостоятельно назначает акимов всех 14 областей, двух городов (Алматы, Шымкент) и столицы, а также министров иностранных дел, обороны, внутренних дел и освобождает их и всех членов правительства тоже без чьих-либо согласия; принимает присягу членов правительства; председательствует на заседаниях правительства; отменяет либо приостанавливает действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы (пп. 3 ст. 44); с формального согласия Сената назначает главу Нацбанка, генпрокурора и шефа КНБ РК и освобождает их также без чьего-либо согласия (пп. 4 ст. 44). Почему «формального»? - 27-летняя история Независимого РК не знает ни единого случая, чтобы Мажилис или Сенат не дал президенту согласия на назначение того или другого его выдвиженца на соответствующую должность. 

Здесь снова напрашивается историческая аналогия. Например, царь Николай ІІ, в день роспуска крайне оппозиционной ІІ Думы, 03.06.1907 г., подписав новый избирательный закон, 1 ноября 1907 и 15 ноября 1912 года получил послушную Думу ІІІ и IV созывов. Новый выборный закон исключил из Думы голос масс и их представителей, а 5,5 миллионный казахский народ вовсе лишился избирательных прав и думской трибуны. Недаром этот закон, утвержденный царём в нарушение 87-й статьи Основных законов, называли «третьеиюньским переворотом». Ничем не отставал от монарха и президент РК. В марте 1995 года распустив Верховный Совет (парламент) и в его отсутствии приняв 30.08.1995 г. новую Конституцию вместе прежней, принятой в 1993 году, он совершил конституционный переворот, прибрав к рукам всю полноту государственной власти. Тем самым он создал «президентский абсолютизм», чем «породнился» с монархом. Мало того, благодаря многочисленным «нужным» поправкам и дополнениям, внесённым в Конституцию и закон о выборах (достоверно известно, за 24 года существования назарбаевской Конституции, в неё внесли исключительно в интересах «автора» 86 поправок, изменив 53 статьи из 98 статей, тем самым затронув 54% статей Основного закона), а также подключению к выборам мощного адмресурса (благо, министры, руководители нацкомпаний, акимы всех областей, городов, ректоры, директоры и т.д. назначается им самим, и назначенцы в благодарность ему ретиво исполняли любые поручение и прихоти), он обеспечил себе «нужное» представительство и в Мажилисе, и в Сенате, и в областных, городских маслихатах. Президентская «правящая» партия установила монополию в Мажилисе и маслихатах на всех уровнях.

При этом, что необходимо особо подчеркнуть, легитимность нахождения первого президента на Олимпе власти была вдвойне сомнительна со дня его первого всенародного избрания. Общеизвестно, 1 декабря 1991 года Н. Назарбаев был переизбран президентом Казахской ССР (факт в том, что он впервые президентом КазССР был избран Верховным Советом Республики 24.04.1990 г. на безальтернативной основе), когда она все еще являлась субъектом СССР. Однако, ровно 7 дней спустя, утром 08.12.1991 г. из Беларуси поступила «трагическая» весточка о том, СССР больше нет. Выяснилось, что лидеры трех славянских республик (РСФСР, Украинская ССР и Беларусской ССР), как государств-учредителей Союза ССР, подписавших Договор об образовании СССР (1922 г.), подписали в Беловежской пуще новое «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (СНГ) вместо СССР. Империя зла канула в Лету. Под этим историческим документом могла стоять подпись и Н. Назарбаева, которого президент России Б. Ельцин пригласил в Вискули (Беловежская пуща, Беларусь), как об этом в один голос свидетельствовали в интервью Радио Азаттык два других подписанта «Беловежского согласшения» Л. Кравчук и С. Шушкевич. Пообещав Б. Ельцину присоединиться к ним, в тот же час Н. Назарбаев полетел в Москву, где встретился с М. Горбачевым, который предлагал ему пост премьер-министра СССР. Вместо этого 08.12.1991 г. после обеда Верховный Совет КазССР, собравшись на экстренное заседание, задним числом, подчеркну – ЗАДНИМ ЧИСЛОМ, как об этом заявлял в интервью Радио Азаттык бывший председатель того Верховного Совета Серикболсын Абдильдин, приняло постановление о переименовании КазССР в Республику Казахстан. По этому постановлению вышло так, что Н. Назарбаев 01.12.1991 г. избран президентом новоиспеченной РК, а не КазССР. Это во-первых. Во-вторых – по закону о президенте КазССР, выборы считались состоявшимися лишь в том случае, если в них участвовали не менее 2 кандидата в президенты. Но в нарушение этой нормы закона 01.12.1991 г. Н. Назарбаев снова в единолично (другой потенциальный кандидат не был зарегистрирован) баллотировался в президенты... нет, не РК, еще раз подчеркну - а КазССР. Ровно 15 дней спустя после выборов, еще 8 дней спустя после распада СССР, 16.12.1991 г. РК провозгласил свою Независимость и стал субъектом международного права. В связи с крутым изменением статуса Казахстана из субъекта СССР в субъекта международного права, президент КазССР, логически, обязан был потвердить свои властные полномочия назначив новые всеобщие выборы (президентские и парламенсткие). Но, этого не было. Вместо этого в апреле 1995 года, предварительно распустив Верховный Совет, первый и легитимный парламент Независимого РК,  президент продлил свои сомнительные полномочия еще на 5 лет до 2000 года через всенародный референдум. 30 августа 1995 году принял новую Конституцию снова посредством референдума. Однако, по действующей на тот момент Конституции, принятой в 1993 году, президент имел право назначить референдум только и лишь с согласия Верховного Совета. Первые президентские выборы Независимого РК даже по новой Конституции должны были состояться в декабре 2000 года, но они состоялись почти на 2 года раньше - в январе 1999 года. Но они не были признаны международным сообществом демократичными, честными и справедливыми. То есть первые, причем сразу досрочные президентские выборы в РК не потвердили нелигитимность власти президента РК.

Как известно, история повторяется дважды... Первая из них имела место в 1905-1907 гг., когда царь Николай ІІ одну за другой роспустил Думу І и ІІ созывов, между которыми в России стали возникать, как грибы после дождя, процарские черносотенные партии как, например, партия «Союз 17 октября», «Союз русского народа», «Всероссийский союз  земельных собственников» и др. Она повторилась более 100 лет спустя в РК, где на стыке двух веков (в 1999-2017 гг.), в виде провластных партий «Отан» (позднее «Нұр-Отан»), «Аграрная», «Гражданская», «Асар», «Ауыл», позднее провластный клон оппозиционной Компартии - КНПК и т.д. и т.п.

Или ещё одна очень занятная история. Вот что писала о ней омская газета «Иртыш» ровно в августе 1906 года: «За время премьерства Столыпина, среди прогрессивной печати точно чума прошла, скосивъ все лучшія газеты. Еще месяцъ не минулъ со дня выступленія Столыпина, а газетное поле усеяно трупами прогрессивныхъ борцовъ. И только черные хищные вороны, съ «Новымъ временемъ» (тоже газетой. – Авт.) во главе, гордо поднявъ голову, гуляютъ по этому полю. Убійство печати продолжается и сейчасъ: газеты то и дело сообщаютъ о смерти то одного, то другого печатного органа». Эта история произошла в России, где Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Точно такая же чума прошла по оппозиционной и независимой прессе начала ХХІ века в стране, в Конституция которой черным по белу отмечено, что «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается» (п. 1 ст. 20).

Не берусь судить, повторение ли это одной и той же истории, или чистой воды совпадение? Но, как известно из истории СССР, при последнем императоре России Николае ІІ, 9 января 1905 года в С.-Петербурге по его приказу была расстреляна 2,5-тысячная демонстрация рабочих. Эта трагедия вошла в историю как «Кровавое воскресенье». Ровно 106 лет спустя, при действующим президенте РК, 16 декабря 2011 года, в день и во время торжеств по случаю 20-летия Независимости РК, в Жанаозене были расстрелены нефтяники, мирно бастовавшие больше полгода. Не могу не заметить, что подобная трагическая расправа над мирным, причем конкретно над казахским населением, имела место ровно 25 лет тому назад, когда будущий бессменный президент Независимой РК занимал при КазССР пост председателя Совмина и секретаря ЦК КПК.

Президент РК также, как и монарх начала ХХ века, до своей отставки 19 марта 2019 года, назначал ректоров национальных университетов, директоров национальных театров и мн. др. Более того, в нарушение ст. 1 Конституции, по которой РК утверждает себя помимо прочего «светским государством», главу Духовного управления мусульман РК (ДУМК) назначал снова президент.

Ежу понятно, что при самодержавии начала 20 века о системе сдержек и противовесов трех ветвей государственной власти, об их независимости друг от друга и речи быть не могло. Другое дело республика начала 21 века, утверждающая себя «демократическим, светским, правовым и социальным государством» (п. 1 ст. 1), чем она и отличается от монархии. 

Однако, отличиев-то как раз никакой. Выше можно было убедиться, что высшая исполнительная власть во главе с президентом подмяла под себя высшую законодательную ветвь. Ни на йоту не лучше положение и третьей ветви государственной власти – судебной. Вот яркий пример: Председатель и судьи Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента согласно рекомендации Высшего Судебного Совета (п. 1 ст. 82). Как отмечалось выше, 15 сенаторов назначаются президентом, остальные 34 сенатора избираются по 2 человека из 14 областей, двух городов и столицы, первых руководителей которых в лице акимов (адмресурсы на местах) назначает президент. Председатели и судьи местных и других судов назначаются опть же президентом снова по рекомендации Высшего Судебного Совета (п. 2 ст. 82). Теперь внимание: главу и членов Верховного Суда, а также председателей и судей местных и других судов рекомендует Высший Судебный Совет, председателя и членов которого назначает... опять-таки президент (п. 4 ст. 82). Так стоит ли рассуждать о независимости судебной власти от исполнительной? 

Это поразительное, если не больше, сходство нежданно-негадано обнаружилось при работе над материалом об истории учреждения Госдумы Российской империи. Разумеется, обнаружились и принципиальные отличия между всероссийским самодержцем и казахским президентом. Первое явное отличие в том, что император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский Николай ІІ, правивший обширной империей не полных 23 года (ноябрь 1894 – февраль 1917 гг.), свою абсолютную власть получил по наследству от Александра ІІІ, как отпрыск династии романовых, тогда как Нурсултан Назарбаев,  первым и бессменно правивший страной на стыке двух тысячилетий – в 1989-1991 и 1991-2019 годах, 30 лет непрерывно, то есть на 7 лет дольше, чем даже российский монарх, государственную власть получил тоже по наследству... от Компартии Казахстана в виде І-го секретаря ЦК КПК, которую в годы независимости сам постепенно, последовательно и, надо отдать должное, мастерски превратил в неограниченную президентскую власть. Причем, надо подчеркнуть, из всенародно избираемой власти, а не наследственно-монархической. 

Второе – самодержец российский в период І-ой русской революции 1905-1907 годов нежелая, сопротивляясь поделился-таки, пусть даже несущественной долей, своей абсолютной власти с Госдумой, которую под давлением революционной волны вынужденно сам же и учредил. Первый, а ныне с приставкой экс, президент Казахстана поступал с точностью да наоборот, усиливая и расширяя свою власть благодаря принятой 30 августа 1995 года своей авторской конституции и стабильно внося в неё поправки и дополнения  и доведя её до абсолютизма.

Наконец, задолго до своей отставки, бессменный в течение неполных 30-и лет президент РК, благодаря конституционному закону «О первом президенте», обеспечил себя и всю свою семью царскими привилегиями, одно из главных из них – неподсудность. Ну а в новом законе «О Совете Безопасности РК», принятым буквально в июле 2018 года, утверждается следующее: «Первому Президенту Республики Казахстан - Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет Безопасности в качестве Председателя» (п. 2 ст. 1). По новому закону о СБ РК, все силовые ведомства, включая КНБ РК, напрямую подчиняются главе СБ РК, а не президенту. Будучи действующим президентом, он сам себя назначил председателем СБ РК, а затем подал в отставку с поста главы государства. Новый президент РК подчиняется главе СБ РК как его рядовой член.       

«Сын Неба».




Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33