вторник, 07 июля 2020
,
USD/KZT: 405.69 EUR/KZT: 455.51 RUR/KZT: 5.72
В Алматы активист провел одиночный пикет 114 миллиардов 826 миллионов тенге Казахстан потратил на борьбу с коронавирусом Резкий рост заболеваемостью коронавирусом в Казахстане ухудшил эпидситуацию в приграничных с Россией областях Турция запретила въезд казахстанцам В столице начали переподготовку врачей Медики из России прибыли в Нур-Султан Назарбаев рассказал, почему выбрал Токаева своим преемником В ООН заявили о возрождении ИГ в Ираке и Сирии 76 человек скончались от коронавируса в Казахстане за неделю ВОЗ прекратила испытания препаратов, включенных в протоколы для лечения пациентов с COVID-19 в Казахстане В Конгрессе США внесён законопроект с санкциями против Путина и Шойгу Кто первым получит вакцину от COVID-19 в Казахстане В Казахстане безработным предложили искать работу на бирже труда В Алматы откроют новые стационары на 500 мест Отсутствие обоняния и чувства вкуса еще не признак КВИ Глава Минздрава объяснил, почему Казахстан стал лидером в мире по темпу распространения КВИ В Китае объявлен третий уровень опасности из-за вспышки бубонной чумы Дарига Назарбаева приняла участие в открытии коворкинг-центра «Қамқорлық» ВОЗ призвали признать передачу коронавируса по воздуху Из Грузии прибыли 10 аппаратов ИВЛ в Алматы Нурсултану Назарбаеву исполнилось 80 лет В 102 аптеки Алматы начнут поставлять социально-значимые лекарства Токаев поручил привлечь виновных за повышение цен на лекарства Китай сокращает этнические меньшинства? Зачем ЕБРР выделил 243 млн.евро КазТрансГазу?

След российских спецслужб в казахстанском суфизме

Новости по теме

Ваххабизм: влиятельнее, чем когда-либо

В свое время понадобилось всего две недели, чтобы Иран, который называли «восточным Парижем» из светской страны превратился в исламское государство. Ранее exclusive.kz http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/117791/уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Автор, пожелавший остаться не известным, считает, что опасность исламизации Казахстана и Центральной Азии растет с каждым годом. Просто мы предпочитаем это не замечать. Начало http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/117851/.

28.03.2020 18:03
Тайная жизнь исламских течений в Казахстане

Exclusive.kz проолжает публикацию исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста.

24.03.2020 16:03
Религиозный детектив

В Казахстане усилились интриги в высшем эшелоне властной элиты. Руководитель Администрации Президента Аслан Мусин в качестве главного конкурента видел Имангали Тасмагамбетова – тогдашнего акима города Астаны. И тогда в ход пошла версия, что Тасмагамбетов причастен к религиозному движению, «имеющему достаточный потенциал для захвата власти».

24.02.2020 13:02
Как Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова

Олеся Кексель была назначена руководителем службы специальных прокуроров генпрокуратуры в январе 2018 года, а до этого занимала пост заместителя руководителя следственного департамента Национального бюро по противодействию коррупции.

03.02.2020 14:02
Олеся Кексель выбивала показания против Тасмагамбетова

Экс-сотрудник генпрокуратуры выбивала показания против Имангали Тасмагамбетова.

27.01.2020 15:01
Тайное и явное влияние ваххабизма в Казахстане

Ранее exclusive.kz уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Однако на самом деле эта опасность только возросла. Разгром суфистов привел к укреплению позиций ваххабитов, и они как никогда близки к тому, чтобы Казахстан превратился в территорию синкретического ислама - так считает автор, пожелавший остаться не известным.

09.01.2020 12:01
Как суфии хотели государственный переворот совершить

Концепция народного единства, предложенная группой «национал-патриотов» в качестве альтернативы Доктрине национального единства. Влиянием религиозных предпочтений «исматуллашылар» объясняется использование в декларативных документах....

30.12.2019 09:12
Еще одна попытка государственного переворота?

Детальный анализ пропагандируемых идей активистов, их контакты позволяет сделать вывод о наличии единой организационной структуры, объединенной задачей дискредитации в общественном мнении проводимой государственной политики с целью дестабилизации внутриполитической ситуации для насильственной смены конституционного строя и изменения действующей политической системы

26.12.2019 12:12
Московское проклятие

О возвращении Алматы прежнего имени – Алма-Ата.

20.12.2019 12:12
Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом?

Слово «салаф» на арабском языке означает «предшествие, прежде». Это идеологическое течение, появившееся в начале XII века, которое считает времена первоначальной мусульманской общины «золотой эпохой» и стремится на этой основе выстроить общественные отношения. Салафиты считают этот путь «чистой религией». Идеология салафизма не признает другие религиозные мазхабы, суфийские учения. В настоящее время салафизм является официальной религией и политико-идеологической доктриной Саудовской Аравии.

19.12.2019 10:12
Казахстан в паутине религиозных идеологий

ДУМК держит монополию на исламскую веру как орган, указывающий порядок проведения таких религиозных обрядов как хадж, ураза: устанавливает график уразы

10.12.2019 10:12
Тайная жизнь суфийских течений в Казахстане

Как показывают журналистские расследования, с конца 2000 года Исматулла вновь периодически стал навещать Казахстан. При этом он не обходил тайными путями пограничные пункты, а далекое путешествие совершал на самолетах. Уму непостижимо, как иностранный гражданин, нарушивший в 1999 году миграционное законодательство Казахстана, уклонившийся от наказания (депортации), сбежавший из

05.12.2019 10:12
От патриотизма до регионального сепаратизма

Последняя часть исповеди Турарбека Кусаинова проливает свет на таинственные события 2013 года, когда на западе страны была предпринята попытка сепаратизма, а также рассказывает о том, почему автор разочаровался в национал-патриотах.

21.11.2019 11:11
Кто и как «крышует» ислам во властных коридорах

Очередная часть исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста, рассказывает о том, как в Казахстане зародилось движение «коранитов», которое вскоре оказалось расколотым.

19.11.2019 10:11
Исповедь раскаявшегося имама

В редакцию exclusive.kz пришло письмо-исповедь от человека, пережившего череду разочарований. Турарбек Кусаинов был сначала муллой, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму и теперь решил поделиться своим поисками истины. Мы решили опубликовать эту длинную исповедь, поскольку считаем, что такой путь разочарований и поиска сейчас проходит почти каждый казахстанец.

08.11.2019 14:11

В начале 2000-х годов в Казахстане разгорелся религиозный скандал, связанный с именем афгано-пакинстанского казаха Исматуллы Абдигаппара. Это была одна из первых хорошо продуманных операций российских спецслужб на территории нашей страны.

По мнениям исследователей, Кожа Ахмет Яссауи (годы жизни – примерно конец XI – середина  XII веков) не создавал собственного учения (мистического суфийского пути достижения истины). Он – представитель учения накишбанд, центр которого был в Бухаре. Позднее он был направлен проповедником в северную сторону зоны распространения этого учения и окончил свой жизненный путь в Яссы (Туркестане). Тому подтверждение – возведение покорителем половины мира Амиром Темиром по совету своего духовного наставника мавзолея Кожа Ахмета Яссауи.

В Казахстане об учении Яссауи стали говорить с 2000-х годов. Это событие связано с именем афгано-пакистанского казаха Исматуллы Абдигаппара (иногда его упоминают как Максум. Максум – в переводе означает  хранимый от греха, так говорят относительно пророков). Во времена Советского Союза  он отвечал за религиозную идеологию в войсках Ахмад Шаха Масуда, таджика по национальности, известного военачальника в период гражданской войны в Афганистане. Есть даже фотография, где он стоит с автоматом «Калашникова» в руках рядом с Ахмад Шахом Масудом.

Известно, что после вывода войск из Афганистана служба внешней разведки Советского Союза тайно поддерживала Ахмад Шаха Масуда в борьбе против войск «Талибана», состоящих в основном из представителей пуштунских племен.

Когда в Афганистане укрепились боевики «Талибана» Исматулла обосновался в пакистанском городе Пешавар. Как пишут в своих исследовательских статьях хорошо поднаторевшие в выполнении политического заказа журналисты Ораз Алимбеков и Бакытжан Косбармаков, человеком, способствовавшим приезду Исматуллы в Казахстан с религиозной миссией,  был  выпускник факультета востоковедения КазНУ Галым Бокаш. Специалист по языкам пушту и урду (языкам большей части населения Афганистана и Пакистана), он в 1997 году специально ездил в Пешавар и  привез Исматуллу в Казахстан. Вначале Исматулла устроился в мечети Карасу, расположенном в северо-западной части Алматы, открыв там медресе-шилхану.

Основной контингент первых слушателей сорокадневного имитационного курса шилханы (шил - сорок) составили студенты и аспиранты факультета востоковедения КазНУ, журналисты.

Приверженцы Исматуллы, введя в обиход вид зикра -  радения за Всевышнего путем покачивания головы, интенсивных движений, объявили, что они «возрождают учение Яссауи, преданное  забвению в период всенародного атеизма». Чтобы доказать, что учение Яссауи является «изначальной религией казахов», они начинают толковать  в суфийском ключе произведения Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева, образцы казахского фольклора. А учение накишбанда, коим представителем является Ахмет Яссауи, объявляют неправильным, относя его к «скверным», «начетническим» учениям.

При этом казахстанские суфисты нового толка, разжигая искры национализма и играя на национальных чувствах казахов, не забывали возбуждать нелестные суждения об узбекском народе и Узбекистане, являющемся исторической родиной распространения  накишбандского суфизма. Под этими вымыслами подспудно лежало желание внушить людям, что учение накишбанда как экстремистское направление отделилось от учения Яссауи, а впоследствии учение Яссауи было силой выветрено из сознания народа и предано забвению. Такой национализм с ярко выраженной  религиозной окраской было созвучен с конфликтами, случавшимися в тот период  время от времени на узбекско-казахской границе.

Есть ряд событий, подтверждающих, что учения Яссауи ранее не существовало и оно появилось в независимом Казахстане. Для усиления своего влияния на казахское общество яссауисты стали говорить о том, что видные представители казахской устной литературы и некоторые казахские ханы «придерживались яссауисткого суфизма». В качестве доказательства приводили даже факт захоронения в Туркестане, где расположен мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, казахских ханов и батыров. Таких мифологических святых  как Шопан ата, Зенги баба, считавшихся наследием  доисламского религиозного культа, они провозгласили  реально жившими  людьми и   причислили их  к ученикам Кожа Ахмета Яссауи.

Правда, на пути привлечения на свою сторону всего казахского общества яссауисты столкнулись с идеологическими трудностями. К примеру, народ Западного Казахстана почитает Бекета ата (Бекета Мырзагулулы), поклоняется ему как к святому (пир). Да, он – воспитанник суфийской школы Хорезма. Если принять это во внимание, то Бекет ата придерживался суфийского учения кадария. Пользуясь именем Кожа Ахмета, яссауисты опутали своей сетью юг и восток Казахстана, задавшись целью  распространить свое влияние и на запад страны. Для этого они в первую очередь привлекли жыршы-жырау, писателей и поэтов. Эта категория интеллигенции  - чрезмерные идеалисты, охотно верят в различные мифы и  легенды. Поэтому немалая часть интеллигенции увлеклась новым суфийским учением, созданным Исматуллой. От такого увлечения не остались в стороне и представители мангистауской интеллигенции, в том числе жыршы Елдос Емел (впоследствии был певцом религиозной вокальной группы «Яссауи»).  Таким образом, созданное в 2000-х годах суфийское учение Яссауи распространилось от Алтая до Атырау и превратилось в версию той «религии, которая была позабыта в давние времена и возвращена нации  в период ее возрождения».

Позднее нашлось подтверждение того, что изначально учение Исматуллы было политико-религиозным идеологическим проектом и его реализовали должностные лица, ответственные за государственную идеологию. Вероятно, на появление этого проекта повлияло обострение религиозной обстановки на Кавказе в середине 90-х годов, стремление Чечни получить независимость от России.

Известно, что национальное движение Чечни к независимости  носило ярко выраженный религиозный характер, а в религии наблюдалось усиление салафитско-ваххабистких взглядов. Участие в вооруженном противостоянии под флагом борьбы за «чистую религию» боевиков из арабских стран наподобие Хаттаба, араба по национальности, присвоение некоторым из них звания полевого командира с правом командования чеченскими отрядами показывают степень обострения религиозной ситуации на Кавказе в тот период.

В такой обстановке власти России, наряду с применением военной силы против сепаратистов, приняли меры, препятствующие широкому распространению идей радикальных религиозных течений вроде салафизма-ваххабизма. Для этого нужно было отстранить от деятельности обосновавшихся в мечетях имамов с салафистскими, ваххабитскими взглядами и заменить их проповедниками традиционного суфийского течения кадария.

Внедрение в войска Дудаева-Масхадова, ведших вооруженную борьбу против России, в качестве религиозных идеологов Мухаммед-Хуссейна хаджи  Алсабекова и Ахмата хаджи  Кадырова, усиление разногласий среди сепаратистов указывают на успешность этого секретного религиозного проекта. Мухаммед-Хуссейн хаджи Алсабеков, занимавший высокую должность в духовном управлении мусульман Чечни, неожиданно отказался от участия в «джихаде» против России, вернулся в Казахстан и занял должность заместителя муфтия в Духовном управлении мусульман Казахстана. А заменивший его в Чечне Ахмат Кадыров еще больше разжег интригу среди сепаратистов, способствовал возникновению недовольства между традиционалистом Масхадовым и радетелем за «чистую религию» Басаевым. После смерти Масхадова он был избран президентом Чеченской Республики, признанным официальной Москвой, затем погиб в результате теракта, организованного его противниками. С того времени руководителем Чечни является его сын Рамзан Кадыров.

Разумеется, Казахстан не является федеративным государством, как Россия. Казахстанскую власть не могло оставить равнодушной усиление салафитско-ваххабистской проповеди, радикализировавшей религиозное верование в начале 90-х годов. В исследованиях, написанных на эту тему, говорится, что такой религиозный идеологический проект, как формирование Исматуллой приверженцев своего ранее не существовавшего учения под названием «учение яссауи», совпадение его по времени с событиями на Кавказе рассматривался как заслон радикальным направлениям салафизма. Именно в этом состояла и основная цель приглашения в Казахстан как очень нужного человека  Исматуллы Абдигаппарова, мирно проживавшего в пакистанском городе Пешавар после окончания своей миссии в афганской войне.

Версию о том, что политико-идеологический проект учения Исматуллы разработан на основе российских методов и мер по изменению сложившейся религиозной обстановки на Кавказе, подтверждается и косвенными доказательствами. К примеру, не беря во внимание небольшие особенности, обряд радения (зикр), применяемый в учении Исматуллы очень схож на обряд радения в суфийском учении кадария. До сих пор в сети интернета можно встретить видеосюжет о неоднократном участии видного представителя суфийской школы кадария Мухаммед-Хусейна хаджи Алсабекова в бытность его одним из руководителей Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) в многолюдных обрядах радения, которые проводил в Алматы духовный наставник Исматулла. 

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33