Врачами в Казахстане командуют пациенты?
Поддержать

Врачами в Казахстане командуют пациенты?

— Медперсоналу очень сложно работать с неуправляемой, подогреваемой блогерами, толпой, это влияет на конечный результат, — признался врач, работающий в ковидной, бывшей многопрофильной, больнице. – Некоторыми из них, на мой взгляд, должны заняться спецслужбы

Эпоха нервозности

В последние дни у обывателя сложилось устойчивое мнение, что население брошено на произвол судьбы. Или это не так?

— Никто никого не бросал. Очень многое зависит от дисциплинированности самих людей. Если вернуться к самому началу, то казахский Минздрав очень грамотно подошел к проблеме, вовремя объявив режим ЧП и карантина. Но тогда многие не верили в благие намерения власти. Бытовало мнение, что всех загоняют домой для того, чтобы не допустить митинги. Когда сняли карантин, то все кинулись наверстывать упущенное. И только после того, как пошел вал зараженных и заболевших, люди стали, кажется, понимать, что карантинные мероприятия были необходимы. Но теперь пошла другая волна – все в панике кинулись штурмовать аптеки и больницы. И снова все виноваты. Теперь «врагами народа» стали еще и медики. Мне постоянно звонят, жалуются на сотрудников (я с недавних пор заместитель главного врача), на меня самого тоже идут жалобы…  

— Чем они спровоцированы?

— Отсутствием доверия к медицине. Люди сами хотят управлять этим процессом. Попав в больницу, начинают диктовать, как их нужно лечить. Врач, не идущий на поводу, раздражает и больного, и его родственников, и даже коллег. Пациент вообще сейчас пошел тяжелый. Среди них есть блогеры, которые, что называется, рулят общественным мнением. Стоит ему выступить с гневным – «меня не лечат, все врачи – дураки и недоучки», как в соцсетях начинается антимедицинская вакханалия. Поэтому некоторые коллеги, не споря, назначают препараты с очень серьезными отдаленными последствиями, то есть с высокими побочными эффектами.

Буквально сейчас звонил пациент с требованием назначить тот препарат, который, по результатам его анализов, ему противопоказан. Отказал – полетела жалоба главврачу и угроза написать в соцсетях. Мне вот интересно, а если бы и я начал указывать сантехнику, электрику или парикмахеру, как им надо работать?

 В общем, смысл моего обращения такой: с неуправляемой истерящей толпой медперсоналу очень сложно работать, это влияет на конечный результат.

— Но и врачи тоже не ангелы. В сети полно сейчас видео, где фельдшеров скорой из приемного покоя инфекционной больницы выгоняют  вместе с тяжелым пациентом.

— Это – под каким углом их смотреть. Первое и самое главное – те, кто, способствуя панике, занимаются такими съемками, на мой взгляд, бессовестные люди. Ими должны заниматься спецслужбы. Они ведь снимают видео не для того, чтобы помочь людям, а для повышения своего рейтинга, пропиариться, собрать лайки. Зато того издерганного доктора, который, работая двухнедельным вахтовым методом, мог реально спасти не одну человеческую жизнь, наверняка уже уволили.  

Многие больницы сейчас перепрофилированы в инфекционные и провизорные стационары. И все равно их не хватает. Когда люди в панике, то они думают, что их могут спасти только там, поэтому и лезут по головам. Но чтобы кого-то положить, надо кого-то убрать, выбросить попросту говоря, из больницы.   

Если бы поликлиническое звено правильно контролировало и регулировало поток больных, то тем самым оно сняло бы огромную нагрузку со скорой помощи и стационаров. Многие больницы, следуя протоколу, стараются это делать, но есть так называемый человеческий фактор, ломающий эту цепочку. Например, у моего старшего брата, достаточно ответственного человека, вышел при обследовании на ковид положительный результат. Я ему посоветовал позвонить в поликлинику, объяснить ситуацию и попросить дистанционно открыть больничный. Он так и сделал, а ему медсестра, сидящая на ресепшн, велела прийти лично. Он так и сделал — надел маску и пришел. Если кого-то заразил, то это результат  неграмотности сотрудника поликлиники. И сейчас таких системных ошибок много.

Если бы довести через СМИ и социальные сети информацию о том, как надо себя вести в случае заболевания, опасности паники, то, возможно, работа врачей была бы более эффективной. Мне непонятно, почему до сих не организована круглосуточная горячая линия по типу 1414 для оказания госуслуг, которая соединяла бы пациента с ближайшей поликлиникой для получения дистанционной консультации врача и оформления больничного листа?

Причины смертности

— А как вы прокомментируете видеообращение шымкентского врача к президенту Токаеву, где она требует изменить протокол лечения, считая, что люди умирают не от пневмонии.

— Если не от нее, тогда от чего? Не исключаю, что это добросовестное заблуждение. Насколько я понял, тот врач не работает в очаге и не видит реальных больных. А вообще я не люблю эмоциональные видеобращения в соцсетях. Неспециалистам очень сложно понять, — кто профессионал, а кто – блогер с медицинским образованием, но они ведутся на их эмоциональные, умно преподнесенные, со слезой в голосе «разоблачения за народ». 

— Но откуда такая высокая смертность? Ведь еще в апреле-мае мы гордились тем, что она у нас одна из самых низких в мире.

 — Когда нагрузка на больницы и врачей большая, то помочь больному также хорошо и качественно, как это было во время ЧП и карантина, становится сложнее, и летальность, естественно, возрастает. Нарастающий вал  – это все равно, как подметать снег во время большого снегопада: как ни старайся, он все равно не заканчивается. Но не врачи виноваты в этом, люди сами себе создали проблемы.

— А как нам нужно вести себя правильно, чтобы этого вала не было?

— Никто не застрахован от заражения этим вирусом, но всегда надо стараться сделать так, чтобы заболевание прошло в легкой форме. Это зависит от того, какая доза инфекции получена. А это уже напрямую зависит от правил, которые знают все, но не все почему-то соблюдают —  режим максимальной изоляции, обязательное и правильное ношение маски в местах скопления людей, соблюдение социальной дистанции и уменьшение количества контактов с людьми.

А самое главное, если уж заболел, то прервать цепочку на этом – самоизолироваться в отдельной комнате или даже снять по возможности квартиру и поселиться одному. После этого, как бы это ни было трудно в наших условиях, связаться с поликлиникой, чтобы она дистанционно консультировала, а потом самому мониторить свое состояние. Измерять температуру (она считается нормальной до 37 градусов); считать частоту сердечных сокращении по пульсу на сонной или лучевой артерии (диапазон 60-80 ударов минуту) и  дыхания  — в норме она бывает от 16 до18  вдохов или выдохов за единицу времени, у спортсменов эта цифра может быть меньше. При более тяжелых случаях, когда число дыхательных движении больше 26, температура выше 38  и никакие лекарства не помогают, надо решать вопрос со стационарным лечением. 

Обильное питье помогает провести дезинтоксикацию организма, отправленного инфекцией: она будет выходить через выдыхаемый воздух и мочу, плюс, когда человек потеет, — через кожу. Когда происходит сгущение крови, тогда есть большая вероятность образования тромбов. Питье  в этом случае тоже помогает разбавить кровь и избежать тромбов, которые тоже приводят к  плохим исходам при коронавирусной инфекции.

— А как быть с антибиотиками, которыми сейчас запасается население?

— Их нужно принимать по назначению врача только в тех случаях, когда к вирусной инфекции присоединяется бактериальная. Но сейчас то, к  чему мы, врачи, шли долгие годы – приучить людей обходится без антибиотиков, ломается из-за бесконтрольного применения, спровоцированного паникой. В ближайшей перспективе это может привести к дисбактериозу (нарушению флоры кишечника), диарее и молочнице (у женщин). Вирусная пневмония может перейти в грибковую, грибки вырастают там, где бесконтрольно применяются антибиотики, и лечатся они крайне тяжело.

В отдаленной перспективе (через год или два примерно) столкнемся, возможно, с еще большей проблемой — появятся  бактерии, не чувствительные ни к одному типу антибиотиков.

 Словом, первые дней пять болезни смысла в применении антибитиков нет однозначно. Если повышается температура, то можно принимать либо аспирин, либо парацетамол. Аспирин идет как противовоспалительный препарат, к тому же он является дезагрегантом, то есть разжижает кровь, что в данном случае является профилактикой образования тромбов. Однако самостоятельно пропивать ни один препарат не надо, любой из них имеет как показания, так и противопоказания. Универсального для всех рецепта нет: одному можно и нужно, другому нужно, но нельзя. Тот же аспирин при бесконтрольном приеме может привести  к развитию гастрита и обострению язвенной болезни. Уж лучше лечитесь для профилактики народными средствами. Неплохим методом недопущения вируса в организм, на мой взгляд, является полоскание горла и ротовой полости соленой водой. В любом случае он безвреден и даже эффективен, если применять его в самом начале развития инфекционного заболевания.

— Некоторые заболевшие утверждают, что сидели дома, никуда не выходили, и все равно заболели…

— Это похоже на ситуацию на дороге. Есть дисциплинированный водитель, а есть такой, который, выскочив на встречку, ломает жизнь всем. Возможно, они заразились от так называемых бессимптомников, пренебрегающих масками. У меня вообще такое впечатление, что правила в Казахстане принимаются для того, чтобы они нарушались. И пока наша недисциплинированность не сгубила нас, надо принимать жесткие меры к нарушителям. Если человек не понимает этого, его надо заставить это сделать. Может быть, с помощью высоких штрафов. А то ведь мы со всеми нянчимся как с детьми. Им, чтобы не плакали, суют конфетку. В итоге из ребенка вырастает оболтус с преступными наклонностями. И здесь тоже – чтобы люди не жаловались, что их притесняют, нарушают их права, карантин ослабили настолько, что разрешили практически все. Так что и паника, и переполненные стационары, и высокая смертность вполне объяснимы. Я вовсе не хочу обострять ситуацию. Я просто хочу указать на системные ошибки, чтобы проблема, решившись корневым образом, принесла пользу. Если мы спасем от смерти хотя одного человека, можно считать, что мы что-то мы сделали.

Отложенные больные

— Сейчас, когда ваша многопрофильная больница стала инфекционной, куда делись ваши пациенты?

— Если плановую операцию у хронического больного можно отложить, то мы идем на это. Иначе есть вероятность, что человек после операции может затемпературить, подхватить пневмонию и результат будет намного хуже ожидаемого. Но все экстренные операции мы проводим. На прошлой неделе, например, сделали ее человеку с положительным результатом на коронавирусную инфекцию. То есть люди без помощи не остаются.

— А операционная бригада не боялась заразиться?

— А что, нужно было бы оставить пациента умирать, боясь заразиться? Работа в противочумных костюмах намного усложняет нашу работу, но другого выхода у нас не было. Жаль, но не все понимают это, и, нагнетая обстановку, жалуются и ругают медработников.

— Сейчас не делают вскрытий умерших. Это правильно?

— До недавних пор — да, было такое указание — не вскрывать. Но риски и у хирурга, и у патологоанатома одинаковые. Вскрыли внутренности человека во время операции или же, когда он уже умер, — разницы нет, а информацию о заболевании вскрытие дает большую. Оно показывает больше, чем любая компьютерная томография. А раз так, то лучше вскрыть, чтобы помочь другим людям.

P.S. Может, действительно, панику мы создаем сами? В конце прошлой недели социальные сети пестрили фото и видесюжетами многометровых очередей в аптеки в центре Алматы. Но вот из личного опыта. Зайдя в аптеку «Европлюс» торгового дома «Алматы-молл» на Саина–Жандосова в пятницу вечером, я обнаружила очередь из двух человек. Даже одного: вторым человеком оказался муж, дышащий жене в затылок. На видном месте  красовались «Терафлю», парацетамол, аспирин разных видов – простой, с глюкозой, с сахаром. Когда подошла моя очередь, провизор стала молча складывать в пакет все эти лекарства по три экземпляра каждый. На вопрос: «Зачем? Мне нужны только маски», она удивилась: «Как?! Все же запасаются»…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.