Канны отменили
Поддержать

Канны отменили

«В конце мая covid-19, как и любой респираторный вирус, впадет в спячку, а к июню уже и разговоры про него забудутся», — уверен известный российский эпидемиолог, академик Николай Филатов.

Страх, глупость и благие намерения

Музыкант, ударник группы Би-2 Борис Лифшиц взял очередное народное интервью у доктора медицинских наук, экс-главного санитарного врача Москвы, заместителя директора по науке НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова, заведующего кафедрой эпидемиологии Сеченовского университета Николая Филатова. Их беседа, где среди прочих были и вопросы вакцинации, и теории заговора по главе с Биллом Гейтсом, интересна и полезна, как нам кажется, любой аудитории независимо от страны проживания.

 — К масштабам covid-19 меня двоякое отношение, — говорит доктор. — Например, в 2018-2019 году количество людей, заболевших респираторными заболеваниями, к которым относится и covid-19, было на 20% выше, чем сейчас. Но тогда никто не заговаривал об эпидемии.

 Однако меры, предпринятые правительством Москвы, были правильными с эпидемиологической точки зрения. Когда заболеваемость идет вверх, то возбудитель бывает более злым, и чтобы сбить его агрессию и срезать пик заболеваемости, людей на какой-то период разобщают. Напуганные событиями в Ухани, мы начали применять эту меру до начала эпидемии: закрыли границы и активность передачи вируса другому человеку замедлилась. Это не панацея, все равно он будет охватывать все больше и больше людей, но вопрос в том, как и кого. Если пожилых людей, то в их организме вирус будет набирать вирулентность, не видя на себе прессинга иммунной системы. Почему мне не нравится, когда на дверях магазинов пишут, что лиц старше 65 лет будут обслуживать с 8 до 9 утра? Потому что это глупость, хотя и с благими намерениями. За этот час один инфицированный заражает высоковирулентным возбудителем всех, кто рядом.

— В Америке такая же система…

— Это не значит, что правильно. В Америке нет эпидемиологии как таковой, у них есть CDC — так называемый центр контроля за заболеваниями. Это одна из причин, почему у них летальность от covid-19 — 6,9%, а у нас 1%. Это при том, что медицина там на более высоком уровне, чем у нас. Но мы, в отличие от них, сделали оттяжку — более медленное вхождение вируса в человеческую популяцию, чтобы успеть подготовить койкоместа, лекарственные препараты и технические средства.

— Почему интервью у вирусологов и эпидемиологов достаточно позитивные, а у врачей, которые работают в ковитариях, информация совеем другая: все плохо, больницы забиты молодыми, сидите дома и никуда не выходите?

— Думаю, это происходит под воздействием страха. Когда на КТ (компьютерный томограф) видишь легкие больного covid-19, то, действительно, становится страшно: этого органа уже фактически нет или он в таком состоянии, что выжить с ним невозможно. Это пугает всех — врачей и особенно обывателей, которые не знают, что в их организме происходит. А происходит там одна простая вещь – неадекватный, гиперактивный иммунный ответ организма на вирус. Это не зависит не от того, молодой человек или старый, а сколько раз он встречался с новыми возбудителями.

Сейчас люди могут по много раз выезжать за границу. Сегодня в Таиланде, завтра в Сингапуре, Африке, США, Канаде… И везде он собирает возбудителей различных болезней. И хотя его иммунная система старается ответить на каждый из них, ничего для нее бесследно не проходит.

— Когда смотришь статистику, то смертей немного, выздоровевших — тоже, а зараженных много. Куда эти люди деваются? Что с ними происходит?

— Выздоравливают только те, кто обратился за медицинской помощью. Ему ставят диагноз, лечат (или, может, Господь ему помогает) и как только исчезают клинические проявлении, его выписывают. Количество обследуемых на инфекцию нарастает с каждым днем (на конец апреля в России более трех миллионов человек), а выявляемость зараженных covid-19 – всего 3%. Среди этих выявленных летальность 1%, тяжелые формы – 5%, а у свыше чем у 45% людей в организме сидит уравновешенный возбудитель: он есть, но не вызывает болезнь. И это очень и очень хорошо. Значит, возбудитель уже теряет свою вирулентность. Все в этом мире уравновешено. Заболевание – это исключение из правил. В обычной ситуации мирное сосуществование с возбудителем не вызывает повышения температуры или ухудшения самочувствия. Если же появились какие-то симптомы, значит, либо он стал более агрессивным, либо — уровень иммунной защиты снизился, и возбудитель начинает проявлять себя.

Немцы недавно опубликовали результаты наблюдении за 7-летним мальчиком. У него был выявлен возбудитель covid-19, но никаких клинических проявлении не было. С ним проконтактировало много людей – около 150 человек, но никто не заболел. Это говорит о том, что ребенок отдает слабо вирулентный возбудитель, уравновешенный его иммунной системой. Возбудитель не может с ней справиться, все его потомки слабые. Они — как вакцинный штамм: попадая в организм, возбуждают иммунитет, а заболевания вызвать не могут.

На одном из совещаний федерального штаба по борьбе с covid-19 я говорил, что школьников и дошкольников надо первыми выпустить из карантина. Подъема заболеваемости среди них не будет никакого, зато произойдет вхождение в популяцию людей более слабого вируса, что будет способствовать по сути естественной иммунизации населения без всякой вакцины. Уже сейчас в Москве около 20% медработников имеют антитела, хотя они не болели covid-19 вообще.

Нулевой эффект масок и антисептиков

— Когда человек постоянно летает из страны в страну и встречает разных возбудителей, то его иммунитет становится сильнее и или наоборот — изнашивается?

— Нет, не сильнее. Дело в том, что даже на слабый вирулент нового (это ключевое слово) возбудителя иммунная систему отвечает неадекватно. Идет гиперактивная максимальная защита. Она такая высокая, что готова уничтожить (как в случае с covid-19 -легкие) собственные входные ворота для инфекции.

Суть заключается в том, что популяция вирусов и иммунная система должны друг друга уравновесить. Мы можем закрывать очень долго границы и все равно это произойдет. 45% бессимптомных носителей вируса и есть те самые люди, у которых в организме имеется уравновешенный, не вызывающий болезни возбудитель covid-19. Он не единственный, их имеется около десятка. Это и вирус герпеса, и возбудитель туберкулеза, которые никуда не делись, а тихонько себе сосуществуют с человеком.

— Но все говорят только про covid-19.

— Сейчас только ленивый не говорит про covid. Все про него все понимают и знают. Губернатор где-то на Дальнем Востоке принимает, например, решение, чтобы все ходили в масках, иначе оштрафуют. Но, слушайте, нельзя же доходить до такой глупости!

— Вы считаете это глупостью?

— Это абсолютно неправильно. Если губернатор считает, что все должны носить маски, то он должен нести ответственность за тех малышей, здоровью которых будет нанесен вред. А я уверен, что завтра наверняка появятся дети с эмфиземой легких. Ребенок, когда взрослые тащат его куда-то за руку, изо всех сил старается вдохнуть воздух через закрывающую нос и рот тряпочку, которая не защищает от его от вируса. Легкие раздуваются и при малейшем сжатии альвеолы лопаются. Итог — на легком появляются дыры.

Уж лучше для противовирусной защиты на входных воротах пользоваться назальным спреем грипфероном, от него эффекта больше, чем от любой маски. Таким же, кстати, свойствами обладает нюхательный табак – уникальное противовирусное средство, заставляющее выбрасывать человеческий интерферон.

 Маска нужна больному человеку, чтобы он поменьше выделял аэрозолей в окружающую среду: при кашле микрочастицы летят на 6 метров. Более того, когда человек стоит в маске, то вокруг него образуется облако с мелко дисперсными каплями влаги, в которых есть вирус. Человек уходит, а это облако остается. Другой человек входит в него и, вдыхая, получает вирус через маску. Даже если вы будете носить противогаз, то как только снимете его, сделаете два вдоха — и вирус может попасть в легкие с мелкими частицами пыли. Для каждого возбудителя есть свои входные ворота в организм. Заражение covid-19 происходит только таким путем — его нужно вдохнуть на слизистую дыхательных путей. Через слизистую глаз – это такая же выдумка, как и заражение через руки, которыми касаешься лица. Эффективность перчаток и сапог близка к нулю. От того, что в магазинах протирают ручки на каталках дезсредствами, пользы тоже нет. Возбудители, которые нас окружает, встречаясь долгое время с дезинфектантами и антибиотиками, становятся устойчивыми к ним.

— А вот если съесть яблоко, на которое чихнул другой человек?

— Если вирус попал не на слизистую, а в желудочно-кишечный тракт, организм не заметит его, он там погибнет. Да вы хоть ванну будете принимать с дезсредствами, все равно можете заразиться этим возбудителем, потому что он попадает в легкие через воздух, а не с пищей или водой.

— То есть про антисептики нужно забыть?

 — Я не говорю про то, что руки должны быть грязными. Но от развешанных в магазинах антисептиков мы получаем только поражение кожных покровов — и не более того.

Коллективный иммунитет

— А что такое коллективный иммунитет?

— Объясняю. Прививка против вируса гриппа не гарантирует того, что человек не заболеет, потому что их (вирусов гриппа) очень много. На территории Москвы циркулирует около 18 вариантов одновременно. Мы прививаем против трех. Смысл коллективного иммунитета заключается в том, что даже тот возбудитель, против которого не прививали, циркулируя на привитых, теряет свою вирулентность. В свое время в Ленинском районе Москвы был проведен эксперимент — привили более 90% работающего населения, считая, что это станет атомной бомбой против гриппа. И — ничего подобного! Заболеваемость выросла процентов на 30, но прошла она в легкой форме, летальность среди детей до 3 лет и лиц старше 60 ушла к нулю, так как в их организм стал попадать слабовирулентный вирус. В такой вот циркуляции и заключается прелесть коллективного иммунитета.

Или возьмем корь. Раньше говорили, что переболевший и привитый имеют пожизненный иммунитет, а сейчас болеют привитые. Почему? Потому что вакцины ведь тоже адаптируются. Мы считаем, что все замерло, но эта масса меняется то в одну, то в другую сторону. Теперь та же самая вакцина против кори стала вызывать иммунитет только на 10-12 лет, а потом антитела исчезают и требуется ревакцинация. Или же мы делаем прививку взрослым и получаем большую долю серанегативных, то есть людей, у которых антитела не вырабатываются. Поэтому надо либо повышать иммуногенность вакцины, либо выбирать более правильную тактику.

— В КНР и Южной Корее выявляли в конце апреля всего до 10 человек зараженных covid. У них уже выработался коллективный иммунитет?

— Там немного лукавая статистика. Возбудитель в Китае выявили, когда процесс уже давно шел и было уже много больных с пневмонией. Не думаю, что зараженные не попали в другие регионы страны.

 В прошлом и позапрошлом году заболеваемость респираторными заболеваниями, повторяю, была выше, чем за тот же период этого года. От гриппа умирает значительно больше людей, чем от covid-19. Да, он новый, да, он напугал, особенно, когда по телевизору показывали могилы тех, кто умер от коронавируса, и сплошные белые каски на опустевших улицах. Я не знаю, для чего это делали, но такой ужасающей летальности в России нет. У нас ежедневно умирает пять тысяч человек, из них от covid-19 на конец апреля – 100 человек.

— Какие меры профилактики или защиты вы бы посоветовали?

 — Если мы начнем собирать стариков в одном месте, то получим 7% летальность как в Европе и США. Пока мы все сделали правильно — медленно разобщили людей, чтобы срезать пик заболеваемости. Правда, с перегибами – все в масках, а потом зачем-то закрыли парки, скверы, детские площадки. Не надо, мол, создавать толпу. А на свежем воздухе возбудитель как раз сохраняется меньше, чем в закрытых влажных помещениях с малым движением воздуха.

В советские времена, когда респираторные инфекции были пострашнее, чем совид-19 (изменчивость штаммов была более быстрая, количество заболевших и смертей побольше), всегда говорили, что для его профилактики нужен свежий воздух.

Covid-то пройдет, это ерунда. Судьба подарила нам легкий вирус, это для нас по сути хороший тренировочный момент. Но если он будет с другими характеристиками – передаваясь респираторно, будет иметь ту же вирулентность, как вирусы эбола, мараба или ласа, вот тогда смертей будет значительно больше. Поэтому сейчас надо использовать ситуацию для того, чтобы подготовиться к встрече с другим, более опасным вирусом.

 После карантина нужно провести аттестацию мест массового скопления людей. Когда откроются кинотеатры, первое, что должен сделать владелец – посмотреть вентиляцию. Ее надо сделать такой, чтобы не было нарастания вирусосодержащих аэрозолей в помещении. Она должна работать так, чтобы не просто давала смену чистого воздуха, но еще и обеззараживала его.

— Но когда же все это закончится?

— 19 апреля закончился непонятный эпидемический рост и дальше система уже начинает переходить в стадию управления. Я думаю, что к июню, как только будет устойчивые 20 градусов выше нуля, уже и разговоры про covid забудутся. Конечно, если директора магазинов перестанут писать, что стариков будут собирать отдельно для обслуживания. А детей надо выпускать, они, не болея сами, адаптируют возбудитель в более мягкое русло.

Я говорю про лето, потому что 40 лет занимаюсь эпидемиологией и за все эти годы ни разу не видел ни одной респираторной инфекции, которая проявляла бы себя в это время года в виде вспышки даже в лабораторных условиях. Наступает конец мая – и они будто в спячку впадают. Мы и так их пересеваем и эдак, разве только не приплясываем возле них, а они не хотят работать — и все тут. Посыпаются в конце октября — началу ноября.

— А что на них влияет?

— Я этого не знаю. Что-то в них меняется – какая-то генетическая последовательность, толщина стенки, а может быть, появляются какие-то новые рецепторы.

— Почему тогда во всем мире отменили большие мероприятия, запланированные на лето?

— С соvid это никак связано, значит, там другие причины.

Теория заговора

— Сейчас много говорят про теории заговора: covid-19 — это рукотворный вирус. Под разработкой вакцины основатель Microsoft Билл Гейтс якобы прячет проект по чипированию людей.

— Не поддерживаю такие теории, но если его создавал какой-то враг человечества, то что же он такую ерунду создал? Для меня как эпидемиолога — это все сказки. Вирус, который летом заснет, осенью будет уже не новым, то есть он уже не будет вызывать смертельные исходы. Все ищут каких-то сенсации. Чем страшнее выдумка, тем в нее легче верить. Сейчас много испуганных людей, им можно втемяшить все, что угодно. Что касается вакцины, то даже если ее и разработают, то не будут вводить всем поголовно, потому что к тому времени появится уже covid-20.

— А вы вообще сторонник прививок?

— В обязательном порядке. И если респираторную инфекцию можно прожить где-то за счет коллективного иммунитета, то с серьезными болезнями это не проходит. Если непривитый против дифтерии ребенок попадет в класс, где у всех детей есть возбудитель в носоглотке, то они «подарят» ее ему, то этот возбудитель может даже убить его, потому что у него нет антитоксического иммунитета. Я хорошо знаю это, потому что в свое время принимал решение – не допускать в школу детей, не привитых против дифтерии. В те годы (это были 90-е) в Москве была вспышка этой болезни: люди умирали как в допрививочный период. Потерять бдительность и упустить ситуацию очень легко. Не видя много лет манифестных форм инфекции (с ярко выраженными клиническими симптомами), наши медработники перестали видеть больных. «Зачем прививать? – думали они. — Ну подумаешь, один с дифтерией на всю Москву. А если пойдут какие-то аллергии или осложнения постпрививочные. Это так страшно». На самом деле ничего страшного нет, надо просто правильно подготовить ребенка к прививке.

— Но у меня у знакомого привили сына от полиомиелита, и он перестал ходить?

— Если вакцина живая, то ее штамм может набрать вирулентность. Такие случаи бывают один или два на 10 млн. Но сейчас ревакцинация делается убитой вакциной, поэтому вероятность появления вакциноассоциированного полиомиелита фактически равняется нулю.

— Какие прививкам вы считаете обязательными?

— Все, которые имеются в календаре. Кроме того, я считаю нужным ввести в него прививку против вируса папилломы человека и обязательном порядке — пневмококковые. Дальше по очереди можно выстроить еще где-то с десяток вакцин, которые нужна разрабатывать и включать в календарь, но это большие деньги: ее нужно создавать, производить и доставлять.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.